ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеИнформационные ресурсы представляют собой накопленную обществом информацию о природе, обществе и мышлении и обеспечивают передачу этой информации в виде данных во времени и пространстве для решения людьми разнообразных задач (производственных, экономических, управленческих, научных, культурных, бытовых и т.п.).
Литература – область духовной деятельности, вид искусства, выражающий бытие в словестных письменно зафиксированных художественных образах.
Литературоведение – наука о сущности и развитии художественной литературы. в состав литературоведения входят теория литературы, история и критика.
Первичный ДП:
Современные ИР по худ. лит-ре и литературоведению в зависимости от материальной конструкции носителя, представлены:
- рукописные док-ты
- тиражируемые печатные док-ты
- картотеки
- аудио-, фото-, фоно-, видеодокументами
- электронными локальными и сетевыми ресурсами
- экспозиционными комплексами разнородных носителей информации
По характеру обновления контента различают содержательно неизменяемые док-ты, обновляемые ресурсы.
По характеру знаковой информации и содержанию:
- текстовые рукописные, печатные и электронные док-ты
- нотные рукописные, печатные и электронные док-ты
- рельефно-точечные (тактильные) текстовые и нотные док-ты для незрячих пользователей
- оригинальные и тиражируемые изодокументы
- фонодокументы (голоса писателей, фольклорные записи и др.)
- видеодокументы
- мультимедийные электронные док-ты, сочетающие множество знаковых средств (учебного и познавательного хар-ра)
По организационной структуре ИР делятся на ресурсы издательско-книготорговых организаций, частные собрания, библиотечные, архивные, музейные ресурсы.
По уровню свертывания информации можно выделить первичные док-ты, создаваемые авторским и издательскими сообществами: вторично-документальные ресурсы (справочно-библиографические, реферативные и обзорно-аналитические, электронные ИПС).
Типы литературно-художественных изданий определены их целевым назначением: научное исследование текстов, обеспечение профессиональных, образовательных, досуговых потребностей. различают научные, массовые, научно-массовые издания.
В системе литературно-художественных изданий по признаку содержания и структуры выделяют:
- собрания сочинений
- избранное (например: изд. «Азбука» под загл. «Малое собрание сочинений» изд. однотомные издания классиков Куприн, Блок, Бродский, Хармс и др.)
- сборники: авторские и коллективные (альманахи, хрестоматии, антологии,)
- серийные издания (объединенные единством издательской политики)
- издания отдельного произведения
Типы литературоведческих произведений различают по содержанию, назначению, степени изученности темы.
Ведущие издательства по художественной литературе:
Московские: «Эксмо», «Иностранка», «Амфора», «Рипол-классик» и др.
Петербургские: «Азбука», «Лениздат», «АСТ», «Лимбус-пресс» и др.
Екатеринбургские: «У-Фактория» + «Феникс» (Ростов-на-Дону) и др.
Литературоведческие исследования выпускают академические институты (ИРЛИ, ИМЛИ им. А.М.Горького, ИНИОН РАН) и издательство «Наука», вузы (Филологический фак-т СПбГУ и др.), специализированные изда-тва «новое литературное обозрение» «Дмитрий Буланин»), литературные музеи и архивы.
Электронные полнотекстовые ресурсы представлены:
- электронными изданиями на СД-дисках, учет которых ведет НИЦ «Информрегистр», см. в каталоге «Российские электронные издания»
- сайты специализированные издательств, журналов, газет
- сайты писательских организаций
- сайты литературного содержания и тематическими страничками библиотек
- электронными библиотеками различного целевого назначения
Периодические и продолжающиеся издания. Раньше, художественные произведения изначально публиковались в литературных журналах (одно проведение могло выходить несколько выпусков). Сейчас иначе, но литературных журналов не так и много. К основным, «толстым» литературно-художественным журналам относятся: «Нева», «Звезда», «Москва», «Иностранная литература», «Молодая гвардия» (до 2008).
Вторично-документальны ресурсы:
Справочные ИР представлены печатными изданиями, их оцифрованными сетевыми версиями, электронными интерактивными ресурсами.
Кратко: Справочные издания и фактографические БД
Общелитературные справочные издания
- энциклопедии и энциклопедические словари
- библиографические словари
- словари терминов и цитат
- словари литературных персонажей, образов, героев
- путеводители по литературным архивам
- литературные хроники и летописи
Персональные
- персональные энциклопедические издания
- летописи жизни и творчества писателей
- словари языка писателей, словари рифм
- каталоги архивов писателей
До настоящего времени на русском языке нет литературной энциклопедии научного типа. Научно-популярные отраслевые энциклопедии, энциклопедические словари: ( «Литературная энциклопедия» (1929-1939), «Краткая литературная энциклопедия» (1962-78), «Литературный энциклопедический словарь» (1987).
Из персональных энциклопедий наиболее ценны издания научного типа: «Лермонтовская энциклопедия», «Пушкинская энциклопедия» и др.
Биографические и биобиблиографические словари – полиперсональные справочные издания. («Словарь книжников и книжности Древней Руси», «Словарь русских писателей 18 в.» и др.)
Библиографические пособия по худ. лит-ре и лит-ию относительно полно отражаются в соответствующих отраслевых разделах текущего ежеквартального универсального указателя РКП «Библиографические пособия России».
Ресурсы текущей библиографической информации:
- Научно-вспомогательные, политематические («Свободный биллютень новых иностранных книг» издается ВГБИЛ (с 1949 по 1996, с 1996 по 2003 а электронном виде)
- Научно-вспомогательные. Общеотраслевые и смежных областей знания (культура, искусство, языкознание). – «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение» выпускает ИНИО с 1993. «Художественная литература зарубежных стран» ВГБИЛ (1970-80).
- Научно-вспомогательные, краеведческие БУ. («Литература, искусство СИБИРИ и Дальнего Востока» ГПНТБ СО РАН.
- Рекомендательные БУ. («Литература и искусство» ГБЛ 1963-1994, с 1979 – ежегодник)
- Реферативные журналы («Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература». Состоит из 11 серий, Серия 6. Языкознание, Серия 7. Литературоведение. ИНИОН РАН.
- Лексикографические ресурсы. Ведущим центром является ИНИОН РАН.
Искусство – особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, художественное творчество, отражающая действительность в художественных образах. В процессе художественного творчества, имеющего отличные черты: неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность – создается проведение искусства.
В зависимости от используемых материальных средств выделяют три группы видов искусств:
- Пространственные (пластические) – архитектура, живопись, графика и т.п.
- Временные (динамические) – музыка и художественная литература.
- Пространственно-временные (синтетические) – театр, кино, театр, цирк.
Искусствознание – как система искусствоведческого знания представляет собой комплекс социальных наук, включающие в себя искусствоведение (наука о пространственных искусствах), музыковедение, театроведение и киноведение. Формирование новых видов искусства расширяет спектр наук искусствоведения. Искусствоведение выполняет три функции, аналогичные искусству: коммуникативную, просветительскую и воспитательную.
Специфику информационных ресурсов искусства и искусствоведения определяет художественная информация. Особенности ИР искусства можно рассматривать с точки зрения всех участников худ. коммуникации.
Потребители информации по искусству и искусствознанию являются любители искусства и специалисты.
- непрофессиональные ИП в инф. по искусству присущи практически каждому человеку (так же, как и по литературе)
- профессиональные ИП могут быть конкретными (для решения какой0либо проблемы) и/или текущими (для общей ориентировки в вопросе, поддержания своего профессионального, интеллектуального уровня)
Основными потребителями информации являются создатели художественных произведений и специалисты, изучающие искусство: театроведы, музыковеды, киноведы, критики.
Первичные док-ты:
- оригинальные произведения искусства и подготовительные материалы к ним.
- тиражированные различными способами произведения искусства
- литература по искусствознанию (как результат осмысления худ. процесса прошлого и настоящего)
- мемориальная литература
Книжный поток формируется так:
- Специализированные издательства («Искусство-21 век», «Изобразительное искусство», «Художник», «Музыка»: «АРТ»)
- Универсальные издательства («Эксмо», «АСТ», «Терра», «Азбука»)
Искусствоведческая лит-ра выпускается так же многочисленными издающими организациями. Основу потока научных изданий составляет продукция НИИ.
Отечественные НИИ:
- НИИ теории и истории, изобразительных искусств Российской академии художеств.
- Российский НИИ киноискусства
- Государственный институт искусствознания
- РИ культурологии
- РИ истории искусств
Зарубежные НИИ:
- Британский киноинститут
- Международный институт театра в Париже
- НИИ музыки Лондонской школы перспективных исследований
Периодические издания имеют небольшие тиражи:
- Научные журналы («Культура и искусство», «искусствознание», «Музыковедение» и др.)
- Научно-популярные («Театр», «Артхроника», «Кинограф», «Балет»)
- Массовые («Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь» и др.)
- Деловые («Арт-менеджер», «Кинобизнес сегодня»)
- Информационно-рекламные («Афиша», «Кинопарк»)
- учебно-методические («Искусство в школе», «Фортепиано»)
Разные виды информации представлены на комплексных электронных ресурсах: на персональных станицах деятелей искусства, сайтах учреждений, отраслевых порталах. Портал «Культура.рф» содержит записи выступлений отечественных и зарубежных артистов, виртуальные экскурсии по музеям]6 краткие лекции ведущих деятелей искусства и др. На портале «Культура России» представлены репродукции наиболее известных произведений искусства, биографии их создателей, история разных видов искусства и др.
Ко вторичным документам в области искусства как раз и относятся как справочные издания, так и документы информационного характера (т.е. библиографические пособия).
Справочные издания
- научные и научно-популярные энциклопедии («Художественные куклы»)
- терминологические словари («Архитектура» В.Г.Власов)
- библиографические и биобиблиографические словари (Пружанский «Отечественные певцы: 1750-1991»)
- словари сюжетов и символов
- хроники и календари
- справочники учреждений культуры («Все музеи России»)
- путеводители («Путеводитель по операм» и др)
В последнее время среди справочников получили распространение фактографические БД. Наиболее полными их них на русском языке являются БД, создаваемые НИЦ «Информкутура» («Зарубежные организации культуры», «Музыкальные фестивали», «Международный арт-менеджмент».
Библиографические ресурсы по искусству – это система отраслевых библиографий по отдельным его видам (изобразительному, музыкальному и др.). в каждой отраслевой библиографии две группы пособий: указатели произведений искусства (изография, нотография и др.) и указатели искусствоведческой литературы. По времени издания отражённых документов эти указатели могут быть текущими, ретроспективными или перспективными.
Виды:
- текущая библиография (Книжная летопись, Летопись журналов и статей, Летопись изоизданий, Нотная летопись)
- библиографические указатели по вопросам культуры и искусства (Музейное дело и охрана памятников, Изобразительное искусство)
На федеральном уровне функционирует научно-информационный центр «Информкультура» в составе РГБ, который является головным органом Росинформкультуры.
НИЦ «Информкульутра» изначально выпускал печатные БУ сериями по отдельным видам искусства. С 2014 г7 система текущих инф. изданий представлена только в электронном формате.
Информационные ресурсы специальных библиотек
- российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)
- Санкт-Петербургская театральная библиотека
- научная библиотека Российской академии художеств
- научная музыкальная библиотека СПб государственной консерватории Римского – Корсакова
Литература – область духовной деятельности, вид искусства, выражающий бытие в словестных письменно зафиксированных художественных образах.
Литературоведение – наука о сущности и развитии художественной литературы. в состав литературоведения входят теория литературы, история и критика.
Первичный ДП:
Современные ИР по худ. лит-ре и литературоведению в зависимости от материальной конструкции носителя, представлены:
- рукописные док-ты
- тиражируемые печатные док-ты
- картотеки
- аудио-, фото-, фоно-, видеодокументами
- электронными локальными и сетевыми ресурсами
- экспозиционными комплексами разнородных носителей информации
По характеру обновления контента различают содержательно неизменяемые док-ты, обновляемые ресурсы.
По характеру знаковой информации и содержанию:
- текстовые рукописные, печатные и электронные док-ты
- нотные рукописные, печатные и электронные док-ты
- рельефно-точечные (тактильные) текстовые и нотные док-ты для незрячих пользователей
- оригинальные и тиражируемые изодокументы
- фонодокументы (голоса писателей, фольклорные записи и др.)
- видеодокументы
- мультимедийные электронные док-ты, сочетающие множество знаковых средств (учебного и познавательного хар-ра)
По организационной структуре ИР делятся на ресурсы издательско-книготорговых организаций, частные собрания, библиотечные, архивные, музейные ресурсы.
По уровню свертывания информации можно выделить первичные док-ты, создаваемые авторским и издательскими сообществами: вторично-документальные ресурсы (справочно-библиографические, реферативные и обзорно-аналитические, электронные ИПС).
Типы литературно-художественных изданий определены их целевым назначением: научное исследование текстов, обеспечение профессиональных, образовательных, досуговых потребностей. различают научные, массовые, научно-массовые издания.
В системе литературно-художественных изданий по признаку содержания и структуры выделяют:
- собрания сочинений
- избранное (например: изд. «Азбука» под загл. «Малое собрание сочинений» изд. однотомные издания классиков Куприн, Блок, Бродский, Хармс и др.)
- сборники: авторские и коллективные (альманахи, хрестоматии, антологии,)
- серийные издания (объединенные единством издательской политики)
- издания отдельного произведения
Типы литературоведческих произведений различают по содержанию, назначению, степени изученности темы.
Ведущие издательства по художественной литературе:
Московские: «Эксмо», «Иностранка», «Амфора», «Рипол-классик» и др.
Петербургские: «Азбука», «Лениздат», «АСТ», «Лимбус-пресс» и др.
Екатеринбургские: «У-Фактория» + «Феникс» (Ростов-на-Дону) и др.
Литературоведческие исследования выпускают академические институты (ИРЛИ, ИМЛИ им. А.М.Горького, ИНИОН РАН) и издательство «Наука», вузы (Филологический фак-т СПбГУ и др.), специализированные изда-тва «новое литературное обозрение» «Дмитрий Буланин»), литературные музеи и архивы.
Электронные полнотекстовые ресурсы представлены:
- электронными изданиями на СД-дисках, учет которых ведет НИЦ «Информрегистр», см. в каталоге «Российские электронные издания»
- сайты специализированные издательств, журналов, газет
- сайты писательских организаций
- сайты литературного содержания и тематическими страничками библиотек
- электронными библиотеками различного целевого назначения
Периодические и продолжающиеся издания. Раньше, художественные произведения изначально публиковались в литературных журналах (одно проведение могло выходить несколько выпусков). Сейчас иначе, но литературных журналов не так и много. К основным, «толстым» литературно-художественным журналам относятся: «Нева», «Звезда», «Москва», «Иностранная литература», «Молодая гвардия» (до 2008).
Вторично-документальны ресурсы:
Справочные ИР представлены печатными изданиями, их оцифрованными сетевыми версиями, электронными интерактивными ресурсами.
Кратко: Справочные издания и фактографические БД
Общелитературные справочные издания
- энциклопедии и энциклопедические словари
- библиографические словари
- словари терминов и цитат
- словари литературных персонажей, образов, героев
- путеводители по литературным архивам
- литературные хроники и летописи
Персональные
- персональные энциклопедические издания
- летописи жизни и творчества писателей
- словари языка писателей, словари рифм
- каталоги архивов писателей
До настоящего времени на русском языке нет литературной энциклопедии научного типа. Научно-популярные отраслевые энциклопедии, энциклопедические словари: ( «Литературная энциклопедия» (1929-1939), «Краткая литературная энциклопедия» (1962-78), «Литературный энциклопедический словарь» (1987).
Из персональных энциклопедий наиболее ценны издания научного типа: «Лермонтовская энциклопедия», «Пушкинская энциклопедия» и др.
Биографические и биобиблиографические словари – полиперсональные справочные издания. («Словарь книжников и книжности Древней Руси», «Словарь русских писателей 18 в.» и др.)
Библиографические пособия по худ. лит-ре и лит-ию относительно полно отражаются в соответствующих отраслевых разделах текущего ежеквартального универсального указателя РКП «Библиографические пособия России».
Ресурсы текущей библиографической информации:
- Научно-вспомогательные, политематические («Свободный биллютень новых иностранных книг» издается ВГБИЛ (с 1949 по 1996, с 1996 по 2003 а электронном виде)
- Научно-вспомогательные. Общеотраслевые и смежных областей знания (культура, искусство, языкознание). – «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение» выпускает ИНИО с 1993. «Художественная литература зарубежных стран» ВГБИЛ (1970-80).
- Научно-вспомогательные, краеведческие БУ. («Литература, искусство СИБИРИ и Дальнего Востока» ГПНТБ СО РАН.
- Рекомендательные БУ. («Литература и искусство» ГБЛ 1963-1994, с 1979 – ежегодник)
- Реферативные журналы («Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература». Состоит из 11 серий, Серия 6. Языкознание, Серия 7. Литературоведение. ИНИОН РАН.
- Лексикографические ресурсы. Ведущим центром является ИНИОН РАН.
Искусство – особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, художественное творчество, отражающая действительность в художественных образах. В процессе художественного творчества, имеющего отличные черты: неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность – создается проведение искусства.
В зависимости от используемых материальных средств выделяют три группы видов искусств:
- Пространственные (пластические) – архитектура, живопись, графика и т.п.
- Временные (динамические) – музыка и художественная литература.
- Пространственно-временные (синтетические) – театр, кино, театр, цирк.
Искусствознание – как система искусствоведческого знания представляет собой комплекс социальных наук, включающие в себя искусствоведение (наука о пространственных искусствах), музыковедение, театроведение и киноведение. Формирование новых видов искусства расширяет спектр наук искусствоведения. Искусствоведение выполняет три функции, аналогичные искусству: коммуникативную, просветительскую и воспитательную.
Специфику информационных ресурсов искусства и искусствоведения определяет художественная информация. Особенности ИР искусства можно рассматривать с точки зрения всех участников худ. коммуникации.
Потребители информации по искусству и искусствознанию являются любители искусства и специалисты.
- непрофессиональные ИП в инф. по искусству присущи практически каждому человеку (так же, как и по литературе)
- профессиональные ИП могут быть конкретными (для решения какой0либо проблемы) и/или текущими (для общей ориентировки в вопросе, поддержания своего профессионального, интеллектуального уровня)
Основными потребителями информации являются создатели художественных произведений и специалисты, изучающие искусство: театроведы, музыковеды, киноведы, критики.
Первичные док-ты:
- оригинальные произведения искусства и подготовительные материалы к ним.
- тиражированные различными способами произведения искусства
- литература по искусствознанию (как результат осмысления худ. процесса прошлого и настоящего)
- мемориальная литература
Книжный поток формируется так:
- Специализированные издательства («Искусство-21 век», «Изобразительное искусство», «Художник», «Музыка»: «АРТ»)
- Универсальные издательства («Эксмо», «АСТ», «Терра», «Азбука»)
Искусствоведческая лит-ра выпускается так же многочисленными издающими организациями. Основу потока научных изданий составляет продукция НИИ.
Отечественные НИИ:
- НИИ теории и истории, изобразительных искусств Российской академии художеств.
- Российский НИИ киноискусства
- Государственный институт искусствознания
- РИ культурологии
- РИ истории искусств
Зарубежные НИИ:
- Британский киноинститут
- Международный институт театра в Париже
- НИИ музыки Лондонской школы перспективных исследований
Периодические издания имеют небольшие тиражи:
- Научные журналы («Культура и искусство», «искусствознание», «Музыковедение» и др.)
- Научно-популярные («Театр», «Артхроника», «Кинограф», «Балет»)
- Массовые («Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь» и др.)
- Деловые («Арт-менеджер», «Кинобизнес сегодня»)
- Информационно-рекламные («Афиша», «Кинопарк»)
- учебно-методические («Искусство в школе», «Фортепиано»)
Разные виды информации представлены на комплексных электронных ресурсах: на персональных станицах деятелей искусства, сайтах учреждений, отраслевых порталах. Портал «Культура.рф» содержит записи выступлений отечественных и зарубежных артистов, виртуальные экскурсии по музеям]6 краткие лекции ведущих деятелей искусства и др. На портале «Культура России» представлены репродукции наиболее известных произведений искусства, биографии их создателей, история разных видов искусства и др.
Ко вторичным документам в области искусства как раз и относятся как справочные издания, так и документы информационного характера (т.е. библиографические пособия).
Справочные издания
- научные и научно-популярные энциклопедии («Художественные куклы»)
- терминологические словари («Архитектура» В.Г.Власов)
- библиографические и биобиблиографические словари (Пружанский «Отечественные певцы: 1750-1991»)
- словари сюжетов и символов
- хроники и календари
- справочники учреждений культуры («Все музеи России»)
- путеводители («Путеводитель по операм» и др)
В последнее время среди справочников получили распространение фактографические БД. Наиболее полными их них на русском языке являются БД, создаваемые НИЦ «Информкутура» («Зарубежные организации культуры», «Музыкальные фестивали», «Международный арт-менеджмент».
Библиографические ресурсы по искусству – это система отраслевых библиографий по отдельным его видам (изобразительному, музыкальному и др.). в каждой отраслевой библиографии две группы пособий: указатели произведений искусства (изография, нотография и др.) и указатели искусствоведческой литературы. По времени издания отражённых документов эти указатели могут быть текущими, ретроспективными или перспективными.
Виды:
- текущая библиография (Книжная летопись, Летопись журналов и статей, Летопись изоизданий, Нотная летопись)
- библиографические указатели по вопросам культуры и искусства (Музейное дело и охрана памятников, Изобразительное искусство)
На федеральном уровне функционирует научно-информационный центр «Информкультура» в составе РГБ, который является головным органом Росинформкультуры.
НИЦ «Информкульутра» изначально выпускал печатные БУ сериями по отдельным видам искусства. С 2014 г7 система текущих инф. изданий представлена только в электронном формате.
Информационные ресурсы специальных библиотек
- российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)
- Санкт-Петербургская театральная библиотека
- научная библиотека Российской академии художеств
- научная музыкальная библиотека СПб государственной консерватории Римского – Корсакова