ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеКниговедческая (до сер. 20 в.) Рошель Грегуар Анастасевич Сопиков Лисовский Книга Наука о книге. БО – часть книговедения
Документографическая Коршунов Моргенштерн Документ Система док. Коммуникаций.
Библиография посредник м/д док-том и потреб. инф-ции
Идеографическая Сляднева Любые инф. Объекты – зафиксированные или нет Весь универсум чел. деят. Библиография всепроникающая метод. область
Культурологическая Вохрышева Ценности культуры Библиография служит для передачи ценностей культуры из поколения в поколения
Когнитографическая Фокеев Знания Ноосфера – все, что создано человеком.
Библиография как система совершенного знания
Коммуникационная Соколов Смысл Система соц. коммуникаций
Существуют различные подходы и решения, основополагающими из которых на современном этапе следует считать концепции именной указатель А.И.Барсука и именной указатель О.П.Коршунова. К сожалению, из-за смерти автора концепция А.И.Барсука не имеет дальнейшего развития. Концепция О.П.Коршунова, несмотря на формальный приоритет, также нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствует развернувшаяся с 1988 г. на страницах журнала "Советская библиография" (ныне - "Библиография") дискуссия по вопросам научной разработки библиографии. В последнее время со своими теоретическими подходами к библиографии выступили такие известные российские специалисты, как М.Г.Вохрышева, Э.К.Беспалова, Н.А.Сляднева, В.А.Фокеев и др.
исторически новейшая в этом ряду идеографическая или информографическая концепция библиографии, предложенная и весьма основательно разработанная и аргументированная Н.А.Слядневой8.
Несомненно - это самая экзотическая, наиболее радикальная концепция, согласно которой объект библиографирования - любые информационные объекты, как зафиксированные в форме документов (тексты, произведения, издания и т.п.), так и незафиксированные (факты, идеи, фрагменты знания как таковые, а также мысли, чувства, даже предчувствия). Метасистема биб-лиографии - весь Универсум человеческой деятельности (УЧД), а сама библиография квалифи-цируется как общечеловеческая, всепроникающая методическая отрасль (наука) типа статисти-ки, математики, логики и т.п.
Иногда идеографическую концепцию называют идеодокументографической. Весьма много-значительная формулировка, которая наглядно обнаруживает, что все, что скрывается за тер-миноэлементом "документографическая" относится к документографической концепции, а то, что стоит за терминоэлементом "идео" к библиографии не имеет отношения.
Существуют две главные причины, подвигнувшие Н.А.Слядневу на создание этой концеп-ции.
Во-первых, стремление содействовать повышению общественного статуса, значения биб-лиографии как области профессиональной деятельности в условиях глобальной информатиза-ции окружающей реальности.
Во-вторых, Н.А.Слядневу как представителя отраслевой библиографии художественной литературы беспокоит "феномен синтетических, пограничных форм, информации, возникших на стыке отраслевого знания и библиографии"9.
В наши дни культурологическая концепция библиографии в наиболее развитом и завершенном виде представлена в работах М.Г.Вохрышевой10.
Основные положения концепции в самом общем виде сводятся к следующему: объект биб-лиографирования - ценности культуры, метасистема библиографии - культура. Соответственно библиография, взятая в целом, определяется как часть культуры, обеспечивающая библиогра-фическими средствами сохранение и трансляцию документированных ценностей культуры от поколения к поколению.
Прямая связь библиографии с категорией знание столь же очевидна, как и связь с культурой. Поэтому нет ничего странного в стремлении библиографоведов осмыслить сущность библиографии как общественного явления, опираясь на эту ее сторону. Общая "знаниевая" квалификация библиографии уходит своими корнями в отечественном библиографоведении в далекое дореволюционное прошлое11.
Первопроходцем в области "знаниевой" квалификации библиографии в Советском Союзе был Ю.С.Зубов. Суть его подхода к проблеме взаимосвязи знания и библиографии четко выра-жения в самом заглавии статьи "Библиография как система свернутого знания"
В наши дни основным представителем так называемой когнитографической ("знаниевой") концепции библиографии является В.А.Фокеев13. Конечно, по широте охвата материала, по основательности и глубине разработки темы, по разнообразию аргументации его работы не идут ни в какое сравнение с небольшой статьей Ю.С.Зубова.
Можно вспомнить и другие, менее значительные концепции, например, фактографическую концепцию библиографической информации и концепцию библиографии как области духовного производства, базирующуюся на представлении о социально-экономической природе библиографии, предложенных в свое время А.В.Соколовым и впоследствии почти забытых, прежде всего самим автором14.
Вряд ли можно согласиться и с третьей по счету и последней по времени коммуникацион-ной концепцией А.В.Соколова, в основе которой полный отказ от понятия информации (в том числе библиографической), как ничего не обозначающего в окружающей нас действительности. Предлагается в глобальном масштабе (в частности и в библиографоведении) заменить понятие "информация" понятием "коммуникация", хотя совершенно очевидно, что эти понятия не тождественны по содержанию и потому одно не заменяет другое
Документографическая Коршунов Моргенштерн Документ Система док. Коммуникаций.
Библиография посредник м/д док-том и потреб. инф-ции
Идеографическая Сляднева Любые инф. Объекты – зафиксированные или нет Весь универсум чел. деят. Библиография всепроникающая метод. область
Культурологическая Вохрышева Ценности культуры Библиография служит для передачи ценностей культуры из поколения в поколения
Когнитографическая Фокеев Знания Ноосфера – все, что создано человеком.
Библиография как система совершенного знания
Коммуникационная Соколов Смысл Система соц. коммуникаций
Существуют различные подходы и решения, основополагающими из которых на современном этапе следует считать концепции именной указатель А.И.Барсука и именной указатель О.П.Коршунова. К сожалению, из-за смерти автора концепция А.И.Барсука не имеет дальнейшего развития. Концепция О.П.Коршунова, несмотря на формальный приоритет, также нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствует развернувшаяся с 1988 г. на страницах журнала "Советская библиография" (ныне - "Библиография") дискуссия по вопросам научной разработки библиографии. В последнее время со своими теоретическими подходами к библиографии выступили такие известные российские специалисты, как М.Г.Вохрышева, Э.К.Беспалова, Н.А.Сляднева, В.А.Фокеев и др.
исторически новейшая в этом ряду идеографическая или информографическая концепция библиографии, предложенная и весьма основательно разработанная и аргументированная Н.А.Слядневой8.
Несомненно - это самая экзотическая, наиболее радикальная концепция, согласно которой объект библиографирования - любые информационные объекты, как зафиксированные в форме документов (тексты, произведения, издания и т.п.), так и незафиксированные (факты, идеи, фрагменты знания как таковые, а также мысли, чувства, даже предчувствия). Метасистема биб-лиографии - весь Универсум человеческой деятельности (УЧД), а сама библиография квалифи-цируется как общечеловеческая, всепроникающая методическая отрасль (наука) типа статисти-ки, математики, логики и т.п.
Иногда идеографическую концепцию называют идеодокументографической. Весьма много-значительная формулировка, которая наглядно обнаруживает, что все, что скрывается за тер-миноэлементом "документографическая" относится к документографической концепции, а то, что стоит за терминоэлементом "идео" к библиографии не имеет отношения.
Существуют две главные причины, подвигнувшие Н.А.Слядневу на создание этой концеп-ции.
Во-первых, стремление содействовать повышению общественного статуса, значения биб-лиографии как области профессиональной деятельности в условиях глобальной информатиза-ции окружающей реальности.
Во-вторых, Н.А.Слядневу как представителя отраслевой библиографии художественной литературы беспокоит "феномен синтетических, пограничных форм, информации, возникших на стыке отраслевого знания и библиографии"9.
В наши дни культурологическая концепция библиографии в наиболее развитом и завершенном виде представлена в работах М.Г.Вохрышевой10.
Основные положения концепции в самом общем виде сводятся к следующему: объект биб-лиографирования - ценности культуры, метасистема библиографии - культура. Соответственно библиография, взятая в целом, определяется как часть культуры, обеспечивающая библиогра-фическими средствами сохранение и трансляцию документированных ценностей культуры от поколения к поколению.
Прямая связь библиографии с категорией знание столь же очевидна, как и связь с культурой. Поэтому нет ничего странного в стремлении библиографоведов осмыслить сущность библиографии как общественного явления, опираясь на эту ее сторону. Общая "знаниевая" квалификация библиографии уходит своими корнями в отечественном библиографоведении в далекое дореволюционное прошлое11.
Первопроходцем в области "знаниевой" квалификации библиографии в Советском Союзе был Ю.С.Зубов. Суть его подхода к проблеме взаимосвязи знания и библиографии четко выра-жения в самом заглавии статьи "Библиография как система свернутого знания"
В наши дни основным представителем так называемой когнитографической ("знаниевой") концепции библиографии является В.А.Фокеев13. Конечно, по широте охвата материала, по основательности и глубине разработки темы, по разнообразию аргументации его работы не идут ни в какое сравнение с небольшой статьей Ю.С.Зубова.
Можно вспомнить и другие, менее значительные концепции, например, фактографическую концепцию библиографической информации и концепцию библиографии как области духовного производства, базирующуюся на представлении о социально-экономической природе библиографии, предложенных в свое время А.В.Соколовым и впоследствии почти забытых, прежде всего самим автором14.
Вряд ли можно согласиться и с третьей по счету и последней по времени коммуникацион-ной концепцией А.В.Соколова, в основе которой полный отказ от понятия информации (в том числе библиографической), как ничего не обозначающего в окружающей нас действительности. Предлагается в глобальном масштабе (в частности и в библиографоведении) заменить понятие "информация" понятием "коммуникация", хотя совершенно очевидно, что эти понятия не тождественны по содержанию и потому одно не заменяет другое
@темы: Билеты