ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеВ библиотечном деле под проектом понимается совокупность мероприятий, направленных на достижение определенной, четко сформулированной цели.
Проектная деятельность библиотек осуществляется за счёт собственных средств и с привлечением дополнительного финансирования.
Источниками финансирования могут служить органы местного самоуправления, а также многочисленные организации и фонды, занимающиеся благотворительной деятельностью и выделяющие гранты (денежные суммы) для реализации проектов.
В соответствии с одной из существующих классификаций, выделяют следующие виды проектов:
1) По масштабу: мегапроекты (федеральные, региональные, краевые и т.п.), мультипроекты (на уровне малого или средних размеров города), монопроекты (реализуются одной библиотекой).
2) По содержанию или тематические: универсальные (комплексные) и специальные.
3) По функциональному признаку: информационные, социальные, культурно-досуговые.
4) По срокам реализации: оперативные (до года), текущие ( от 1 года до 3 лет), Среднесрочные ( от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Проект – это неповторимая, нерутинная, уникальная деятельность с установленными сроками, бюджетом и механизмом реализации. Под проектом понимается также логическая совокупность мероприятий, осуществляемых для достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, плана- графика реализации и прогнозирования результатов.
- обеспечивает достижение конкретных результатов в сжатии сроки с использованием ограниченных ресурсов,
- по завершению появляются новые результаты деятельности,
- импульсом является проблема (потребность).
Особенности библиотечного проекта:
- конкретные сроки начала и окончания работ,
- специально выделенные ресурсы
- возможное определение количества и качества результатов до начала,
- некоммерческий характер,
- направленность на решение актуальных социальных проблем населения,
- проект проводится командой.
Этапы проектной деятельности (жизненный цикл проекта):
1. Анализ ситуации и возникновение идеи:
- анализ региональной ситуации,
- анализ деятельности библиотеки по аспектам: история библиотеки (традиции); внешняя среда библиотеки; принципы организации современной работы библиотеки, приоритетные направления,
- формулировка идеи проекта,
- предварительный анализ темы проекта и поиск источников поддержки.
2. Планирование работ и привлечение средств:
- составление плана работ.
3. Реализация проекта. Контроль над его исполнением:
- создание организационной формы управления,
- установление благоприятного психологического климата для работы команды,
- распределение должностных обязанностей,
- введение формальных процедур и видов работ.
Контроль: предварительный, текущий, заключительный.
4. Завершение и анализ эффективности проекта:
- оценка,
- анализ результатов и демонстрация,
- подготовка содержательных и финансовых отчетов,
- расформирование команды.
Схема проекта:
Название. Цели. Задачи. Аннотация. Обоснование значимости. Содержание. Ожидаемые результаты. Исполнители. Смета с комментариями.
Проект может быть ориентирован на достижение следующих целей: привлечения новых читателей, развитие спонсорства и партнерства, усиление роли библиотеки в местном соо, повышение качества обслуживания, улучшение имиджа, развитие новых направлений в работе и т. д.
Задачи: это конкретные, поддающиеся количественному измерению «шаги» к достижению цели. Они максимально конкретизированы. Обычно их выдвигается несколько. Они реальны, реализуются в определенный срок силами проектной группы, или привлечённых специалистов. Задачи всегда указывают на конкретный результат
Для чего нужна проектная деятельность:
- это альтернативный источник финансирования, более того это почетный источник финансирования (Федеральная программа «Культура России»).
- проектная деятельность создаёт привлекательный образ организации, поскольку проект сопровождается форсированной рекламой, а реклама – это одно из условий осуществления проекта.
- инновационная деятельность в библиотеке, одно из условий её существования в современном изменяющемся мире.
Библиотечные проекты осуществляют команды. При формировании команды проекта крайне важен выбор руководителя проекта. В его обязанности входит: добиваться выполнения задач проекта, следить за своевременным качественным исполнением работы, своевременное решение проблем, ошибок, корректировка действий. Руководителем может стать любой сотрудник библиотеки, обладающие лидерскими и организационными качествами, при условии, что он или она лично заинтересован(а) в успешности проекта.
К библиотечным проектам часто привлекаются внешние специалисты, поэтому на стадии разработки проекта стоит определить, какие действия могут выполнять сотрудники, а для каких потребуется привлечение внешних трудовых ресурсов. Характер работ и требования можно отобразить в отдельной таблице. При выборе персонала (как внешнего, так и внутреннего) следует обратить внимание как на профессиональные качества, так и на специальные знания, характеристики личности. Не стоит забывать, что к особенностям российской библиотечной системы относится отсутствие опыта работы в проектной команде.
Существуют несколько электронных программ, позволяющих облегчить командную работу над проектами. Например, Microsoft Project (или MSP) — программа управления проектами, разработанная и продаваемая корпорацией Microsoft. Microsoft Project создан, чтобы помочь менеджеру проекта в разработке планов, распределении ресурсов по задачам, отслеживании прогресса и анализе объёмов работ.
Неотъемлемая часть проектной деятельности – мониторинг, он позволяет выявить идеи для проектов или технологию их реализации.
Методический мониторинг – система слежения за изменениями в библиотечном деле. Она призвана обеспечить информацию о деятельности библиотек, анализ которой позволял бы судить об уроне их работы; о новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети библиотек.
Смысл методического мониторинга заключается в непрерывном наблюдении за изменениям, за появлением новых сведений о деятельности библиотек. Объектами методического мониторинга являются:
- динамика показателей деятельности библиотек;
- движение библиотечных кадров;
- выявление и распространение библиотечных новшеств;
- документальный поток по библиотечному делу.
Источники для мониторинга библиотечная документации (отчетная, плановая, информационная); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в периодической печати и др.
Инновация – нововведение, значительно повышающее эффективность деятельности системы. – процесс прохождения новшества от этапа зарождения идеи до получения результатов реализации идеи в виде существенных изменений системы.
Инновационная деятельность – ведущее направление методического обеспечения работы библиотек или сети библиотек, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств.
Инновация (в библиотечном деле) – 1)результат изменений; 2) реализованные в библиотечной практике результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых продуктов, услуг, технологических процессов, качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами.
Новшество (в библиотечном деле) – результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в материальном объекте, описании технологии или услуги.
Нововведение – 1) процесс ввода новшества в библиотечную практику. 2) промежуточный результат инновационной деятельности, когда новшество введено, но не ясен окончательный результат изменений.
Виды инноваций:
1) По объектам изменений:
• Продуктовые (новые продукты и услуги)
• Технологические (новая техника и технология) (не в смысле электронных технологий, а в смысле технологий обслуживания и работы в целом)
• Управленческие (организационные и социальные)
2) По уровню новизны
• Улучшающие (модифицирующие) – предусматривают модификацию существующих продуктов/услуг, технологий, организационных и социальных приемов управления.
• Базисные (радикальные) – предусматривает технологическую модернизацию библиотеки на основе новых информационных технологий, требующих перестройки всей системы ее функционирования.
Инновационный процесс (ИП) – цикл воплощения идеи в реальный объект изменений.
Этапы ИП (по Справочнику библиотекаря):
ЭТАП 1. Осознание необходимости изменений, формирование желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. Этап включает в себя проведение специальных исследований, по результатам которых формулируются цели, определяется инновационная стратегия, последовательность изменений, разрабатываются замыслы взаимосвязанных инноваций, определяются ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, организации библиотечного производства, продвижения новой услуги/продукции. Результат этапа – инициация инновации.
ЭТАП 2. Определение есть ли необходимые разработки на «рынке новшеств», где, кому и как их можно заказать или можно ли осуществлять разработку самостоятельно. На этом этапе находят и отбирают готовые инновационные в, оцениваются возможности их заимствования и адаптации к конкретным условиям.
ЭТАП 3. Создание новшества собственными силами. Этап применяется в случае, если во время второго этапа подходящие инновации не были обнаружены. При разработке собственной инновации важно сформулировать запрос, отражающие инновационную потребность, установить аспекты и признаки предстоящих изменений. Для четкости и конкретности все это фиксируется в специальном документе – инновационной заявке. Если библиотека обладает необходимым потенциалом для разработки инновационной идеи, то формируется временная проектная группа, которая занимается всем комплексом работ, от разработки новшества до внедрения. Конечная цель этапа – не просто создать новшество, но и подготовить библиотеку к нему.
ЭТАП 4. Организация производства пробных объектов и проведение испытаний. Конечная цель – определить все нюансы внедрения новшества, подготовить информационную базу для осуществления нововведения и превращения его в инновацию.
ЭТАП 5. Использование (освоение) инновации.
Проектное финансирование – финансирование из множества источников (многоканальное). Оно предполагает привлечение финансовых средств и их аккумулирование для реализации инновации в библиотеках. Также называется фандрайзингом.
Источниками финансирования проектов являются частные индивидуальные пожертвования, вклады коммерческих организаций, гранты и финансы, предоставляемые фондами и правительственными агентствами.
Основной способ финансирования – из государственных источников.
Для привлечения инвесторов возможно понадобиться составить бизнес-план.
Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.
Структуру бизнес-плана обобщенно можно представить в виде нескольких модулей, которые взаимосвязаны:
- маркетинговые исследования рынка. Грамотное проведение маркетинговых исследований о текущем состоянии может дать ответ о возможности реализовать будущий продукт на рынке.
- технико-экономическое обоснования (ТЭО) финансовой модели будущего проекта.
- финансовый план (ключевой модуль). Финансовый план состоит из вводных данных, прямых и косвенных затратах, объеме производства, баланса, прибыли-убытки, оценки рисков проекта и вывода о сроке окупаемости (для инвестора) проекта, уровне рентабельности и объемах инвестиций.
Бизнес-план может помочь не только объяснить инвестору суть будущего проекта, но и самому предприятию указать на некоторые ключевые моменты, которые не были ранее заметны.
Но чаще всего, библиотеки составляют паспорт проекта – документ, содержащий основные текстовые данные и схематические изображения, характеризирующие техническое решение, экономическую целесообразность и условия применения проекта.
Проектная деятельность библиотек осуществляется за счёт собственных средств и с привлечением дополнительного финансирования.
Источниками финансирования могут служить органы местного самоуправления, а также многочисленные организации и фонды, занимающиеся благотворительной деятельностью и выделяющие гранты (денежные суммы) для реализации проектов.
В соответствии с одной из существующих классификаций, выделяют следующие виды проектов:
1) По масштабу: мегапроекты (федеральные, региональные, краевые и т.п.), мультипроекты (на уровне малого или средних размеров города), монопроекты (реализуются одной библиотекой).
2) По содержанию или тематические: универсальные (комплексные) и специальные.
3) По функциональному признаку: информационные, социальные, культурно-досуговые.
4) По срокам реализации: оперативные (до года), текущие ( от 1 года до 3 лет), Среднесрочные ( от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Проект – это неповторимая, нерутинная, уникальная деятельность с установленными сроками, бюджетом и механизмом реализации. Под проектом понимается также логическая совокупность мероприятий, осуществляемых для достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, плана- графика реализации и прогнозирования результатов.
- обеспечивает достижение конкретных результатов в сжатии сроки с использованием ограниченных ресурсов,
- по завершению появляются новые результаты деятельности,
- импульсом является проблема (потребность).
Особенности библиотечного проекта:
- конкретные сроки начала и окончания работ,
- специально выделенные ресурсы
- возможное определение количества и качества результатов до начала,
- некоммерческий характер,
- направленность на решение актуальных социальных проблем населения,
- проект проводится командой.
Этапы проектной деятельности (жизненный цикл проекта):
1. Анализ ситуации и возникновение идеи:
- анализ региональной ситуации,
- анализ деятельности библиотеки по аспектам: история библиотеки (традиции); внешняя среда библиотеки; принципы организации современной работы библиотеки, приоритетные направления,
- формулировка идеи проекта,
- предварительный анализ темы проекта и поиск источников поддержки.
2. Планирование работ и привлечение средств:
- составление плана работ.
3. Реализация проекта. Контроль над его исполнением:
- создание организационной формы управления,
- установление благоприятного психологического климата для работы команды,
- распределение должностных обязанностей,
- введение формальных процедур и видов работ.
Контроль: предварительный, текущий, заключительный.
4. Завершение и анализ эффективности проекта:
- оценка,
- анализ результатов и демонстрация,
- подготовка содержательных и финансовых отчетов,
- расформирование команды.
Схема проекта:
Название. Цели. Задачи. Аннотация. Обоснование значимости. Содержание. Ожидаемые результаты. Исполнители. Смета с комментариями.
Проект может быть ориентирован на достижение следующих целей: привлечения новых читателей, развитие спонсорства и партнерства, усиление роли библиотеки в местном соо, повышение качества обслуживания, улучшение имиджа, развитие новых направлений в работе и т. д.
Задачи: это конкретные, поддающиеся количественному измерению «шаги» к достижению цели. Они максимально конкретизированы. Обычно их выдвигается несколько. Они реальны, реализуются в определенный срок силами проектной группы, или привлечённых специалистов. Задачи всегда указывают на конкретный результат
Для чего нужна проектная деятельность:
- это альтернативный источник финансирования, более того это почетный источник финансирования (Федеральная программа «Культура России»).
- проектная деятельность создаёт привлекательный образ организации, поскольку проект сопровождается форсированной рекламой, а реклама – это одно из условий осуществления проекта.
- инновационная деятельность в библиотеке, одно из условий её существования в современном изменяющемся мире.
Библиотечные проекты осуществляют команды. При формировании команды проекта крайне важен выбор руководителя проекта. В его обязанности входит: добиваться выполнения задач проекта, следить за своевременным качественным исполнением работы, своевременное решение проблем, ошибок, корректировка действий. Руководителем может стать любой сотрудник библиотеки, обладающие лидерскими и организационными качествами, при условии, что он или она лично заинтересован(а) в успешности проекта.
К библиотечным проектам часто привлекаются внешние специалисты, поэтому на стадии разработки проекта стоит определить, какие действия могут выполнять сотрудники, а для каких потребуется привлечение внешних трудовых ресурсов. Характер работ и требования можно отобразить в отдельной таблице. При выборе персонала (как внешнего, так и внутреннего) следует обратить внимание как на профессиональные качества, так и на специальные знания, характеристики личности. Не стоит забывать, что к особенностям российской библиотечной системы относится отсутствие опыта работы в проектной команде.
Существуют несколько электронных программ, позволяющих облегчить командную работу над проектами. Например, Microsoft Project (или MSP) — программа управления проектами, разработанная и продаваемая корпорацией Microsoft. Microsoft Project создан, чтобы помочь менеджеру проекта в разработке планов, распределении ресурсов по задачам, отслеживании прогресса и анализе объёмов работ.
Неотъемлемая часть проектной деятельности – мониторинг, он позволяет выявить идеи для проектов или технологию их реализации.
Методический мониторинг – система слежения за изменениями в библиотечном деле. Она призвана обеспечить информацию о деятельности библиотек, анализ которой позволял бы судить об уроне их работы; о новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети библиотек.
Смысл методического мониторинга заключается в непрерывном наблюдении за изменениям, за появлением новых сведений о деятельности библиотек. Объектами методического мониторинга являются:
- динамика показателей деятельности библиотек;
- движение библиотечных кадров;
- выявление и распространение библиотечных новшеств;
- документальный поток по библиотечному делу.
Источники для мониторинга библиотечная документации (отчетная, плановая, информационная); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в периодической печати и др.
Инновация – нововведение, значительно повышающее эффективность деятельности системы. – процесс прохождения новшества от этапа зарождения идеи до получения результатов реализации идеи в виде существенных изменений системы.
Инновационная деятельность – ведущее направление методического обеспечения работы библиотек или сети библиотек, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств.
Инновация (в библиотечном деле) – 1)результат изменений; 2) реализованные в библиотечной практике результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых продуктов, услуг, технологических процессов, качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами.
Новшество (в библиотечном деле) – результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в материальном объекте, описании технологии или услуги.
Нововведение – 1) процесс ввода новшества в библиотечную практику. 2) промежуточный результат инновационной деятельности, когда новшество введено, но не ясен окончательный результат изменений.
Виды инноваций:
1) По объектам изменений:
• Продуктовые (новые продукты и услуги)
• Технологические (новая техника и технология) (не в смысле электронных технологий, а в смысле технологий обслуживания и работы в целом)
• Управленческие (организационные и социальные)
2) По уровню новизны
• Улучшающие (модифицирующие) – предусматривают модификацию существующих продуктов/услуг, технологий, организационных и социальных приемов управления.
• Базисные (радикальные) – предусматривает технологическую модернизацию библиотеки на основе новых информационных технологий, требующих перестройки всей системы ее функционирования.
Инновационный процесс (ИП) – цикл воплощения идеи в реальный объект изменений.
Этапы ИП (по Справочнику библиотекаря):
ЭТАП 1. Осознание необходимости изменений, формирование желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. Этап включает в себя проведение специальных исследований, по результатам которых формулируются цели, определяется инновационная стратегия, последовательность изменений, разрабатываются замыслы взаимосвязанных инноваций, определяются ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, организации библиотечного производства, продвижения новой услуги/продукции. Результат этапа – инициация инновации.
ЭТАП 2. Определение есть ли необходимые разработки на «рынке новшеств», где, кому и как их можно заказать или можно ли осуществлять разработку самостоятельно. На этом этапе находят и отбирают готовые инновационные в, оцениваются возможности их заимствования и адаптации к конкретным условиям.
ЭТАП 3. Создание новшества собственными силами. Этап применяется в случае, если во время второго этапа подходящие инновации не были обнаружены. При разработке собственной инновации важно сформулировать запрос, отражающие инновационную потребность, установить аспекты и признаки предстоящих изменений. Для четкости и конкретности все это фиксируется в специальном документе – инновационной заявке. Если библиотека обладает необходимым потенциалом для разработки инновационной идеи, то формируется временная проектная группа, которая занимается всем комплексом работ, от разработки новшества до внедрения. Конечная цель этапа – не просто создать новшество, но и подготовить библиотеку к нему.
ЭТАП 4. Организация производства пробных объектов и проведение испытаний. Конечная цель – определить все нюансы внедрения новшества, подготовить информационную базу для осуществления нововведения и превращения его в инновацию.
ЭТАП 5. Использование (освоение) инновации.
Проектное финансирование – финансирование из множества источников (многоканальное). Оно предполагает привлечение финансовых средств и их аккумулирование для реализации инновации в библиотеках. Также называется фандрайзингом.
Источниками финансирования проектов являются частные индивидуальные пожертвования, вклады коммерческих организаций, гранты и финансы, предоставляемые фондами и правительственными агентствами.
Основной способ финансирования – из государственных источников.
Для привлечения инвесторов возможно понадобиться составить бизнес-план.
Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.
Структуру бизнес-плана обобщенно можно представить в виде нескольких модулей, которые взаимосвязаны:
- маркетинговые исследования рынка. Грамотное проведение маркетинговых исследований о текущем состоянии может дать ответ о возможности реализовать будущий продукт на рынке.
- технико-экономическое обоснования (ТЭО) финансовой модели будущего проекта.
- финансовый план (ключевой модуль). Финансовый план состоит из вводных данных, прямых и косвенных затратах, объеме производства, баланса, прибыли-убытки, оценки рисков проекта и вывода о сроке окупаемости (для инвестора) проекта, уровне рентабельности и объемах инвестиций.
Бизнес-план может помочь не только объяснить инвестору суть будущего проекта, но и самому предприятию указать на некоторые ключевые моменты, которые не были ранее заметны.
Но чаще всего, библиотеки составляют паспорт проекта – документ, содержащий основные текстовые данные и схематические изображения, характеризирующие техническое решение, экономическую целесообразность и условия применения проекта.