ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеПериодизация - это объединение явлений в группы (периоды).
Периодизация, с одной стороны, совпадает с этапами развития библиографии, а с другой стороны - делится на свои хронотипы - совокупность для отдельного периода всех особенностей, характеризующих развитие библиографии. Хронотипы меняются со временем. Для периодизации важна зависимость от более общих процессов. Общество в целом - наука, культура, просвещение - книжное, библиотечное дело - библиография. Однако, также важен и принцип относительной независимости от более общих процессов.
Задачами является определить начальный период истории библиографии, обозначить сами периоды и решить проблему переходного этапа.
Переход. периоды: 50-60е годы 19. века - отмена крепостного права, начало развития журнальной библиографии; 1917-1920 гг ; Великая отечественная война.
Этапы развития библиографии:
1. с 9-11вв до середины 19 в, делится на три части: 9-11 - до монголо-тат. нашествия, 13-15 - период ига, с конца 15 - после м.-т. и.
Славянская письменность (Остромирово Евангелие, Извборник Святослава) появилась после крещения Руси. Два центра - Киев и Новгород. чАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЧИКАХ, МЕСТО И ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ КОПИИ. Создание крупных библиотек приводит к библиотечной библиографии - описи книг. Первые библиографические памятники относятся к 11 в. 1073г - изборник Святослава.Список истинных и ложных книг. Возникает рекомендательная библиография - самый первый вид библиографии, зародившийся самостоятельно. Проблемы первого периода - поиски предыстоков библиографии, времени возникновения и первого библиографа. Протобиблиограф - любой человек, который, создавая книгу, вносит в нее информационные элементы. Первобиблиограф - не только переписчик, но и составитель описей монастырских и библиотечных книг. Значение первого этапа в том, что он подготовил появление библиографа как создателя библиографический пособий, формируется сущность и формы библиографии.
2.вт. половина 19 - нач. 20 в. - этап развития теоретической библиографической мысли, ряд реформ, развите естест.науч. и науч.-тех. книги
3. 20 в. - современный период, создание спец. институтов библиографии
Периодизация истории библиографии. Это одна из важнейших проблем истории библиографии. До настоящего времени сформировалось несколько подходов. Все многообразие их можно свести к двум основным. Обычно периодизация исторического развития библиографии строится по критериям развития гражданской истории вообще. В нашей стране преобладающим здесь стал, особенно в советскую эпоху, так называемый формационный подход. Основы его разработаны теоретиками марксизма, он используется и развивается их последователями. В частности, В.И.Ленин применительно к истории дореволюционной России конкретизировал формационный подход с учетом революционно-политических движений, выделяя дворянский, разночинский и пролетарский этапы. В целом по критерию "способ производства" выделяются пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинная (родовая), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая (коммунистическая). Поскольку социалистическая формация реально существовала преимущественно в СССР, советские ученые разработали периодизацию ее для гражданской истории.
За рубежом в противовес марксистской модификации формационной периодизации всемирной истории разработан свой вариант, который чаще всего называют технологическим. Здесь выделяются четыре основных этапа в развитии общества: кочевой, оседлый (земледельческий), индустриальный и информационный (постиндустриальный). Несмотря на терминологическое различие, между этими двумя подходами есть, на наш взгляд, и существенно общее - сам критерий выделения этапов по доминирующему способу общественного производства. Только в первом случае терминологически подчеркивается одна сторона этого производства - характер общественных отношений, а во втором - характер именно технологии. Во всяком случае, современный этап общественно-экономического развития вполне справедливо называют "информационным". Именно доминирование информационной технологии выдвигает на первое место духовное, творческое, культурное начало, открывает новые перспективы в интеграции человечества как единой целостности.
Мы в своих работах [см., напр.: Развитие системы информационных изданий; Книговедение и теория книжной торговли и др.] пытались показать, что каждая формация имеет свои особенности в развитии информационной деятельности, в том числе и библиографии. И здесь следует учитывать диалектическую взаимосвязь выделяемых этапов, каждый последующий из которых не полностью отрицает предыдущие, а аккумулирует в себе все наиболее ценное из них. Все сказанное имеет прямое отношение к пониманию и интерпретации исторической периодизации в развитии библиографии.
Что особенно характерно для частных наук, периодизация исторического развития их объекта познания обычно строится на специфике и закономерностях эволюции этого объекта, в нашем случае - библиографической деятельности. Естественно, это своеобразие обусловлено и тесно связано с формационными, т.е. общими, периодами развития истории. Поэтому мы в своей разработке периодизации для исторического развития библиографии пытаемся учесть общее и особенное, придавая последнему доминирующее значение (см. гл. 1, § 1). Естественно, выделенные нами четыре основных периода в развитии библиографии могут быть, в свою очередь, конкретизированы до более частных этапов. Особенности их будут охарактеризованы в дальнейшем на примере истории русской библиографии - дореволюционной и советской.
Периодизация, с одной стороны, совпадает с этапами развития библиографии, а с другой стороны - делится на свои хронотипы - совокупность для отдельного периода всех особенностей, характеризующих развитие библиографии. Хронотипы меняются со временем. Для периодизации важна зависимость от более общих процессов. Общество в целом - наука, культура, просвещение - книжное, библиотечное дело - библиография. Однако, также важен и принцип относительной независимости от более общих процессов.
Задачами является определить начальный период истории библиографии, обозначить сами периоды и решить проблему переходного этапа.
Переход. периоды: 50-60е годы 19. века - отмена крепостного права, начало развития журнальной библиографии; 1917-1920 гг ; Великая отечественная война.
Этапы развития библиографии:
1. с 9-11вв до середины 19 в, делится на три части: 9-11 - до монголо-тат. нашествия, 13-15 - период ига, с конца 15 - после м.-т. и.
Славянская письменность (Остромирово Евангелие, Извборник Святослава) появилась после крещения Руси. Два центра - Киев и Новгород. чАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕПИСЧИКАХ, МЕСТО И ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ КОПИИ. Создание крупных библиотек приводит к библиотечной библиографии - описи книг. Первые библиографические памятники относятся к 11 в. 1073г - изборник Святослава.Список истинных и ложных книг. Возникает рекомендательная библиография - самый первый вид библиографии, зародившийся самостоятельно. Проблемы первого периода - поиски предыстоков библиографии, времени возникновения и первого библиографа. Протобиблиограф - любой человек, который, создавая книгу, вносит в нее информационные элементы. Первобиблиограф - не только переписчик, но и составитель описей монастырских и библиотечных книг. Значение первого этапа в том, что он подготовил появление библиографа как создателя библиографический пособий, формируется сущность и формы библиографии.
2.вт. половина 19 - нач. 20 в. - этап развития теоретической библиографической мысли, ряд реформ, развите естест.науч. и науч.-тех. книги
3. 20 в. - современный период, создание спец. институтов библиографии
Периодизация истории библиографии. Это одна из важнейших проблем истории библиографии. До настоящего времени сформировалось несколько подходов. Все многообразие их можно свести к двум основным. Обычно периодизация исторического развития библиографии строится по критериям развития гражданской истории вообще. В нашей стране преобладающим здесь стал, особенно в советскую эпоху, так называемый формационный подход. Основы его разработаны теоретиками марксизма, он используется и развивается их последователями. В частности, В.И.Ленин применительно к истории дореволюционной России конкретизировал формационный подход с учетом революционно-политических движений, выделяя дворянский, разночинский и пролетарский этапы. В целом по критерию "способ производства" выделяются пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинная (родовая), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая (коммунистическая). Поскольку социалистическая формация реально существовала преимущественно в СССР, советские ученые разработали периодизацию ее для гражданской истории.
За рубежом в противовес марксистской модификации формационной периодизации всемирной истории разработан свой вариант, который чаще всего называют технологическим. Здесь выделяются четыре основных этапа в развитии общества: кочевой, оседлый (земледельческий), индустриальный и информационный (постиндустриальный). Несмотря на терминологическое различие, между этими двумя подходами есть, на наш взгляд, и существенно общее - сам критерий выделения этапов по доминирующему способу общественного производства. Только в первом случае терминологически подчеркивается одна сторона этого производства - характер общественных отношений, а во втором - характер именно технологии. Во всяком случае, современный этап общественно-экономического развития вполне справедливо называют "информационным". Именно доминирование информационной технологии выдвигает на первое место духовное, творческое, культурное начало, открывает новые перспективы в интеграции человечества как единой целостности.
Мы в своих работах [см., напр.: Развитие системы информационных изданий; Книговедение и теория книжной торговли и др.] пытались показать, что каждая формация имеет свои особенности в развитии информационной деятельности, в том числе и библиографии. И здесь следует учитывать диалектическую взаимосвязь выделяемых этапов, каждый последующий из которых не полностью отрицает предыдущие, а аккумулирует в себе все наиболее ценное из них. Все сказанное имеет прямое отношение к пониманию и интерпретации исторической периодизации в развитии библиографии.
Что особенно характерно для частных наук, периодизация исторического развития их объекта познания обычно строится на специфике и закономерностях эволюции этого объекта, в нашем случае - библиографической деятельности. Естественно, это своеобразие обусловлено и тесно связано с формационными, т.е. общими, периодами развития истории. Поэтому мы в своей разработке периодизации для исторического развития библиографии пытаемся учесть общее и особенное, придавая последнему доминирующее значение (см. гл. 1, § 1). Естественно, выделенные нами четыре основных периода в развитии библиографии могут быть, в свою очередь, конкретизированы до более частных этапов. Особенности их будут охарактеризованы в дальнейшем на примере истории русской библиографии - дореволюционной и советской.
@темы: Билеты