ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеГалерея - государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.
Французский ученый А.Моль (директор Института социальной психологии Страсбургского университета) определил художественную галерею как: "финансовый организм, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические. Функционально художественная галерея играет роль издателя для художников и биржевого маклера для клиентов. Галерея скупает, хранит, выставляет, продает и публикует произведения художника в среде публики".8
Моментом появления понятия художественной галереи в России, по праву можно считать, создание частного собрание П.М.Третьякова, которому сейчас принадлежит статус крупнейшего музея России с мировой славой. Но с культурологической точки зрения, феномен государственных художественных галерей и музеев вообще, дело не раз подвергавшееся глубоким аналитическим изысканиям и рассмотрены почти со всех сторон, в отличие от частных галерей современно-актуального искусства, которые являются явлением относительно новым, и на российской почве так вообще почти новейшим. Тем не менее, говоря о современном искусстве, необходимо, сказать несколько слов о Третьяковской галерее, так как в ней с недавнего времени представлен раздел современного искусства, и она практически единственный музей такого масштаба в Москве который занимается закупками актуального искусства. И что немаловажным фактом, является то, что Третьяковская галерея, несмотря на свой статус, не игнорирует создание совместных проектов с частными галереями современного искусства.
Итак, по предназначению можно выделить следующие типы галерей:
- "галерея-магазин", или так называемый "салон", где продаются наиболее покупаемые направления искусства, как то: дешевый реализм, фигуративная и полуфигуративная живопись, графика, реже скульптура, понятные среднему зрителю.
Для галерей такого типа обязательно наличие помещения, постоянной экспозиции. Организацией и проведением выставок такая галерея, в общем, не занимается;
- "галерея - выставочный зал". В галерее такого типа практически не бывает постоянной экспозиции. Наличие помещения, как правило, не обязательно. Галерея занимается организацией выставок, реализацией проектов, участием в ярмарках, салонах и т.д. "Галерея - выставочный зал" продвигает своих художников на художественный рынок, обычно имеет свою коллекцию, занимается созданием и поддержанием определенного имиджа. Может представлять как совершенно различные направления искусства, так и какое-либо определенное.
- "галерея-клуб". Наименее распространенный тип галереи в России. Он только начинает формироваться, поэтому его очень сложно оценивать. В качестве иллюстрации можно привести такие галереи, как «Айдан», "Кино", "Якут", галерея Марата Гельмана, для которых характерно тяготение к зрелищным видам искусства (видеоарт, компьютерное искусство, инсталляция, перформанс). Членам этого клуба - клиентам - особое внимание. Круг покупателей невелик и избирателен. Конечно, реально галерея может сочетать в себе черты нескольких из описанных выше типов.
Галереи можно также классифицировать по "способу существования": 1.муниципальная галерея - галерея, существующая в помещении, предоставленном городской администрацией. Муниципалитет оплачивает коммунальные услуги и выделяет небольшие зарплаты сотрудникам. Продажа искусства осуществляется нелегально или не осуществляется вообще (например, "На Каширке", "Феникс");
2. галерея, существующая на спонсорские деньги (например, "Крокин галерея ", "Московский центр искусств");
3. галерея, существующая за счет продаж (к этому типу относятся все "галереи-магазины" (салоны), а также такие крупные галереи, как "Пан-Дан", "Марс","STELLA ART GALLERY");
4. галерея, существующая за счет дополнительного источника средств существования (например, галерея-клуб "Якут").
Французский ученый А.Моль (директор Института социальной психологии Страсбургского университета) определил художественную галерею как: "финансовый организм, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические. Функционально художественная галерея играет роль издателя для художников и биржевого маклера для клиентов. Галерея скупает, хранит, выставляет, продает и публикует произведения художника в среде публики".8
Моментом появления понятия художественной галереи в России, по праву можно считать, создание частного собрание П.М.Третьякова, которому сейчас принадлежит статус крупнейшего музея России с мировой славой. Но с культурологической точки зрения, феномен государственных художественных галерей и музеев вообще, дело не раз подвергавшееся глубоким аналитическим изысканиям и рассмотрены почти со всех сторон, в отличие от частных галерей современно-актуального искусства, которые являются явлением относительно новым, и на российской почве так вообще почти новейшим. Тем не менее, говоря о современном искусстве, необходимо, сказать несколько слов о Третьяковской галерее, так как в ней с недавнего времени представлен раздел современного искусства, и она практически единственный музей такого масштаба в Москве который занимается закупками актуального искусства. И что немаловажным фактом, является то, что Третьяковская галерея, несмотря на свой статус, не игнорирует создание совместных проектов с частными галереями современного искусства.
Итак, по предназначению можно выделить следующие типы галерей:
- "галерея-магазин", или так называемый "салон", где продаются наиболее покупаемые направления искусства, как то: дешевый реализм, фигуративная и полуфигуративная живопись, графика, реже скульптура, понятные среднему зрителю.
Для галерей такого типа обязательно наличие помещения, постоянной экспозиции. Организацией и проведением выставок такая галерея, в общем, не занимается;
- "галерея - выставочный зал". В галерее такого типа практически не бывает постоянной экспозиции. Наличие помещения, как правило, не обязательно. Галерея занимается организацией выставок, реализацией проектов, участием в ярмарках, салонах и т.д. "Галерея - выставочный зал" продвигает своих художников на художественный рынок, обычно имеет свою коллекцию, занимается созданием и поддержанием определенного имиджа. Может представлять как совершенно различные направления искусства, так и какое-либо определенное.
- "галерея-клуб". Наименее распространенный тип галереи в России. Он только начинает формироваться, поэтому его очень сложно оценивать. В качестве иллюстрации можно привести такие галереи, как «Айдан», "Кино", "Якут", галерея Марата Гельмана, для которых характерно тяготение к зрелищным видам искусства (видеоарт, компьютерное искусство, инсталляция, перформанс). Членам этого клуба - клиентам - особое внимание. Круг покупателей невелик и избирателен. Конечно, реально галерея может сочетать в себе черты нескольких из описанных выше типов.
Галереи можно также классифицировать по "способу существования": 1.муниципальная галерея - галерея, существующая в помещении, предоставленном городской администрацией. Муниципалитет оплачивает коммунальные услуги и выделяет небольшие зарплаты сотрудникам. Продажа искусства осуществляется нелегально или не осуществляется вообще (например, "На Каширке", "Феникс");
2. галерея, существующая на спонсорские деньги (например, "Крокин галерея ", "Московский центр искусств");
3. галерея, существующая за счет продаж (к этому типу относятся все "галереи-магазины" (салоны), а также такие крупные галереи, как "Пан-Дан", "Марс","STELLA ART GALLERY");
4. галерея, существующая за счет дополнительного источника средств существования (например, галерея-клуб "Якут").