читать дальшеПервый этап: ХVIII век -1917 гг. т.н. «дореволюционный» этап. Второй этап: XX век - т.н. модель «заказ - исполнение» (государственная централизованная система заказа и распределения художественной продукции). Третий: 1980 гг.- по настоящее время – современный этап ста-новления арт-рынка («Soviet art-boom» или «русский бум», стратегия самопрезентации, ориентация на модель международного художествен-ного рынка, неразвитые формы основных элементов арт-рынка). 1990–1993 гг. - создание инфраструктуры арт-рынка (первые частные галереи (в начале 1990 года в Москве было всего две художественные галереи, в 1993 - около 300), художественные журналы, государственный центр современного искусства и окружающие его галереи стали официальными полномочными представителями отечественного современного искусства, незначительные денежные обороты, первые российские коллекции. 1993–1999 гг. кризис (отсутствие художественных инициатив, стратегии художественной политики) Начало XXI века пробуждение художественного рынка (новые галереи, организация Московской биеннале, приглашение иностранных кураторов), коллекционеры, творческие кластеры ЦСИ «Винзавод», «Гараж» и др. Проблемы и перспективы российского арт-рынка: отсутствие организованного арт-рынка, интегрированного в отечественный и международный; слабое использование менеджмента (модели культурного предпринимательства: 1) плановая модель (администраторский тип); 2) модель предпринимательского типа, основанная на инновации).Отсутствие института экспертов и профессиональных менеджеров-искусствоведов, арт-дилеров; отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства, отсутствует рейтинг художников; слишком большой диапазон авторов в галереях; несовершенство законодательства, правовая незрелость института экспертизы; отсутствие профильных СМИ, института художественной критики; отсутствие массового покупателя произведений искусства. Концепция развития отечественного арт-рынка, появление нового типа художника-предпринимателя; искусствовед-менеджер, арт-дилер («толкователь», «интерпретатор» и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование); художественное коллекционирование как основа художественного рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса ; проектный менеджмент, основанный на анализе ситуации, выделении приоритетов, видения перспективы развития, позволяющий сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения наиболее актуальных задач развития регионального художественного рынка.