ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальше36.Черты романтизма и реализма в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
В Романе Лермонтова «Маскарад» главным романтическим героем является Арбенин . Он явно ощущает себя избранным среди людей. Он возвышается над толпой, над светской жизнью,исполненной низменных страстей. Он мыслит себя сверхчеловеком, имеющим право быть верховным судьей. Он способен на разрушение, уничтожение жизни другого человека, да и всего остального мира, с которым он , будучи романтическим героем, находится в неизбежном конфликте. Вот его горькое признание: “…я всё видел, // Всё перечувствовал, всё понял, всё узнал, // Любил я часто, чаще ненавидел // И более всего страдал! // Сначала всё хотел, потом всё презирал я, // То сам себя не понимал я, // То мир меня не понимал ”.
Полное разочарование во всём на свете, столь типичное для романтического героя. Не надо думать, что Арбенин обольщался, женившись на Нине. Ему попросту опостылел разврат, которому он предавался многие годы. Но забрезжил свет: Арбенин поверил, что Нина — это ангел, который дан ему Богом за перенесённые страдания. “И я воскрес для жизни и добра”, — свидетельствует об этом сам Арбенин.
Но в том-то и дело, объясняет учитель, что рефлектирующий романтический герой может верить в добро очень недолго. Его начинают мучить сомнения, которые в данном случае приводят к трагедии.
Почему так легко поверил Арбенин в измену жены? По многим причинам. Арбенин, который намного старше её, не доверяет её чувству. Точнее, оно для него не слишком подлинно: “Ты отдалася мне — и любишь, верю я, // Но безотчётно, чувствами играя // И резвясь, как дитя”. Во-вторых, как истинный романтический герой, Арбенин видит в жене и добро и зло. Он полагает, что Нина осквернена злом мира, света. Считая себя сверхчеловеком, он берёт на себя право отнять у неё жизнь, убеждённый, что совершает подвиг и делает для Нины добро. Смертью он очищает её от зла и передаёт Богу. Передаёт свободной от порока.
Трагедия Арбенина в том, что, узнав страшную правду (Нина не виновна), он не справился со своей ролью сверхчеловека, вершителя судеб мир. И остаток дней ему суждено провести в безумии, как и положено истинному романтическому герою. Он так и не смог перейти на сторону света и добра. Ему лишь на миг показалось, что он может отречься от своей прошлой жизни и обрести счастье в семье, с молодой женщиной, не ведающей порока.
Лермонтов создал произведение философского масштаба. Ключ к разгадке «Маскарада» не в сюжете, не в фабуле и не в характерах. Ключ — в символах и метафорах, которыми наполнена пьеса. А ключевой символ — в её названии. Весь мир для Лермонтова — это мир игры, масок, маскарада. Маска скрывает истинное лицо человека, его чувства и желания. Маску носят все, кроме Нины. Есть персонажи, которые способны на миг сорвать личину, — баронесса Штраль, Звездич. Есть те, кто никогда не снимает маски — Шприх, Неизвестный.
Маскарад — это прежде всего мир хаоса. В работе выдающегося учёного Ю.М. Лотмана, маскарад противопоставлен ещё одному знаку светской жизни — балу. Бал насквозь ритуализирован, он подчиняется твёрдым законам. Поэтому по отношению к маскараду бал — упорядоченное развлечение для светских людей. “Бал предполагал композицию и строгую внутреннюю организацию. Это вызвало необходимость ещё одного элемента, который сыграл бы в этой системе роль «организованной дезорганизации», запланированного и предусмотренного хаоса. Такую роль принял на себя маскарад” (Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 2001. С. 101).
Следуя христианским канонам, маскарад — это символ бесовства.
Символы и метафоры в драме «Маскарад» отражают основные конфликты эпохи. Мир — это маскарад. Мир — это карточная игра. Мир — это дуэль, поединок. Мир — это конфликт бала и маскарада, то есть случайности и закономерности.
Для Лермонтова жизнь исполнена зла. И то чистое и святое, что попадает в пучину порока, неизбежно должно быть побеждено. Перевес явно на стороне тёмных сил. Другой крупнейший исследователь Лермонтова Б.М. Эйхенбаум пишет о том, что мир у поэта по-романтически разделён на мир низкого и высокого зла. Низкое зло — это мир игроков, мир маскарада, сплетни, интриги, шулерства. Низкое зло — это Казарин, баронесса Штраль, Шприх. Арбенин же представляет собой высокое зло. Он — демонический персонаж, умеющий отличить порок от добродетели. Он стоит между Богом и дьяволом и восстаёт против мира низкого зла средствами зла. Поэтому, желая восстановить справедливость, он хочет очистить Нину от скверны, которой подверг её мир низкого зла.
Сцена сумасшествия Арбенина — закономерный финал драмы, лишний раз доказывающий, что жизнь — это извечная борьба Бога и дьявола, а гармония недостижима. Важна фраза доктора, который приходит к Арбенину: “Но если он сойдёт с ума, // То я за жизнь его ручаюсь”. В здравом рассудке невозможно выдержать те муки, которые ниспосланы человеку. Только будучи сумасшедшим можно выжить в этом страшном мире.
Драма Лермонтова «Маскарад» является важной вехой на его путях к реализму.
«Маскарад» — типичная романтическая пьеса. романтизм в какой-то мере трамплин для реализма. Что и доказал, в частности, Лермонтов. Оттолкнувшись от «Маскарада», он создал «Героя нашего времени». В «Маскараде» Лермонтов явился прямым продолжателем Грибоедова. Но если Грибоедов написал сатирическую комедию из жизни высшего общества, то Лермонтов написал сатирическую драму из жизни того же общества. При этом он взял еще более высокий слой дворянского общества: у Грибоедова — сонная дворянская Москва, у Лермонтова — правительственный Петербург.
Лермонтов изображает это общество, мнящее себя «светом» целой страны, в состоянии падения и разложения еще более глубоком, чем то, в котором находилась грибоедовская Москва.
в творческой истории Лермонтова «Маскарад» занимает особое место. Для портрета Арбенина художник пользуется двумя палитрами красок — романтической и реалистической, большею частью отдавая явное предпочтение первой перед второй. В Арбенине еще много игры романтической светотенью. В нем еще живы отзвуки романтических, бурных мотивов, из которых некогда целиком были сотканы музыкальные симфонии «Ангела смерти» и «Измаил-Бея». Реалистической палитрой в работе над Арбениным Лермонтов пользуется преимущественно тогда, когда ему приходится изображать Арбенина в его отношениях к обществу.
Наоборот, для изображения общества в «Маскараде», для характеристики Казариных и Шприхов в руках у Лермонтова нет другой палитры, кроме реалистической. Его краски ярки и едки, но естественны и правдивы. Его рисунок уверен и тверд. Его характеристики метки и остры и исторически оправданы. Реалистическая манера письма именно и была причиной, благодаря которой «Маскарад» оказался не сборищем гротескных фигур, кружащихся в романтическом круговороте, а широкой исторической картиной, исполненной глубокого социального смысла. Как и в других произведениях Лермонтова (лирика, поэмы), так и в драме новый реалистический подход Лермонтова к жизни и к творчеству одновременно повышал художественную ценность его произведения и вместе с тем обогащал его содержание.
37. Лирика М.Ю. Лермонтова. Основные идеи и темы.
Своеобразие творческого пути М. Ю. Лермонтова (движение от романтизма к реализму, романтические мотивы в зрелой лирике, возврат поэта в позднем творчестве к темам ранней лирики, постоянный интерес к проблеме личности).
Разнообразие тем и мотивов в лирике поэта:
1) отрицание существующей действительности — "Жалобы турка" (1829), "Умирающий гладиатор" (1836), "Прощай, немытая Россия" (1840);
2) бездуховность общества, маскарадность света — "Исповедь" (1831), "Как часто, пестрою толпою окружен..." (1840), "Из-под таинственной, холодной полумаски..." (1841);
3) судьба поколения — "Монолог" (1829), "Дума"(1838);
4) образ родины, обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом — "Новгород" (1830), "Поле Бородина" (1831), "Бородино" (1837), "Родина" (1841);
5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — "Кавказ" (1830), "Вечер после дождя" (1830), "Когда волнуется желтеющая нива..." (1837), "Дары Терека" (1839), "Тучи" (1840), "На севере диком стоит одиноко..." (1841), "Утес" (1841);
6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания — "К друзьям" (1828), "Ужасная судьба отца и сына..." (1831), "Я не люблю тебя; страстей..." (1831), "Подражания Байрону" (1831), "Памяти А. И. Одоевского" (1839), "<М. А. Щербатовой>" (1840), "А. И. Смирновой" (1840), "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (1841);
7) тема гордого одиночества, непонятости — "Одиночество" (1830), "Исповедь" (1831), "Чашажизни" (1831), "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Никто моим словам не внемлет... я один..." (1837), "Сосед" (1837), "Соседка" (1837), "Пленный рыцарь" (1840);
8) мотивы усталости и безысходности — "И скучно и грустно" (1840), "Из Гете" ("Горные вершины...") (1840), "Выхожу один я на дорогу..." (1841);
9) тема самопознания, космические мотивы, противоборство земных и небесных сил — "Мой демон" (1829, 1831), "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829), "Небо и звезды" (1831), "Земля и небо" (1831), "Когда б в покорности незнанья..." (1831), "Ангел" (1831), "Мой дом" (1831), "Бой" (1832);
10) тема избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — "Наполеон" (1829), "1830. Мая 16 числа", "Отрывок" ("Три ночи я провел без сна — в тоске...") (1831), "Св.Елена" (1831), "Нет, я не Байрон; я другой..." (1832), "Воздушный корабль" (1840), "Последнее новоселье" (1841), "Пророк" (1841);
11) образ поэта, судьба его творений — "Я жить хочу! Хочу печали..." (1832), "Смерть поэта" (1837), "Кинжал" (1837), "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал...") (1837), "Журналист, читатель и писатель" (1840), "Пророк" (1841).
...Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности" (В. Г. Белинский) (условность выделения в лирике поэта определенных тем, мотивов, взаимопроникновение поэтических образов и символов, подчиненность общему пафосу поэзии).
, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время — время “мундиров голубых” и жестокой реакции. Чувство скорби и горечи, тоcки и отчаяния, окрашивающие лирику Лермонтова, явились результатом крушения общественно-политических надежд. Поэт — наследник идей декабризма, и его поэзия — это отражение идейной жизни 30-х годов XIX века.
В стихотворении 1832 года “Нет, я не Байрон, я другой...” Лермонтов не только утверждает оригинальность своего творчества, но и говорит о трагическом предощущении, потому что в его душе,
...как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Уже ранняя лирика поэта представляет его как патриота, истинного гражданина, борца за свободолюбивые идеи.
Написанное в форме письма к “другу-иностранцу” стихотворение “Жалобы турка” (1829) на самом деле являются гневным обличением существующих порядков России.
Тиранам и рабам у Лермонтова противопоставлено чувство любви к свободе. Лирический герой Лермонтова — мятежный, неугомонный, ищущий:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Герой активно борется за свою свободу. Поэтому неслучайно в поэзии Лермонтова появляется мотив неволи и узника, стремящегося вырваться из нее. Этот образ возникает в стихотворении “Желание” (1832) и становится одним из центральных поэтических символов. В 1837 году Лермонтов возвращается к нему в стихотворении “Узник”, но теперь тоска по свободе усиливается, а образ тюрьмы рисуется более конкретно.
Уделом сильной личности в обстановке общественного гнета становится одиночество. Мотив одиночества воплощается в ряде основных образов лирики Лермонтова (“Утес”, “На севере диком”, “Парус”). Герой уходит в себя, в свой внутренний мир. У него нет саратников, нет близких людей: “Выхожу один я на дорогу...”
В стихотворении “Дума” поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. “И ненавидим, и любим мы случайна”- Эти слова олицетворяют утрату идеалов и нравственных критериев. Он говорит, что потомки не простят им бездействия:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом...
Одним из самых значительных произведений русской политической поэзии явилось стихотворение “Смерь поэта” (1837). Лермонтов клеймит тех, кто “жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Истинный художник болеет проблемами всей страны, и Лермонтов отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.
В конце 30-х годов поэт обращается в своем творчестве к исторической теме. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”. В “Бородино” (1837) Лермонтов воплотил свое представление о сильных и смелых людях. Обращаясь к теме Отечественной войны 1812 года, он обращается к движению дворянских революционеров, начало которому положили события 1812 года и героизм русского народа.
Белинский отмечал: “В каждом слове слышите солдата, язык которого не переставал быть грубо прямодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии”. Демократические тенденции не были случайными в творчестве Лермонтова. Обращаясь к другой исторической эпохе, эпохе царствования Ивана Грозного, Лермонтов своим героем избирает купца, честного, благородного, смелого Калашникова. Он отстаивает свое человеческое достоинство даже ценой собственной жизни.
К теме России поэт обращается в стихотворении “Родина”, написанном в 1841 году.
Люблю отчизну я, но странною любовью.
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой...
Лжепатриотизму поэт противопоставляет свою “странную” любовь. Отвергая общественно-политический уклад николаевской России, Лермонтов любил народную Россию, которую он мечтал видеть свободной. Патриотическая тема в этом стихотворении приобретает лирический характер.
Но Россия у Лермонтова предстает и в ином виде:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
В этом стихотворении звучат гнев и боль за свою Родину, за покорный, многострадальный народ. Это произведение явилось своеобразным итогом горьких и тяжких переживаний о судьбе страны.
Любовная лирика Лермонтова носит драматический характер, окрашена трагическими тонами. Отношение лермонтовского героя к женщине обычно осложнено роковыми обстоятельствами и противоречиями:
Мне грустно потому, что я тебя люблю.
Любовь приносит страдание, а не радость.
Сознание одиночества, отчужденность от людей окрашивает и тему поэта в творчестве Лермонтова. Творческая личность находится во враждебных взаимоотношениях с окружающей средой. Это наиболее ярко выражается в стихотворении “Пророк”. Можно отметить преемственность двух произведений: от пушкинского “Пророка” к “Пророку” Лермонтова. Жизнь героя Лермонтова полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей, в отличие от жизни и призвания пушкинского героя, наделенного божественным даром.
В стихотворениях “Не верь себе” и “Поэт” он подвергает сомнению саму возможность понимания поэта людьми. Но тема поэта в творчестве Лермонтова не сводится к мысли о безрезультатности служения; он не чувствует примиренности, напротив, поэт протестует.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?...
В своем творчестве поэт был всегда верен себе, своим идеалам. Лермонтов своими стихотворениями выступал против политического гнета и социальной несправедливости своего времени, призывал к свободе, к борьбе..
38. Творческий метод М.Ю. Лермонтова в поэмах «Демон» и «Мцыри».
Лермонтовское творчество – явление, по-своему уникальное в русской и мировой литературе. Именно в нем предстал во всем величии и благородстве романтизм. Читателей оно привлекает глубиной проникновения в человеческую природу, литературоведов интересует как явление, в котором романтизм достигает своего апогея.
Наиболее отчетливо этот художественный метод проявился в поэмах «Мцыри» и «Демон», замысел которых долго вынашивался поэтом и сопровождал его на протяжении всей жизни. О глубине и сложности замысла свидетельствует тот факт, что поэма «Мцыри», написанная в 1839 году, завершает ряд сходных по идейно-тематическому содержанию произведений («Исповедь»,1831г.; «Боярин Орша»,1835 – 1836 гг.). А «Демон» со своей концепцией демонизма, появляющейся еще в ученической поэме «Два брата» (1829), далее в «Литвинке» (1832) и других произведениях, так и остался...
Известно, что основной конфликт лермонтовского творчества, как правило, строится на антитезе образов "неба" и земли". Любовь к "земле" и отречение от нее во имя "небесного" идеала, жажда веры и невозможность уверовать, постоянная душевная раздвоенность - все это является типичным для героев Лермонтова" [1].
Контрастные отношения к миру проступают и в поэмах "Демон" и "Мцыри". Особенно они бросаются в глаза при сопоставительном анализе пейзажа и его идейно-художественных функций. Можно выявить несколько моментов, сближающих эти поэмы и дающих возможность рассматривать Демона и Мцыри в качестве вариантов одного типа героя, сохраняющего связь с демоническим мироощущением. Сравнительный анализ позволяет углубить наше представление о лермонтовской трактовке свободы, романтического идеала.
В обеих поэмах ведущее место отведено картинам кавказской природы. Прежде всего бросается в глаза их лексико-семантическая и стилистическая близость. Приведем несколько примеров.
"Демон": "...Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял";
"Мцыри": "В снегах, горящих как алмаз, Седой незыблемый Кавказ...";
Демон": "...глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица... Ревел";
"Мцыри": "Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел... Выл, крутясь, сердитый вал";
Исследователями уже отмечена характерная черта поэтики Лермонтова - "самоповторение". Установлено, что оно часто встречается в его юношеской поэзии. Тем более значим прием "самоповторения" в зрелом творчестве поэта. Есть основание думать, что сходство идей, образов "Мцыри" и "Демона" неслучайно и, видимо, оправдано художественной целью автора.
Картины природы в названных произведениях хотя и соотнесены, однако смысл их для читателя неодинаков относительно внутреннего мира героев, по-разному относящихся к природе. Демон остается равнодушным к "дикому" и "чудному" "Божьему миру": он окинул "презрительным" оком "творенье Бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего". Красота земного мира чужда "гордому духу".
По-иному ее воспринимает Мцыри. Он, в отличие от Демона, всей душой откликается на великолепие природы. Это объясняется тем, что Мцыри, как отмечал С.Ломинадзе, "видит в "образах природы" отражение собственной судьбы: прямое, или, чаще, контрастное. Деревья "шумят свежею толпой", как "братья", о которых томится его одинокая душа, "скалы жаждут встречи каждый миг", "но им не сойтися никогда" - то же самое, что происходит с Мцыри и от чего он так страдает.
В "Демоне" также большое место занимает пейзаж. Однако он дан в объективном плане, от лица повествователя. Здесь между героем и природой устанавливается непреодолимое расстояние. "Божий мир" не дает окончательную разгадку души героя, а, напротив, усиливает у читателя ощущение ее непостижимости. Возникает необходимость понять причину враждебности, отчужденности героя к "чудному "творенью. В "Демоне" связь героя с природой показана по принципу контраста.
Мцыри, напротив, устремлен к многозначному говорящему миру. Он хочет "раствориться" в природе и получает наслаждение от близости с ней: "И было сердцу моему Легко, не знаю почему..." Именно картины природы вызывают у Мцыри воспоминания о родине: "И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул..."
Природа пробуждает в герое не до конца осознаваемые им переживания и вместе с тем символически выраженную в поэме жажду идеала, гармонически сочетающего "земное" и "небесное". У Демона же при взгляде на природу возникает ощущение бесприютности, бездомности Мы видим антитетическое построение образов: Мцыри доступна "небесно-земная родина", дом под небесным сводом, Демон же обречен на вселенскую бездомность, космическое одиночество.
Вырисовывается грустная картина мира, в котором человеку отведена роль того "неполноценного" существа, которого изобразил Е.Баратынский в стихотворении "Недоносок". Человек обречен на вечное скитание между небом и землей, не принадлежа полностью ни небу, ни земле. Тревожное ощущение бесприютности, бездомности в космическом масштабе, и как следствие стремление к идеалу даже ценой отказа от своей человеческой природы это, думается, то, что связывает символический сюжет "Мцыри" с концепцией "Демона".
В Романе Лермонтова «Маскарад» главным романтическим героем является Арбенин . Он явно ощущает себя избранным среди людей. Он возвышается над толпой, над светской жизнью,исполненной низменных страстей. Он мыслит себя сверхчеловеком, имеющим право быть верховным судьей. Он способен на разрушение, уничтожение жизни другого человека, да и всего остального мира, с которым он , будучи романтическим героем, находится в неизбежном конфликте. Вот его горькое признание: “…я всё видел, // Всё перечувствовал, всё понял, всё узнал, // Любил я часто, чаще ненавидел // И более всего страдал! // Сначала всё хотел, потом всё презирал я, // То сам себя не понимал я, // То мир меня не понимал ”.
Полное разочарование во всём на свете, столь типичное для романтического героя. Не надо думать, что Арбенин обольщался, женившись на Нине. Ему попросту опостылел разврат, которому он предавался многие годы. Но забрезжил свет: Арбенин поверил, что Нина — это ангел, который дан ему Богом за перенесённые страдания. “И я воскрес для жизни и добра”, — свидетельствует об этом сам Арбенин.
Но в том-то и дело, объясняет учитель, что рефлектирующий романтический герой может верить в добро очень недолго. Его начинают мучить сомнения, которые в данном случае приводят к трагедии.
Почему так легко поверил Арбенин в измену жены? По многим причинам. Арбенин, который намного старше её, не доверяет её чувству. Точнее, оно для него не слишком подлинно: “Ты отдалася мне — и любишь, верю я, // Но безотчётно, чувствами играя // И резвясь, как дитя”. Во-вторых, как истинный романтический герой, Арбенин видит в жене и добро и зло. Он полагает, что Нина осквернена злом мира, света. Считая себя сверхчеловеком, он берёт на себя право отнять у неё жизнь, убеждённый, что совершает подвиг и делает для Нины добро. Смертью он очищает её от зла и передаёт Богу. Передаёт свободной от порока.
Трагедия Арбенина в том, что, узнав страшную правду (Нина не виновна), он не справился со своей ролью сверхчеловека, вершителя судеб мир. И остаток дней ему суждено провести в безумии, как и положено истинному романтическому герою. Он так и не смог перейти на сторону света и добра. Ему лишь на миг показалось, что он может отречься от своей прошлой жизни и обрести счастье в семье, с молодой женщиной, не ведающей порока.
Лермонтов создал произведение философского масштаба. Ключ к разгадке «Маскарада» не в сюжете, не в фабуле и не в характерах. Ключ — в символах и метафорах, которыми наполнена пьеса. А ключевой символ — в её названии. Весь мир для Лермонтова — это мир игры, масок, маскарада. Маска скрывает истинное лицо человека, его чувства и желания. Маску носят все, кроме Нины. Есть персонажи, которые способны на миг сорвать личину, — баронесса Штраль, Звездич. Есть те, кто никогда не снимает маски — Шприх, Неизвестный.
Маскарад — это прежде всего мир хаоса. В работе выдающегося учёного Ю.М. Лотмана, маскарад противопоставлен ещё одному знаку светской жизни — балу. Бал насквозь ритуализирован, он подчиняется твёрдым законам. Поэтому по отношению к маскараду бал — упорядоченное развлечение для светских людей. “Бал предполагал композицию и строгую внутреннюю организацию. Это вызвало необходимость ещё одного элемента, который сыграл бы в этой системе роль «организованной дезорганизации», запланированного и предусмотренного хаоса. Такую роль принял на себя маскарад” (Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 2001. С. 101).
Следуя христианским канонам, маскарад — это символ бесовства.
Символы и метафоры в драме «Маскарад» отражают основные конфликты эпохи. Мир — это маскарад. Мир — это карточная игра. Мир — это дуэль, поединок. Мир — это конфликт бала и маскарада, то есть случайности и закономерности.
Для Лермонтова жизнь исполнена зла. И то чистое и святое, что попадает в пучину порока, неизбежно должно быть побеждено. Перевес явно на стороне тёмных сил. Другой крупнейший исследователь Лермонтова Б.М. Эйхенбаум пишет о том, что мир у поэта по-романтически разделён на мир низкого и высокого зла. Низкое зло — это мир игроков, мир маскарада, сплетни, интриги, шулерства. Низкое зло — это Казарин, баронесса Штраль, Шприх. Арбенин же представляет собой высокое зло. Он — демонический персонаж, умеющий отличить порок от добродетели. Он стоит между Богом и дьяволом и восстаёт против мира низкого зла средствами зла. Поэтому, желая восстановить справедливость, он хочет очистить Нину от скверны, которой подверг её мир низкого зла.
Сцена сумасшествия Арбенина — закономерный финал драмы, лишний раз доказывающий, что жизнь — это извечная борьба Бога и дьявола, а гармония недостижима. Важна фраза доктора, который приходит к Арбенину: “Но если он сойдёт с ума, // То я за жизнь его ручаюсь”. В здравом рассудке невозможно выдержать те муки, которые ниспосланы человеку. Только будучи сумасшедшим можно выжить в этом страшном мире.
Драма Лермонтова «Маскарад» является важной вехой на его путях к реализму.
«Маскарад» — типичная романтическая пьеса. романтизм в какой-то мере трамплин для реализма. Что и доказал, в частности, Лермонтов. Оттолкнувшись от «Маскарада», он создал «Героя нашего времени». В «Маскараде» Лермонтов явился прямым продолжателем Грибоедова. Но если Грибоедов написал сатирическую комедию из жизни высшего общества, то Лермонтов написал сатирическую драму из жизни того же общества. При этом он взял еще более высокий слой дворянского общества: у Грибоедова — сонная дворянская Москва, у Лермонтова — правительственный Петербург.
Лермонтов изображает это общество, мнящее себя «светом» целой страны, в состоянии падения и разложения еще более глубоком, чем то, в котором находилась грибоедовская Москва.
в творческой истории Лермонтова «Маскарад» занимает особое место. Для портрета Арбенина художник пользуется двумя палитрами красок — романтической и реалистической, большею частью отдавая явное предпочтение первой перед второй. В Арбенине еще много игры романтической светотенью. В нем еще живы отзвуки романтических, бурных мотивов, из которых некогда целиком были сотканы музыкальные симфонии «Ангела смерти» и «Измаил-Бея». Реалистической палитрой в работе над Арбениным Лермонтов пользуется преимущественно тогда, когда ему приходится изображать Арбенина в его отношениях к обществу.
Наоборот, для изображения общества в «Маскараде», для характеристики Казариных и Шприхов в руках у Лермонтова нет другой палитры, кроме реалистической. Его краски ярки и едки, но естественны и правдивы. Его рисунок уверен и тверд. Его характеристики метки и остры и исторически оправданы. Реалистическая манера письма именно и была причиной, благодаря которой «Маскарад» оказался не сборищем гротескных фигур, кружащихся в романтическом круговороте, а широкой исторической картиной, исполненной глубокого социального смысла. Как и в других произведениях Лермонтова (лирика, поэмы), так и в драме новый реалистический подход Лермонтова к жизни и к творчеству одновременно повышал художественную ценность его произведения и вместе с тем обогащал его содержание.
37. Лирика М.Ю. Лермонтова. Основные идеи и темы.
Своеобразие творческого пути М. Ю. Лермонтова (движение от романтизма к реализму, романтические мотивы в зрелой лирике, возврат поэта в позднем творчестве к темам ранней лирики, постоянный интерес к проблеме личности).
Разнообразие тем и мотивов в лирике поэта:
1) отрицание существующей действительности — "Жалобы турка" (1829), "Умирающий гладиатор" (1836), "Прощай, немытая Россия" (1840);
2) бездуховность общества, маскарадность света — "Исповедь" (1831), "Как часто, пестрою толпою окружен..." (1840), "Из-под таинственной, холодной полумаски..." (1841);
3) судьба поколения — "Монолог" (1829), "Дума"(1838);
4) образ родины, обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом — "Новгород" (1830), "Поле Бородина" (1831), "Бородино" (1837), "Родина" (1841);
5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — "Кавказ" (1830), "Вечер после дождя" (1830), "Когда волнуется желтеющая нива..." (1837), "Дары Терека" (1839), "Тучи" (1840), "На севере диком стоит одиноко..." (1841), "Утес" (1841);
6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания — "К друзьям" (1828), "Ужасная судьба отца и сына..." (1831), "Я не люблю тебя; страстей..." (1831), "Подражания Байрону" (1831), "Памяти А. И. Одоевского" (1839), "<М. А. Щербатовой>" (1840), "А. И. Смирновой" (1840), "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (1841);
7) тема гордого одиночества, непонятости — "Одиночество" (1830), "Исповедь" (1831), "Чашажизни" (1831), "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Никто моим словам не внемлет... я один..." (1837), "Сосед" (1837), "Соседка" (1837), "Пленный рыцарь" (1840);
8) мотивы усталости и безысходности — "И скучно и грустно" (1840), "Из Гете" ("Горные вершины...") (1840), "Выхожу один я на дорогу..." (1841);
9) тема самопознания, космические мотивы, противоборство земных и небесных сил — "Мой демон" (1829, 1831), "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829), "Небо и звезды" (1831), "Земля и небо" (1831), "Когда б в покорности незнанья..." (1831), "Ангел" (1831), "Мой дом" (1831), "Бой" (1832);
10) тема избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — "Наполеон" (1829), "1830. Мая 16 числа", "Отрывок" ("Три ночи я провел без сна — в тоске...") (1831), "Св.Елена" (1831), "Нет, я не Байрон; я другой..." (1832), "Воздушный корабль" (1840), "Последнее новоселье" (1841), "Пророк" (1841);
11) образ поэта, судьба его творений — "Я жить хочу! Хочу печали..." (1832), "Смерть поэта" (1837), "Кинжал" (1837), "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал...") (1837), "Журналист, читатель и писатель" (1840), "Пророк" (1841).
...Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности" (В. Г. Белинский) (условность выделения в лирике поэта определенных тем, мотивов, взаимопроникновение поэтических образов и символов, подчиненность общему пафосу поэзии).
, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время — время “мундиров голубых” и жестокой реакции. Чувство скорби и горечи, тоcки и отчаяния, окрашивающие лирику Лермонтова, явились результатом крушения общественно-политических надежд. Поэт — наследник идей декабризма, и его поэзия — это отражение идейной жизни 30-х годов XIX века.
В стихотворении 1832 года “Нет, я не Байрон, я другой...” Лермонтов не только утверждает оригинальность своего творчества, но и говорит о трагическом предощущении, потому что в его душе,
...как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Уже ранняя лирика поэта представляет его как патриота, истинного гражданина, борца за свободолюбивые идеи.
Написанное в форме письма к “другу-иностранцу” стихотворение “Жалобы турка” (1829) на самом деле являются гневным обличением существующих порядков России.
Тиранам и рабам у Лермонтова противопоставлено чувство любви к свободе. Лирический герой Лермонтова — мятежный, неугомонный, ищущий:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Герой активно борется за свою свободу. Поэтому неслучайно в поэзии Лермонтова появляется мотив неволи и узника, стремящегося вырваться из нее. Этот образ возникает в стихотворении “Желание” (1832) и становится одним из центральных поэтических символов. В 1837 году Лермонтов возвращается к нему в стихотворении “Узник”, но теперь тоска по свободе усиливается, а образ тюрьмы рисуется более конкретно.
Уделом сильной личности в обстановке общественного гнета становится одиночество. Мотив одиночества воплощается в ряде основных образов лирики Лермонтова (“Утес”, “На севере диком”, “Парус”). Герой уходит в себя, в свой внутренний мир. У него нет саратников, нет близких людей: “Выхожу один я на дорогу...”
В стихотворении “Дума” поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. “И ненавидим, и любим мы случайна”- Эти слова олицетворяют утрату идеалов и нравственных критериев. Он говорит, что потомки не простят им бездействия:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом...
Одним из самых значительных произведений русской политической поэзии явилось стихотворение “Смерь поэта” (1837). Лермонтов клеймит тех, кто “жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Истинный художник болеет проблемами всей страны, и Лермонтов отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.
В конце 30-х годов поэт обращается в своем творчестве к исторической теме. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”. В “Бородино” (1837) Лермонтов воплотил свое представление о сильных и смелых людях. Обращаясь к теме Отечественной войны 1812 года, он обращается к движению дворянских революционеров, начало которому положили события 1812 года и героизм русского народа.
Белинский отмечал: “В каждом слове слышите солдата, язык которого не переставал быть грубо прямодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии”. Демократические тенденции не были случайными в творчестве Лермонтова. Обращаясь к другой исторической эпохе, эпохе царствования Ивана Грозного, Лермонтов своим героем избирает купца, честного, благородного, смелого Калашникова. Он отстаивает свое человеческое достоинство даже ценой собственной жизни.
К теме России поэт обращается в стихотворении “Родина”, написанном в 1841 году.
Люблю отчизну я, но странною любовью.
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой...
Лжепатриотизму поэт противопоставляет свою “странную” любовь. Отвергая общественно-политический уклад николаевской России, Лермонтов любил народную Россию, которую он мечтал видеть свободной. Патриотическая тема в этом стихотворении приобретает лирический характер.
Но Россия у Лермонтова предстает и в ином виде:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
В этом стихотворении звучат гнев и боль за свою Родину, за покорный, многострадальный народ. Это произведение явилось своеобразным итогом горьких и тяжких переживаний о судьбе страны.
Любовная лирика Лермонтова носит драматический характер, окрашена трагическими тонами. Отношение лермонтовского героя к женщине обычно осложнено роковыми обстоятельствами и противоречиями:
Мне грустно потому, что я тебя люблю.
Любовь приносит страдание, а не радость.
Сознание одиночества, отчужденность от людей окрашивает и тему поэта в творчестве Лермонтова. Творческая личность находится во враждебных взаимоотношениях с окружающей средой. Это наиболее ярко выражается в стихотворении “Пророк”. Можно отметить преемственность двух произведений: от пушкинского “Пророка” к “Пророку” Лермонтова. Жизнь героя Лермонтова полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей, в отличие от жизни и призвания пушкинского героя, наделенного божественным даром.
В стихотворениях “Не верь себе” и “Поэт” он подвергает сомнению саму возможность понимания поэта людьми. Но тема поэта в творчестве Лермонтова не сводится к мысли о безрезультатности служения; он не чувствует примиренности, напротив, поэт протестует.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?...
В своем творчестве поэт был всегда верен себе, своим идеалам. Лермонтов своими стихотворениями выступал против политического гнета и социальной несправедливости своего времени, призывал к свободе, к борьбе..
38. Творческий метод М.Ю. Лермонтова в поэмах «Демон» и «Мцыри».
Лермонтовское творчество – явление, по-своему уникальное в русской и мировой литературе. Именно в нем предстал во всем величии и благородстве романтизм. Читателей оно привлекает глубиной проникновения в человеческую природу, литературоведов интересует как явление, в котором романтизм достигает своего апогея.
Наиболее отчетливо этот художественный метод проявился в поэмах «Мцыри» и «Демон», замысел которых долго вынашивался поэтом и сопровождал его на протяжении всей жизни. О глубине и сложности замысла свидетельствует тот факт, что поэма «Мцыри», написанная в 1839 году, завершает ряд сходных по идейно-тематическому содержанию произведений («Исповедь»,1831г.; «Боярин Орша»,1835 – 1836 гг.). А «Демон» со своей концепцией демонизма, появляющейся еще в ученической поэме «Два брата» (1829), далее в «Литвинке» (1832) и других произведениях, так и остался...
Известно, что основной конфликт лермонтовского творчества, как правило, строится на антитезе образов "неба" и земли". Любовь к "земле" и отречение от нее во имя "небесного" идеала, жажда веры и невозможность уверовать, постоянная душевная раздвоенность - все это является типичным для героев Лермонтова" [1].
Контрастные отношения к миру проступают и в поэмах "Демон" и "Мцыри". Особенно они бросаются в глаза при сопоставительном анализе пейзажа и его идейно-художественных функций. Можно выявить несколько моментов, сближающих эти поэмы и дающих возможность рассматривать Демона и Мцыри в качестве вариантов одного типа героя, сохраняющего связь с демоническим мироощущением. Сравнительный анализ позволяет углубить наше представление о лермонтовской трактовке свободы, романтического идеала.
В обеих поэмах ведущее место отведено картинам кавказской природы. Прежде всего бросается в глаза их лексико-семантическая и стилистическая близость. Приведем несколько примеров.
"Демон": "...Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял";
"Мцыри": "В снегах, горящих как алмаз, Седой незыблемый Кавказ...";
Демон": "...глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица... Ревел";
"Мцыри": "Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел... Выл, крутясь, сердитый вал";
Исследователями уже отмечена характерная черта поэтики Лермонтова - "самоповторение". Установлено, что оно часто встречается в его юношеской поэзии. Тем более значим прием "самоповторения" в зрелом творчестве поэта. Есть основание думать, что сходство идей, образов "Мцыри" и "Демона" неслучайно и, видимо, оправдано художественной целью автора.
Картины природы в названных произведениях хотя и соотнесены, однако смысл их для читателя неодинаков относительно внутреннего мира героев, по-разному относящихся к природе. Демон остается равнодушным к "дикому" и "чудному" "Божьему миру": он окинул "презрительным" оком "творенье Бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего". Красота земного мира чужда "гордому духу".
По-иному ее воспринимает Мцыри. Он, в отличие от Демона, всей душой откликается на великолепие природы. Это объясняется тем, что Мцыри, как отмечал С.Ломинадзе, "видит в "образах природы" отражение собственной судьбы: прямое, или, чаще, контрастное. Деревья "шумят свежею толпой", как "братья", о которых томится его одинокая душа, "скалы жаждут встречи каждый миг", "но им не сойтися никогда" - то же самое, что происходит с Мцыри и от чего он так страдает.
В "Демоне" также большое место занимает пейзаж. Однако он дан в объективном плане, от лица повествователя. Здесь между героем и природой устанавливается непреодолимое расстояние. "Божий мир" не дает окончательную разгадку души героя, а, напротив, усиливает у читателя ощущение ее непостижимости. Возникает необходимость понять причину враждебности, отчужденности героя к "чудному "творенью. В "Демоне" связь героя с природой показана по принципу контраста.
Мцыри, напротив, устремлен к многозначному говорящему миру. Он хочет "раствориться" в природе и получает наслаждение от близости с ней: "И было сердцу моему Легко, не знаю почему..." Именно картины природы вызывают у Мцыри воспоминания о родине: "И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул..."
Природа пробуждает в герое не до конца осознаваемые им переживания и вместе с тем символически выраженную в поэме жажду идеала, гармонически сочетающего "земное" и "небесное". У Демона же при взгляде на природу возникает ощущение бесприютности, бездомности Мы видим антитетическое построение образов: Мцыри доступна "небесно-земная родина", дом под небесным сводом, Демон же обречен на вселенскую бездомность, космическое одиночество.
Вырисовывается грустная картина мира, в котором человеку отведена роль того "неполноценного" существа, которого изобразил Е.Баратынский в стихотворении "Недоносок". Человек обречен на вечное скитание между небом и землей, не принадлежа полностью ни небу, ни земле. Тревожное ощущение бесприютности, бездомности в космическом масштабе, и как следствие стремление к идеалу даже ценой отказа от своей человеческой природы это, думается, то, что связывает символический сюжет "Мцыри" с концепцией "Демона".
@темы: Билеты