ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальше Философско-религиозный космизм:
Николай Фёдорович Фёдоров
Естественнонаучный космизм:
Константин Эдуардович Циолковский
Александр Леонидович Чижевский
Владимир Иванович Вернадский.
Космизм - философское направление, в котором рассматривается определённая соотнесённость между познавательной и созидающей деятельностью человека и человечества с внеземными космическими процессами; подчёркивается влияние внеземных космических факторов на все процессы, происходящие на Земле; и неизбежность выхода человечества в космос, космическая экспансия человечества, или "выход человека за пределы земной колыбели", как писал Циолковский.
Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903).
Основной труд:
"Философия общего дела".
Федоров подверг критике, в частности, Канта за разделения разума на теоретический и практический. В то время как Кант считал, что сущности вещей ("вещи в себе") непознаваемы, Фёдоров считал, что эти сущности вещей непознаваемы для отдельно взятого индивида, но они являются делом познания всего человечества. Идея о воскрешении умерших и бессмертия ныне живущих покоилась, с одной стороны, на религиозном основании, а с другой стороны, включала достаточно заметный естественнонаучный элемент, связанный с естественнонаучной познавательной деятельностью человека.
Воскрешение предков
Центральная идея философии космизма Фёдорова, "общее дело" - это воскрешение умерших и бессмертие живущих.
Воскрешение предков необходимо, поскольку именно им мы обязаны всеми культурными достижениями, которые мы имеем, они создали эти достижения, на которых основаны наша культура и цивилизация. Поэтому они вполне достойны воскрешения. Он увязывает это с религией, в частности, с христианством.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935).
Основные труды:
"Воля Вселенной",
"Разум и воля",
"Грёзы о Земле и Небе",
"Исследование мировых пространств реактивными приборами",
"Цели звездоплавания".
Если Фёдоров возвестил идею бессмертия человечества, не только ныне живущего, но и всех предшествующих поколений, то Циолковский выдвинул идею космического взгляда на вещи. Он писал, что "постарается последовательно произвести космический взгляд на все вещи".
С этим связана космическая этика Циолковского. Так как все объекты во Вселенной обмениваются чувствующими атомами, то они должны заботиться о мировом целом. Добром Циолковский считал усложнение во Вселенной, поскольку, по его мнению, наиболее благое состояние для чувствующего атома - находиться в системах более сложной организации. Циолковский также утверждал, что всё во Вселенной пронизано силами жизни и разума, и даже существует внеземной разум. Эти внеземные разумные существа всему во Вселенной дали положительный эволюционный ход. Землю же они оставили в качестве заповедника, где всем живым организмам была предоставлена возможность развиваться естественным путём.
Александр Леонидович Чижевский (1897-1964).
Основные труды:
"Земное эхо солнечных бурь",
"Физические факторы исторического процесса".
Чижевский, в отличие от всех других учёных и философов, пытался выявить физические факторы социальных процессов, все остальные до него пытались выявить экономические, политические и идеологические факты.
Чижевский показал, что все процессы на нашей Земле (даже социальные и человеческая история) связаны с процессами, которые происходят в космосе. В основном с ритмическими процессами в космосе, а именно с пятнообразующей деятельностью Солнца, то есть периодами солнечной активности. Чижевский попытался увязать эту пятнообразовательную деятельность Солнца с процессами, происходящими в человеческой истории.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).
Основные труды:
"Биосфера",
"Живое вещество и биосфера",
"Размышления натуралиста",
"Научная мысль как планетное явление".
Вернадскому принадлежит создание учения о биосфере и ноосфере. Сам термин "биосфера" впервые ввёл Зюсс. По Вернадскому биосфера - это сфера жизни, плёнка жизни, которая окружает земную поверхность. Биосфера состоит из живого и косного вещества. Живое вещество - это совокупность всех живых организмов, существующих в данный момент. Косное вещество - это среда обитания этого живого вещества, то есть оно простирается от глубин океанов до высших слоёв атмосферы.
Космизм Вернадского состоит в том, что Земля с космосом связана через биосферу, через неё осуществляется обмен веществом, энергией и информацией. Вернадский говорит, что нынешнее состояние биосферы - не конечное. Неизбежно научная мысль охватит всю планету (труд "Научная мысль как планетное явление") и человечество перейдёт в новое качество, а биосфера при этом перейдёт в ноосферу ("сфера разума", термин ввел Леруа).
Николай Фёдорович Фёдоров
Естественнонаучный космизм:
Константин Эдуардович Циолковский
Александр Леонидович Чижевский
Владимир Иванович Вернадский.
Космизм - философское направление, в котором рассматривается определённая соотнесённость между познавательной и созидающей деятельностью человека и человечества с внеземными космическими процессами; подчёркивается влияние внеземных космических факторов на все процессы, происходящие на Земле; и неизбежность выхода человечества в космос, космическая экспансия человечества, или "выход человека за пределы земной колыбели", как писал Циолковский.
Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903).
Основной труд:
"Философия общего дела".
Федоров подверг критике, в частности, Канта за разделения разума на теоретический и практический. В то время как Кант считал, что сущности вещей ("вещи в себе") непознаваемы, Фёдоров считал, что эти сущности вещей непознаваемы для отдельно взятого индивида, но они являются делом познания всего человечества. Идея о воскрешении умерших и бессмертия ныне живущих покоилась, с одной стороны, на религиозном основании, а с другой стороны, включала достаточно заметный естественнонаучный элемент, связанный с естественнонаучной познавательной деятельностью человека.
Воскрешение предков
Центральная идея философии космизма Фёдорова, "общее дело" - это воскрешение умерших и бессмертие живущих.
Воскрешение предков необходимо, поскольку именно им мы обязаны всеми культурными достижениями, которые мы имеем, они создали эти достижения, на которых основаны наша культура и цивилизация. Поэтому они вполне достойны воскрешения. Он увязывает это с религией, в частности, с христианством.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935).
Основные труды:
"Воля Вселенной",
"Разум и воля",
"Грёзы о Земле и Небе",
"Исследование мировых пространств реактивными приборами",
"Цели звездоплавания".
Если Фёдоров возвестил идею бессмертия человечества, не только ныне живущего, но и всех предшествующих поколений, то Циолковский выдвинул идею космического взгляда на вещи. Он писал, что "постарается последовательно произвести космический взгляд на все вещи".
С этим связана космическая этика Циолковского. Так как все объекты во Вселенной обмениваются чувствующими атомами, то они должны заботиться о мировом целом. Добром Циолковский считал усложнение во Вселенной, поскольку, по его мнению, наиболее благое состояние для чувствующего атома - находиться в системах более сложной организации. Циолковский также утверждал, что всё во Вселенной пронизано силами жизни и разума, и даже существует внеземной разум. Эти внеземные разумные существа всему во Вселенной дали положительный эволюционный ход. Землю же они оставили в качестве заповедника, где всем живым организмам была предоставлена возможность развиваться естественным путём.
Александр Леонидович Чижевский (1897-1964).
Основные труды:
"Земное эхо солнечных бурь",
"Физические факторы исторического процесса".
Чижевский, в отличие от всех других учёных и философов, пытался выявить физические факторы социальных процессов, все остальные до него пытались выявить экономические, политические и идеологические факты.
Чижевский показал, что все процессы на нашей Земле (даже социальные и человеческая история) связаны с процессами, которые происходят в космосе. В основном с ритмическими процессами в космосе, а именно с пятнообразующей деятельностью Солнца, то есть периодами солнечной активности. Чижевский попытался увязать эту пятнообразовательную деятельность Солнца с процессами, происходящими в человеческой истории.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).
Основные труды:
"Биосфера",
"Живое вещество и биосфера",
"Размышления натуралиста",
"Научная мысль как планетное явление".
Вернадскому принадлежит создание учения о биосфере и ноосфере. Сам термин "биосфера" впервые ввёл Зюсс. По Вернадскому биосфера - это сфера жизни, плёнка жизни, которая окружает земную поверхность. Биосфера состоит из живого и косного вещества. Живое вещество - это совокупность всех живых организмов, существующих в данный момент. Косное вещество - это среда обитания этого живого вещества, то есть оно простирается от глубин океанов до высших слоёв атмосферы.
Космизм Вернадского состоит в том, что Земля с космосом связана через биосферу, через неё осуществляется обмен веществом, энергией и информацией. Вернадский говорит, что нынешнее состояние биосферы - не конечное. Неизбежно научная мысль охватит всю планету (труд "Научная мысль как планетное явление") и человечество перейдёт в новое качество, а биосфера при этом перейдёт в ноосферу ("сфера разума", термин ввел Леруа).
@темы: Билеты