ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеСовременная библиотека как центр культурно-досуговой деятельности. Многовариантность моделей библиотеки как культурно-досугового центра. Функции библиотечного досуга.
Культурные потребности пользователей библиотек: дети, подростки, юношество, молодежь, женщины, мужчины, лица пожилого возраста и др. Формы досуговых мероприятий в библиотеке в зависимости от типа культурных потребностей пользователей. Технология подготовки досугового мероприятия (раскрывается на примере конкретного мероприятия по выбору студента)
Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.
Миссия общедоступных библиотек – формировать социально-культурную среду города, в которой успешно проходит социализация населения, информационное и культурное развитие человека; поднимать культурный уровень населения; создавать в библиотеке условия для проявления способностей жителей; содействовать повышению качества жизни, содействовать стабильному и экономическому росту территории.
Характерным для современной социокультурной ситуации является падение интереса к чтению «качественной» художественной литературы и снижение качества детского чтения. В обществе получают развитие негативные стереотипы мышления об отсутствии будущего у библиотек, о неспособности их выдержать конкуренцию с другими структурами в современном информационном пространстве, об отсутствии необходимости в книгах и чтении в эпоху Интернета.
В таком мегаполисе, как Санкт - Петербург, общедоступные библиотеки занимают, конечно, определенное место в культурной жизни города. Но их роль должна возрасти. Динамика социокультурных изменений, происходящих в Санкт - Петербурге, ставит перед библиотеками задачу осмысления своей новой роли в общественной жизни региона и своего нового места в иерархии информационно-культурных ценностей, задачу поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.
Основная стратегическая цель развития библиотек Санкт -Петербурга – повышение их востребованности и эффективности деятельности как важной составляющей единого социокультурного и информационного пространства Санкт - Петербурга за счет оптимизации всех ресурсов и повышения качества услуг и создание в городе многоликого, разнообразного и привлекательного библиотечного пространства. Одним из магистральных путей достижения этой цели является социокультурная и культурно - досуговая деятельность библиотек (именно этот профессиональный термин заменяет сейчас старый термин массовая работа). Можно рассказать на примере одной из библиотек ее деятельность, культурно-досуговую.
Развитию и совершенствованию культурно - досуговой деятельности способствуют специализация и профилирование деятельности библиотек, создание структурных подразделений, ориентированных на эту работу (Библиотечно-культурные комплексы, отделы культурных программ, отделы искусства, нотно-музыкальные отделы, секторы культурно - досуговой деятельности, эстетического воспитания, и т.д.). Культурно - досуговая деятельность общедоступных библиотек отличается разнообразием форм и тематики.
Основные направления этой деятельности определяются профилем работы библиотек, их расположением, интересами и потребностями жителей микрорайонов обслуживания. Идет непрерывный поиск новых возможностей даже в таких традиционных для библиотек сферах как проведение лекций, встреч. Популярность приобретают театральные проекты. Приобщение к чтению через театрализацию. Из зрительного зала – в читальный. Спортивные залы при библиотеках, филиалы филармоний, театры книги. Своеобразная имитация телепередач в культурно - досуговой деятельности. Увязка с любимыми передачами и сериалами.
Шоу, ток-шоу, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» (ведь телевидение – это наше все!). Многочисленные и разнообразные клубы, объединения по интересам, театральные и литературные студии объединяют самых разных по возрасту, образованию и социальному статусу людей. Многие библиотеки, располагая достаточными помещениями, оборудуют специализированные выставочные залы и проводят многочисленные художественные и фотовыставки как профессионалов, так и любителей. Открываются в библиотеках кинозалы и залы видеопросмотра.
Популярны музеи при библиотеках и музейные экспозиции: краеведческие, литературные, на базе которых ведется активная деятельность: экскурсии по экспозициям, тематические вечера, конкурсы, концерты и т.д. Главная особенность и отличительная черта хорошего библиотечного культурно - досугового мероприятия – в его основе всегда лежит популяризация лучшей литературы.
Через формы и направления культурно - досуговой деятельности библиотеки:
- способствуют развитию идей гражданственности и патриотизма, проявлению гражданских инициатив и формированию гражданского общества;
- содействуют росту духовности и повышению культурного уровня горожан;
- содействуют социализации людей, преодолению их социального, культурного и информационного неравенства, в том числе, социализации и социальной адаптации детей и молодежи, вовлеченности молодежи в общественную и культурную жизнь города;
- содействуют сохранению историко-культурного наследия России, сохранению национальной памяти, обретению национальной идеи;
- способствуют росту престижа петербургской культуры среди населения, популяризируя ценности петербургской культуры и чтение как исконно петербургскую традицию;
- содействуют укреплению стабильности и толерантности в обществе через популяризацию культуры и традиций этнических сообществ и национальных образований Санкт - Петербурга;
- содействуют решению гендерных проблем, достижению гендерного равенства
Что получают сами библиотеки:
- привлечение читателей в библиотеку, увеличение объема и качества чтения;
- повышение престижа библиотек и улучшение их имиджа;
- улучшение имиджа библиотекаря в глазах читателей как высококвалифицированного интеллектуального профессионала;
- улучшение ситуации с кадрами (мотивация персонала – удовлетворение от работы, реализация творческих способностей сотрудников, самореализация через культурно- досуговую деятельность).
- развитие и укрепление системы социального партнерства;
- повышение эффективности рекламно-информационной, маркетинговой деятельности и PR;
- улучшение финансирования (далеко не последняя выгода) (проекты, целевые программы, гранты и т.д.).
Выводы:
1-й вывод – заниматься культурно - досуговой деятельностью библиотекам выгодно: они приносят пользу людям и обществу и для себя любимых извлекают выгоду.
2-й вывод - библиотеки как культурно - досуговые центры выдерживают конкуренцию с другими социально-культурными институтами даже в мегаполисе, так как находят свою нишу и свои формы и методы работы
3-й вывод - общедоступная библиотека выступает сегодня как фактор создания единого социокультурного пространства и стремится к более значимой роли в этом пространстве.
Главный вывод: Культурно - досуговая деятельность способствует переосмыслению роли библиотек в социуме и преодолению негативных стереотипов. Осуществляя культурно - досуговую деятельность, библиотека становится востребованным и доступным социальным институтом в наибольшей степени отвечающим современным социальным запросам гражданского общества, значимой частью социокультурной структуры Санкт - Петербурга и общественной жизни городского сообщества, гармонично существующей в системе социального партнерства и играющей весомую роль в преодолении социального исключения и информационного неравенства, обеспечении социальной интеграции всех категорий населения.
Культурные потребности пользователей библиотек: дети, подростки, юношество, молодежь, женщины, мужчины, лица пожилого возраста и др. Формы досуговых мероприятий в библиотеке в зависимости от типа культурных потребностей пользователей. Технология подготовки досугового мероприятия (раскрывается на примере конкретного мероприятия по выбору студента)
Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.
Миссия общедоступных библиотек – формировать социально-культурную среду города, в которой успешно проходит социализация населения, информационное и культурное развитие человека; поднимать культурный уровень населения; создавать в библиотеке условия для проявления способностей жителей; содействовать повышению качества жизни, содействовать стабильному и экономическому росту территории.
Характерным для современной социокультурной ситуации является падение интереса к чтению «качественной» художественной литературы и снижение качества детского чтения. В обществе получают развитие негативные стереотипы мышления об отсутствии будущего у библиотек, о неспособности их выдержать конкуренцию с другими структурами в современном информационном пространстве, об отсутствии необходимости в книгах и чтении в эпоху Интернета.
В таком мегаполисе, как Санкт - Петербург, общедоступные библиотеки занимают, конечно, определенное место в культурной жизни города. Но их роль должна возрасти. Динамика социокультурных изменений, происходящих в Санкт - Петербурге, ставит перед библиотеками задачу осмысления своей новой роли в общественной жизни региона и своего нового места в иерархии информационно-культурных ценностей, задачу поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.
Основная стратегическая цель развития библиотек Санкт -Петербурга – повышение их востребованности и эффективности деятельности как важной составляющей единого социокультурного и информационного пространства Санкт - Петербурга за счет оптимизации всех ресурсов и повышения качества услуг и создание в городе многоликого, разнообразного и привлекательного библиотечного пространства. Одним из магистральных путей достижения этой цели является социокультурная и культурно - досуговая деятельность библиотек (именно этот профессиональный термин заменяет сейчас старый термин массовая работа). Можно рассказать на примере одной из библиотек ее деятельность, культурно-досуговую.
Развитию и совершенствованию культурно - досуговой деятельности способствуют специализация и профилирование деятельности библиотек, создание структурных подразделений, ориентированных на эту работу (Библиотечно-культурные комплексы, отделы культурных программ, отделы искусства, нотно-музыкальные отделы, секторы культурно - досуговой деятельности, эстетического воспитания, и т.д.). Культурно - досуговая деятельность общедоступных библиотек отличается разнообразием форм и тематики.
Основные направления этой деятельности определяются профилем работы библиотек, их расположением, интересами и потребностями жителей микрорайонов обслуживания. Идет непрерывный поиск новых возможностей даже в таких традиционных для библиотек сферах как проведение лекций, встреч. Популярность приобретают театральные проекты. Приобщение к чтению через театрализацию. Из зрительного зала – в читальный. Спортивные залы при библиотеках, филиалы филармоний, театры книги. Своеобразная имитация телепередач в культурно - досуговой деятельности. Увязка с любимыми передачами и сериалами.
Шоу, ток-шоу, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» (ведь телевидение – это наше все!). Многочисленные и разнообразные клубы, объединения по интересам, театральные и литературные студии объединяют самых разных по возрасту, образованию и социальному статусу людей. Многие библиотеки, располагая достаточными помещениями, оборудуют специализированные выставочные залы и проводят многочисленные художественные и фотовыставки как профессионалов, так и любителей. Открываются в библиотеках кинозалы и залы видеопросмотра.
Популярны музеи при библиотеках и музейные экспозиции: краеведческие, литературные, на базе которых ведется активная деятельность: экскурсии по экспозициям, тематические вечера, конкурсы, концерты и т.д. Главная особенность и отличительная черта хорошего библиотечного культурно - досугового мероприятия – в его основе всегда лежит популяризация лучшей литературы.
Через формы и направления культурно - досуговой деятельности библиотеки:
- способствуют развитию идей гражданственности и патриотизма, проявлению гражданских инициатив и формированию гражданского общества;
- содействуют росту духовности и повышению культурного уровня горожан;
- содействуют социализации людей, преодолению их социального, культурного и информационного неравенства, в том числе, социализации и социальной адаптации детей и молодежи, вовлеченности молодежи в общественную и культурную жизнь города;
- содействуют сохранению историко-культурного наследия России, сохранению национальной памяти, обретению национальной идеи;
- способствуют росту престижа петербургской культуры среди населения, популяризируя ценности петербургской культуры и чтение как исконно петербургскую традицию;
- содействуют укреплению стабильности и толерантности в обществе через популяризацию культуры и традиций этнических сообществ и национальных образований Санкт - Петербурга;
- содействуют решению гендерных проблем, достижению гендерного равенства
Что получают сами библиотеки:
- привлечение читателей в библиотеку, увеличение объема и качества чтения;
- повышение престижа библиотек и улучшение их имиджа;
- улучшение имиджа библиотекаря в глазах читателей как высококвалифицированного интеллектуального профессионала;
- улучшение ситуации с кадрами (мотивация персонала – удовлетворение от работы, реализация творческих способностей сотрудников, самореализация через культурно- досуговую деятельность).
- развитие и укрепление системы социального партнерства;
- повышение эффективности рекламно-информационной, маркетинговой деятельности и PR;
- улучшение финансирования (далеко не последняя выгода) (проекты, целевые программы, гранты и т.д.).
Выводы:
1-й вывод – заниматься культурно - досуговой деятельностью библиотекам выгодно: они приносят пользу людям и обществу и для себя любимых извлекают выгоду.
2-й вывод - библиотеки как культурно - досуговые центры выдерживают конкуренцию с другими социально-культурными институтами даже в мегаполисе, так как находят свою нишу и свои формы и методы работы
3-й вывод - общедоступная библиотека выступает сегодня как фактор создания единого социокультурного пространства и стремится к более значимой роли в этом пространстве.
Главный вывод: Культурно - досуговая деятельность способствует переосмыслению роли библиотек в социуме и преодолению негативных стереотипов. Осуществляя культурно - досуговую деятельность, библиотека становится востребованным и доступным социальным институтом в наибольшей степени отвечающим современным социальным запросам гражданского общества, значимой частью социокультурной структуры Санкт - Петербурга и общественной жизни городского сообщества, гармонично существующей в системе социального партнерства и играющей весомую роль в преодолении социального исключения и информационного неравенства, обеспечении социальной интеграции всех категорий населения.