читать дальше 1. Предварительный этап: 1) Ознакомительное чтение, 2) Предварительный анализ. Изучение реферируемого документа начинается со знакомства с заглавием, справочным аппаратом издания (введением или предисловием, оглавлением), рубриками внутри текста, выводами и резюме. Цель предварительного анализа - получить представление о первичном документе в целом, его проблематике и структуре. Цель 1 этапа – получить представление о первичном документе в целом. 2. Внимательное чтение, углубленный анализ. Цель - анализ первичного документа и исключение несущественных сведений или сведений, не относящихся к основному содержанию документа. В результате углубленного анализа необходимо получить четкое представление об объекте работы, его свойствах, преимуществах и недостатках, цели работы; методах; основных результатах и выводах автора; реализации и области применения сведений из первоисточника; отметить противоречивые и недоказанные положения, высказанные автором первичного документа
В ходе анализа текста первичного документа осуществляется оценка значимости составляющих его элементов с точки зрения целесообразности отражения их в реферате:
- элементы, которые обязательно должны быть отражены в реферате:
- новые идеи и гипотезы, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции машин и механизмов, качественно новые явления, процессы и т.д. Эта группа элементов подлежит максимальному отражению в реферате, здесь допустимы лишь текстовые сокращения без потери информации, например, замена громоздких рассуждений более лаконичными фразами;
- сведения, не являющиеся принципиально новыми: традиционные методы, формульный, цифровой материал и т.п. Эти данные отражаются в реферате избирательно, в зависимости от их значимости и целей реферирования. Они могут быть представлены в реферате в обобщенном или аннотированном виде;
- аргументы, пояснения, примеры и другая информация разъяснительно-иллюстративного характера. Эта группа элементов, как правило, не включается в реферат, либо представляется в аннотированном виде. Цель 2 этапа – исключить несущественные сведения из содержания документа. 3. Планирование реферата: 1) Определение вида реферата - расширенный или краткий, общий или специализированный. Выбор вида реферата зависит от вида реферируемого произведения, целей и задач процедуры свертывания.
2) Определение структуры реферата в зависимости от его вида, выбор соответствующих языковых и стилистических средств.
3) Синтез информации, компоновка текста в соответствии с требованиями к структуре и стилю реферата. В ходе синтеза обеспечивается последовательное краткое изложение основного смыслового содержания первичного документа, достигается связность и логичность представления информации. С этой целью проводится процедура редактирования текста реферата.