ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеДо некоторого времени предметом педагогики считалось воспитание как подготовка растущего человека к жизни (долгое время — только подрастающих поколений).
По мере развития теории стали ясны упрощенность и неточность этого определения. Ведь если считать предметом воспитание как специально организованную воспитательную деятельность, то не следует ли отсюда, что ее задача ограничивается только разработкой методической рецептуры, набора правил и приемов этой деятельности, как это кажется некоторым несведущим людям? Если соглашаться с этим, тогда педагогика теряет статус науки.
Указанное определение предмета педагогики имеет и другую слабую сторону. Оно не проясняет главного – на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? Воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Это значит, что закономерности воспитания, его характер и методические основы коренятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Образование — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смыслах, а также в широком и узком педагогических значениях.
В широком соц. смысле воспитание — передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с обществом, став частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество.
В узком соц. смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, ценностей, ориентаций, подготовки к жизни.
В широком пед. смысле воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком пед. смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение — специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
Знания — отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образованным принято считать человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности — системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
По мере развития теории стали ясны упрощенность и неточность этого определения. Ведь если считать предметом воспитание как специально организованную воспитательную деятельность, то не следует ли отсюда, что ее задача ограничивается только разработкой методической рецептуры, набора правил и приемов этой деятельности, как это кажется некоторым несведущим людям? Если соглашаться с этим, тогда педагогика теряет статус науки.
Указанное определение предмета педагогики имеет и другую слабую сторону. Оно не проясняет главного – на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? Воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Это значит, что закономерности воспитания, его характер и методические основы коренятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Образование — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смыслах, а также в широком и узком педагогических значениях.
В широком соц. смысле воспитание — передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с обществом, став частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество.
В узком соц. смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, ценностей, ориентаций, подготовки к жизни.
В широком пед. смысле воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком пед. смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение — специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
Знания — отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образованным принято считать человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности — системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
@темы: Билеты