ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
32. Подходы к выделению ассортиментных групп информационно-аналитических продуктов и услуг32. Подходы к выделению ассортиментных групп информационно-аналитических продуктов и услуг.
Попытки разработки классификации информационных продуктов и услуг предпринимались неоднократно, сначала в библиотечной, а затем и в сфере научно-информационной деятельности. Основным недостатком «библиотечных» классификаций явилось их ограничение рамками лишь тех услуг, которые предлагаются библиотеками. Подробный анализ предлагаемых различными авторами классификаций библиотечных услуг дан в монографии М. Я. Дворкиной «Библиотечное обслуживание: теоретический аспект» (1993), в ней же приведена разработанная автором «Классификация услуг, предоставляемых библиотекой». М. Я. Дворкина, называя основные виды услуг, использует в качестве основания классификации предмет запроса пользователя (документ, библиографические и фактографические сведения, новость, ориентирование и обучение, анализ ситуации, организация обслуживания), считая, что для информационной службы запрос является основной точкой отсчета.
• Документные услуги обеспечивают доступ к изданиям, архивным документам, музейным предметам.
• Справочные услуги предоставляют доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных.
• Новостные услуги предлагают сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляют рекламную информацию, извещают о новых изданиях.
• Ориентирующие (учебно-консультационные услуги) содействуют ознакомлению пользователей с возможностями доступа к информации.
• Исследовательские услуги (формы: предоставление аналитической справки, аналитического обзора, маркетингового исследования, конъюнктурного исследования и т. п.) доводят до пользователей анализ ситуации в интересующей их сфере.
• Организационно-вспомогательные услуги: распространение и прокат баз данных; организацию пунктов обслуживания; прием запросов по телефону, электронной почте; комплексные услуги — обслуживание по договорам
В качестве классификаторов информационной продукции можно рассматривать соответствующие разделы нормативных документов. Так, в ГОСТе 7.0.-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» в разделе 3.3.2. «Библиографическая продукция» представлено 49 определений различных ее видов от понятия «библиографическая ссылка» до «система библиотечных каталогов и картотек». В то же время информационная продукция представлена без дальнейшей детализации только базовым определением. В ГОСТе 7.73-96 «Поиск и распространение информации. Термины и определения» отражена только одна разновидность информационных продуктов — базы данных, однако приведены многие варианты их наполнения и назначения: отсылочные; адресно-справочные; документальные; библиографические; реферативные; базы первичных данных, фактографические базы данных; объектографические; полнотекстовые; базы данных показателей; лексикографические базы данных; числовые базы данных; численно-текстовые базы данных; текстовые базы данных; гипертекстовые базы данных. В разделах ГОСТа 7.20-2000 «Библиотечная статистика», закрепляющих правила учета результатов обслуживания, в качестве единиц учета предусмотрены: выдача документов и их копий; запросы на документы и их копии, запросы и ответы на справочно-информационное обслуживание, учет мероприятий. По сути, в этом стандарте также предложена группировка услуг, предоставляемых библиотеками. Что касается библиотечной практики, то в ней традиционно принято подразделять обслуживание на индивидуальное, групповое и массовое, на библиотечное и библиографическое, а в пределах библиографического рассматривать выдачу фактографических сведений. Этот подход отражен в книге Д. Я. Коготкова.
В «Справочнике библиотекаря» отмечается, что для осуществления обслуживания, его планирования и анализа результативности важна многоаспектная классификация библиотечных услуг. С точки зрения особенностей предоставляемых читателям сведений и/или материалов различают:
1. Услуги, конечным результатом которых является выдача документов во временное пользование:
а) в пределах библиотеки, в читальных залах;
б) на абонементе для чтения дома.
2. Выдача копий документов.
3. Справочно-аналитические услуги: уточняющие и адресные справки, тематические библиографические списки и указатели, фактографические справки и т. д.
4. Услуги, связанные с раскрытием состава фонда и являющиеся результатом просветительской деятельности библиотеки (выставки, читательские конференции и т. д.).
5. Консультационные услуги.
С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги бывают разовыми или предоставляемыми на постоянной основе.
С точки зрения основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом в ходе реализации библиотечной просветительской функции.
С точки зрения ресурсов, использованных для оказания услуг, различают обслуживание на базе только собственного фонда и СБА и услуги с привлечением совокупных информационных ресурсов общества.
В работе И.С. Пилко отмечается, что создание единой научно обоснованной классификации ИПУ, рассчитанной на всеобщее признание, весьма проблематично. Автор отмечает, что для создания многоаспектных классификаций ИПУ применим фасетный подход.
А. Вид обслуживания
А1. документальное
А2. фактографическое
A3. концептографическое
Б. Назначение информации
Б1. индивидуальное
Б2. групповое
БЗ. массовое
В. Вид носителя
В1. бумажный
В2. машиночитаемый
В3. пленочный
…
Г. Способ производства
Г1. аналитическая деятельность
Г2. переводческая деятельность
ГЗ. патентно-лицензионная
Г4. издательская
Г5. копировально-множительная
…
Д. Способ передачи информации
Д1. непосредственный
Д2. по каналам связи
ДЗ. через посредника
Е. Режим обслуживания
Е1. разовый
Е2. долговременный
В. В. Брежнева и В. А. Минкина в своем учебнике «Информационное обслуживание» предлагают так называемую многоаспектную классификацию.
1. Характер предоставляемых сведений
• Полный текст документа (документальное обслуживание)
• Библиографическая информация (библиографическое обслуживание)
• Фактографическая информация (фактографическое обслуживание)
• Аналитическая информация (результаты информационных исследований)
• Консультации но самостоятельному поиску информации (консультационное обслуживание)
2. Ресурсная база
• Фонд и СПА учреждения, предоставляющего услугу (собственный фонд)
• Фонд и СПА ряда учреждений, привлеченных к подготовке информационной продукции
• Совокупные информационные ресурсы региона и страны
• Совокупные мировые информационные ресурсы
• Личностное знание специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационной продукции
3. Особенности поиска информации и критерии ее отбора
• Соответствие тематике и хронологическим границам, заданным пользователем
• Использование родо-видовых и ассоциативных связей
• Качественный отбор на основании сведений о предшествующей значимости
• Качественный отбор специалистами-экспертами
• Основание для осуществления обслуживания
4. Индивидуальные запросы пользователей
• Повторяющиеся запросы
• Типовые запросы или меню
• Инициативное обслуживание
• Периодичность обслуживания
o Разовый (режим запрос-ответ)
o Продолжающийся (передача информации по мере ее накопления)
o Текущий (обслуживание с определенной периодичностью)
5. Режим обслуживания
• Обслуживание в режиме off-line
• Обслуживание в режиме on-line
• Обслуживание в chat-режиме
6. Место и способ предоставления информации
• Помещение информационного учреждения, место работы или проживания абонента
• Телефон, факс, e-mail, телекоммуникационные сети
• Печатная и электронные копии
2002 г. по заданию Министерства Связи России группой специалистов под руководством НТЦ «Информрегистр» разработан «Классификатор продуктов и услуг в информатизации» (руководитель разработки А. Б. Антопольский). Классификатор включает два основных фасета: услуги в сфере информатизации; продукты информатизации, а также несколько определителей:
♦ АИС по типу используемых технологий;
♦ информационные продукты с точки зрения безопасности;
♦ информационные продукты по типу носителей и способу распространения;
♦ информационные продукты по типу лицензии;
♦ информационные продукты по типу доступности;
♦ периодичность электронных изданий.
Авторы классификатора полагают, что каждый объект или любое множество объектов могут быть описаны при помощи одного из основных фасетов, а уточнено с помощью определителей.
Попытки разработки классификации информационных продуктов и услуг предпринимались неоднократно, сначала в библиотечной, а затем и в сфере научно-информационной деятельности. Основным недостатком «библиотечных» классификаций явилось их ограничение рамками лишь тех услуг, которые предлагаются библиотеками. Подробный анализ предлагаемых различными авторами классификаций библиотечных услуг дан в монографии М. Я. Дворкиной «Библиотечное обслуживание: теоретический аспект» (1993), в ней же приведена разработанная автором «Классификация услуг, предоставляемых библиотекой». М. Я. Дворкина, называя основные виды услуг, использует в качестве основания классификации предмет запроса пользователя (документ, библиографические и фактографические сведения, новость, ориентирование и обучение, анализ ситуации, организация обслуживания), считая, что для информационной службы запрос является основной точкой отсчета.
• Документные услуги обеспечивают доступ к изданиям, архивным документам, музейным предметам.
• Справочные услуги предоставляют доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных.
• Новостные услуги предлагают сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляют рекламную информацию, извещают о новых изданиях.
• Ориентирующие (учебно-консультационные услуги) содействуют ознакомлению пользователей с возможностями доступа к информации.
• Исследовательские услуги (формы: предоставление аналитической справки, аналитического обзора, маркетингового исследования, конъюнктурного исследования и т. п.) доводят до пользователей анализ ситуации в интересующей их сфере.
• Организационно-вспомогательные услуги: распространение и прокат баз данных; организацию пунктов обслуживания; прием запросов по телефону, электронной почте; комплексные услуги — обслуживание по договорам
В качестве классификаторов информационной продукции можно рассматривать соответствующие разделы нормативных документов. Так, в ГОСТе 7.0.-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» в разделе 3.3.2. «Библиографическая продукция» представлено 49 определений различных ее видов от понятия «библиографическая ссылка» до «система библиотечных каталогов и картотек». В то же время информационная продукция представлена без дальнейшей детализации только базовым определением. В ГОСТе 7.73-96 «Поиск и распространение информации. Термины и определения» отражена только одна разновидность информационных продуктов — базы данных, однако приведены многие варианты их наполнения и назначения: отсылочные; адресно-справочные; документальные; библиографические; реферативные; базы первичных данных, фактографические базы данных; объектографические; полнотекстовые; базы данных показателей; лексикографические базы данных; числовые базы данных; численно-текстовые базы данных; текстовые базы данных; гипертекстовые базы данных. В разделах ГОСТа 7.20-2000 «Библиотечная статистика», закрепляющих правила учета результатов обслуживания, в качестве единиц учета предусмотрены: выдача документов и их копий; запросы на документы и их копии, запросы и ответы на справочно-информационное обслуживание, учет мероприятий. По сути, в этом стандарте также предложена группировка услуг, предоставляемых библиотеками. Что касается библиотечной практики, то в ней традиционно принято подразделять обслуживание на индивидуальное, групповое и массовое, на библиотечное и библиографическое, а в пределах библиографического рассматривать выдачу фактографических сведений. Этот подход отражен в книге Д. Я. Коготкова.
В «Справочнике библиотекаря» отмечается, что для осуществления обслуживания, его планирования и анализа результативности важна многоаспектная классификация библиотечных услуг. С точки зрения особенностей предоставляемых читателям сведений и/или материалов различают:
1. Услуги, конечным результатом которых является выдача документов во временное пользование:
а) в пределах библиотеки, в читальных залах;
б) на абонементе для чтения дома.
2. Выдача копий документов.
3. Справочно-аналитические услуги: уточняющие и адресные справки, тематические библиографические списки и указатели, фактографические справки и т. д.
4. Услуги, связанные с раскрытием состава фонда и являющиеся результатом просветительской деятельности библиотеки (выставки, читательские конференции и т. д.).
5. Консультационные услуги.
С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги бывают разовыми или предоставляемыми на постоянной основе.
С точки зрения основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом в ходе реализации библиотечной просветительской функции.
С точки зрения ресурсов, использованных для оказания услуг, различают обслуживание на базе только собственного фонда и СБА и услуги с привлечением совокупных информационных ресурсов общества.
В работе И.С. Пилко отмечается, что создание единой научно обоснованной классификации ИПУ, рассчитанной на всеобщее признание, весьма проблематично. Автор отмечает, что для создания многоаспектных классификаций ИПУ применим фасетный подход.
А. Вид обслуживания
А1. документальное
А2. фактографическое
A3. концептографическое
Б. Назначение информации
Б1. индивидуальное
Б2. групповое
БЗ. массовое
В. Вид носителя
В1. бумажный
В2. машиночитаемый
В3. пленочный
…
Г. Способ производства
Г1. аналитическая деятельность
Г2. переводческая деятельность
ГЗ. патентно-лицензионная
Г4. издательская
Г5. копировально-множительная
…
Д. Способ передачи информации
Д1. непосредственный
Д2. по каналам связи
ДЗ. через посредника
Е. Режим обслуживания
Е1. разовый
Е2. долговременный
В. В. Брежнева и В. А. Минкина в своем учебнике «Информационное обслуживание» предлагают так называемую многоаспектную классификацию.
1. Характер предоставляемых сведений
• Полный текст документа (документальное обслуживание)
• Библиографическая информация (библиографическое обслуживание)
• Фактографическая информация (фактографическое обслуживание)
• Аналитическая информация (результаты информационных исследований)
• Консультации но самостоятельному поиску информации (консультационное обслуживание)
2. Ресурсная база
• Фонд и СПА учреждения, предоставляющего услугу (собственный фонд)
• Фонд и СПА ряда учреждений, привлеченных к подготовке информационной продукции
• Совокупные информационные ресурсы региона и страны
• Совокупные мировые информационные ресурсы
• Личностное знание специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационной продукции
3. Особенности поиска информации и критерии ее отбора
• Соответствие тематике и хронологическим границам, заданным пользователем
• Использование родо-видовых и ассоциативных связей
• Качественный отбор на основании сведений о предшествующей значимости
• Качественный отбор специалистами-экспертами
• Основание для осуществления обслуживания
4. Индивидуальные запросы пользователей
• Повторяющиеся запросы
• Типовые запросы или меню
• Инициативное обслуживание
• Периодичность обслуживания
o Разовый (режим запрос-ответ)
o Продолжающийся (передача информации по мере ее накопления)
o Текущий (обслуживание с определенной периодичностью)
5. Режим обслуживания
• Обслуживание в режиме off-line
• Обслуживание в режиме on-line
• Обслуживание в chat-режиме
6. Место и способ предоставления информации
• Помещение информационного учреждения, место работы или проживания абонента
• Телефон, факс, e-mail, телекоммуникационные сети
• Печатная и электронные копии
2002 г. по заданию Министерства Связи России группой специалистов под руководством НТЦ «Информрегистр» разработан «Классификатор продуктов и услуг в информатизации» (руководитель разработки А. Б. Антопольский). Классификатор включает два основных фасета: услуги в сфере информатизации; продукты информатизации, а также несколько определителей:
♦ АИС по типу используемых технологий;
♦ информационные продукты с точки зрения безопасности;
♦ информационные продукты по типу носителей и способу распространения;
♦ информационные продукты по типу лицензии;
♦ информационные продукты по типу доступности;
♦ периодичность электронных изданий.
Авторы классификатора полагают, что каждый объект или любое множество объектов могут быть описаны при помощи одного из основных фасетов, а уточнено с помощью определителей.
@темы: Билеты