ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеСогласно ГОСТ 7.0-99 Информационное обслуживание - обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. По В. В. Брежневой – инф. обслуживание это деятельность, направленная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления им информационных продуктов и услуг или содействия их информационному самообслуживанию.
В стратегию развития б-ки входит постоянное изучение потребителей, выявление основных целевых групп, их требований и ожиданий, имеющихся и предполагаемых потребностей.
Изучение потребителей – основной этап в организации информационного обслуживания:
1. Выявляются все группы потребителей, обслуживаемых данной б-й.
2. Выделяются приоритетные целевые группы, и осуществляется изучение существующих и предполагаемых потребностей.
3. Изучаются ожидания и предпочтения отдельных потребителей. Изучение потребителей является точкой для обоснования и разработки инф. продуктов и услуг.
Сегментация рынка библ.-информационных услуг/продуктов представляет собой разделение всей совокупности реальных и потенциальных пользователей на группы (сегменты). В каждый из таких сегментов войдут пользователи определённой конкретной услуги. Сегментация позволяет учитывать особенности и потребности различных групп пользователей библиотечно-информационных услуг и целенаправленно воздействовать на спрос.
При сегментации учитываются различные социальные, возрастные, образовательные и иные особенности. Часто используется сегментация по социально-экономическим признакам: полу, возрасту, роду занятий, образованию, принадлежности к определённой социальной группе, этнической культуре, вероисповеданию. Среди новых групп пользователей б-ми услугами – предприниматели, фермеры, переселенцы, беженцы, безработные и др.
Под сегментацией рынка библ.-информационных услуг подразумевается разделение всей совокупности реальных и потенциальных пользователей по различным формальным и неформальным признакам. Можно даже выделить такой признак как мотивы обращения к тем или иным услугам б-ки. (Деловые, самообразовательные, досуговые и др.)
Как правило, всегда есть группа преобладающая количественно, она и является приоритетной для б-ки в этом сегменте. Смысл сегментации не только в том, чтобы выделить отдельные группы пользователей конкретными услугами, но и найти потенциальных пользователей. Содержание, особенности и отличия предлагаемой услуги во многом определяется тем, на какой сегмент рынка она ориентирована. При этом сегментация рынка услуг должна ориентироваться на потребителей конкретной услуги, а не на преобладающую группу читателей.
Среди пользователей определённой услугой б-ки могут быть люди, которые не являются читателями б-ки. Пользователем библ.-информационной услуги может быть не физическое лицо, а юридическое (фирма, организация).
Существующие в нашей стране б-ки весьма разнообразны. Их отличают ведомственная подчиненность, объем и состав фонда, уровень автоматизации и др. Для б-к, являющихся структурным подразделением учреждений (школьные и вузовские б-ки) «своими» потребителями будут учащиеся, студенты, преподаватели, сотрудники данного учреждения. На них ориентированы разрабатываемые инф-е продукты и услуги. Для б-к, являющихся самостоятельными юридическими лицами, понятие «своих» потребителей более расплывчато. С ростом конкуренции на информационном рынке начинается борьба за «своего» потребителя. Важным для б-ки, является определение характеристик, которые позволят выявить её потребителей инф. продукции.
Потребителей можно разделять на группы по разным основаниям:
- Если за основание взять один из видов наиболее требуемой специальной информации, научно-техническую, то в качестве её потребителей рассматриваются следующие три категории, выделенные в соответствии с характером деятельности:
а) ученые в обл. фундаментальных и прикладных наук
б) специалисты-практики в различных областях знания
в) руководители координирующие деятельность на местном, национальном и международном уровнях.
- В информационно-библиотечной деятельности различают следующие группы:
• Информационно-активные, осведомлённые пользователи имеющие приверженность к определённым услугам;
• Информационно-активные пользователи, обращающиеся к услугам многих б-к
• Нерегулярные пользователи, слабо ориентирующиеся в совокупных информационных ресурсах;
• Начинающие пользователи, обладающие потенциалом стать в дальнейшем информационно-активными.
Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы. Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые люди.
Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой.
В стратегию развития б-ки входит постоянное изучение потребителей, выявление основных целевых групп, их требований и ожиданий, имеющихся и предполагаемых потребностей.
Изучение потребителей – основной этап в организации информационного обслуживания:
1. Выявляются все группы потребителей, обслуживаемых данной б-й.
2. Выделяются приоритетные целевые группы, и осуществляется изучение существующих и предполагаемых потребностей.
3. Изучаются ожидания и предпочтения отдельных потребителей. Изучение потребителей является точкой для обоснования и разработки инф. продуктов и услуг.
Сегментация рынка библ.-информационных услуг/продуктов представляет собой разделение всей совокупности реальных и потенциальных пользователей на группы (сегменты). В каждый из таких сегментов войдут пользователи определённой конкретной услуги. Сегментация позволяет учитывать особенности и потребности различных групп пользователей библиотечно-информационных услуг и целенаправленно воздействовать на спрос.
При сегментации учитываются различные социальные, возрастные, образовательные и иные особенности. Часто используется сегментация по социально-экономическим признакам: полу, возрасту, роду занятий, образованию, принадлежности к определённой социальной группе, этнической культуре, вероисповеданию. Среди новых групп пользователей б-ми услугами – предприниматели, фермеры, переселенцы, беженцы, безработные и др.
Под сегментацией рынка библ.-информационных услуг подразумевается разделение всей совокупности реальных и потенциальных пользователей по различным формальным и неформальным признакам. Можно даже выделить такой признак как мотивы обращения к тем или иным услугам б-ки. (Деловые, самообразовательные, досуговые и др.)
Как правило, всегда есть группа преобладающая количественно, она и является приоритетной для б-ки в этом сегменте. Смысл сегментации не только в том, чтобы выделить отдельные группы пользователей конкретными услугами, но и найти потенциальных пользователей. Содержание, особенности и отличия предлагаемой услуги во многом определяется тем, на какой сегмент рынка она ориентирована. При этом сегментация рынка услуг должна ориентироваться на потребителей конкретной услуги, а не на преобладающую группу читателей.
Среди пользователей определённой услугой б-ки могут быть люди, которые не являются читателями б-ки. Пользователем библ.-информационной услуги может быть не физическое лицо, а юридическое (фирма, организация).
Существующие в нашей стране б-ки весьма разнообразны. Их отличают ведомственная подчиненность, объем и состав фонда, уровень автоматизации и др. Для б-к, являющихся структурным подразделением учреждений (школьные и вузовские б-ки) «своими» потребителями будут учащиеся, студенты, преподаватели, сотрудники данного учреждения. На них ориентированы разрабатываемые инф-е продукты и услуги. Для б-к, являющихся самостоятельными юридическими лицами, понятие «своих» потребителей более расплывчато. С ростом конкуренции на информационном рынке начинается борьба за «своего» потребителя. Важным для б-ки, является определение характеристик, которые позволят выявить её потребителей инф. продукции.
Потребителей можно разделять на группы по разным основаниям:
- Если за основание взять один из видов наиболее требуемой специальной информации, научно-техническую, то в качестве её потребителей рассматриваются следующие три категории, выделенные в соответствии с характером деятельности:
а) ученые в обл. фундаментальных и прикладных наук
б) специалисты-практики в различных областях знания
в) руководители координирующие деятельность на местном, национальном и международном уровнях.
- В информационно-библиотечной деятельности различают следующие группы:
• Информационно-активные, осведомлённые пользователи имеющие приверженность к определённым услугам;
• Информационно-активные пользователи, обращающиеся к услугам многих б-к
• Нерегулярные пользователи, слабо ориентирующиеся в совокупных информационных ресурсах;
• Начинающие пользователи, обладающие потенциалом стать в дальнейшем информационно-активными.
Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы. Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые люди.
Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой.