ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеСозданные в 20-е годы части «Семьи Тибо» - классический реалистический семейный роман. «Семья Тибо» состоит из следующих частей: «Серая тетрадь» (1922), «Исправительная колония» (1922), «Солнечная пора» (1923), «Консультация» (1928), «Сестренка» (1928), «Смерть отца» (1929), «Лето 1914 года» (1936), «Эпилог» (1940). Множатся сцены жизни Тибо и Фонтаненов; писатель фиксирует печать времени на их внешнем и внутреннем облике. Но за обыденностью жизненных происшествий едва скрывается, все время прорываясь наружу, конфликт Антуана, поскольку он «в ладах с окружающим», и Жака, который «задыхается» и которому все, что приходится делать, «ненавистно и губительно». Такой глубинный конфликт придает своеобразие традиционному на первый взгляд роману Мартен дю Гара. Больше показывая Антуана, чем Жака, писатель делает именно Жака, его возмущение, его запрятанную и растущую ненависть стержнем всей проблематики.
Непокорный Жак Тибо бежит из дому - и все приходит в движение, нарушается установленное течение жизни. Начались неприятности, от которых уже не избавиться старому Тибо, при всей солидности и важности положения этого крупного буржуа и при всей кажущейся несолидности Жака, мальчишки, «похожего на белку».
Сила Жака, его бунтарство не нашли, однако, в первых частях романа определенного воплощения. Писателю словно недоставало ясного представления, что же такое Жак. Мартен дю Гар, как и Роллан в 20-е годы, обнаруживает слабость как раз там, где особенно сильны писатели-революционеры. Жак оказывается перед пустотой, перед убедительностью одного - смерти, тогда как Антуан возвышается над ним своим материализмом, преданностью жизни, разуму, во имя которых, он так уверенно отвергает религию и церковь, суеверия и богословскую ложь. Последовательнее Мартен дю Гар станет позже, в условиях 30-х годов, когда он попытается наполнить бунтарство своего героя более определенным жизненным содержанием.
Противоречивость даже крупнейших мастеров критического реализма в 20-е годы объясняется и сложностью послевоенной ситуации. В кризисной обстановке, чреватой потрясениями и взрывами, а внешне окрашенной недальновидным и пошлым самодовольством французской буржуазии, торжествовавшей сначала по поводу победы над Германией, а затем по поводу хотя и временной, но стабилизации,- в этой обстановке распространяются субъективизм и эстетство.
Роже Мартен дю Гар - писатель совершенно иного склада, чем Роллан, Блок, а тем более Барбюс или Вайян-Кутюрье. Он всегда чуждался политической борьбы. Даже в бурные 30-е годы, когда и Мартен дю Гар писал о своем «восхищении борцами», он не забывал напоминать, что искусство не должно ограничивать себя определенной политической позицией, что его преследует искушение «заткнуть уши». Однако не выходя за пределы критического реализма, со свойственными ему и осознанными самим писателем противоречиями искусство Мартен дю Гара обогащалось в 30-е годы, поскольку этот большой мастер внимательно вглядывался в бурную эпоху. В 1933 году Мартен дю Гар вновь возвращается к «Семье Тибо» и довершает его двумя томами - «Лето 1914 года» и «Эпилог». Рамки семейной хроники раздвигаются, роман становится социально-политическим.
Мартен дю Гар исходил из мысли о том, что исторические события, всколыхнувшие весь мир, «потрясли и частную жизнь общества в годы кризиса и перемен». Писатель вводит своих героев в обстановку напряженной политической -жизни лета 1914 года, делает их участниками исторических событий. Он дает теперь точную политическую характеристику Жаку Тибо, подробно говорит о его взглядах и общественной деятельности, устраняя ту загадочность и неопределенность, которая сопровождала героя в ранних книгах. Эта загадочность возникала не только потому, что Антуан плохо понимал бунтаря-брата, но и потому, что его плохо понимал сам автор. Теперь же ясно, что Жак - революционер, социалист, один из многих революционных эмигрантов, осевших в Швейцарии накануне первой мировой войны. Мартен дю Гар мастерски обрисовал многоликую среду социалистов разного толка, их бесконечные споры и дискуссии. «Лето 1914 года» рассказывает о трагическом кануне мировой войны, когда многие социалисты, вожди партий II Интернационала стали союзниками империалистической буржуазии. Писатель основательно изучил то время и поведал о нем со свойственной ему точностью деталей, тщательным и достоверным изложением исторических событий.
Жак и Антуан - подлинно современные герои; в образах отважного бунтаря и талантливого ученого отражены дерзание, порыв, возможности нового века, не только грозовая атмосфера 30-х годов. Однако эти возможности им не удается осуществить, и ни один из героев романа не является в буквальном смысле слова положительным героем.
Трагический конец Жака несет на себе печать бессмысленности. Мартен дю Гар осуждал героя за донкихотство. Осудил он и Антуана - за внутреннюю близость старому Тибо. Самое одиночество служит писателю гарантией внутренней чистоты, свободы, верности гуманизму - как некогда, в годы создания «Клерамбо», для Ромена Роллана. Можно лишь спалить себя, показав пример, осветив землю пламенем самопожертвования. И Жак идет навстречу смерти.
Антуан погибает в последнем романе - в «Эпилоге». Это эпилог не только истории семьи Тибо: в событиях 1914-1918 годов Мартен дю Гар увидел финал целой исторической эпохи. Энергия, настойчивость исследователя, рационализм - все эти сильные черты Антуана сказываются в том, как он умирает, как встречает смерть. Антуан снова и снова продумывает свой путь. Дневник героя в композиции романа выполняет роль общественно-политического обобщения, вывода из того опыта жизни героя, о котором рассказывали все части романа «Семьи Тибо». Новая черта героя, приобретенная им в «Эпилоге»,способность Антуана думать о всех людях, об их будущем. Дневник - это обращение Антуана к будущему, это форма его разговора с ним. Но каким представляет себе будущее писатель и его герой? Антуан сознается, что передает в наследство будущему хаос. Его жизненные принципы разбиты, а новых он не приобрел.
Смятение - это состояние не только Антуана. Это состояние и Мартен дю Гара. Чем острее разгоралась Политическая борьба, тем больше писатель боялся, как бы она не вовлекла его и не лишила способности беспристрастно наблюдать за происходящим.
Противоречия Мартен дю Гара характерны для многих писателей Франции. От них не был свободен, например, другой известный писатель, чье искусство отразило бурную эпоху и впитало в себя пафос гуманности и демократизма. Этим писателем был Сент-Экзюпери. Не только и, пожалуй, не столько герои, созданные им, сколько сам писатель, искания, порывы самого Сент-Экзюпери могут быть поставлены рядом с исканиями, порывами братьев Тибо как характерное явление времени. Читая «Семью Тибо», можно и «не заметить» создателя романа, можно и не спрашивать, кем он был,- Мартен дю Гар весь «ушел» в свой роман. Книги Сент-Экзюпери таковы, что они обязательно ведут к их создателю, и не случайно для читателя главным их героем стал сам Сент-Экзюпери.
В 1920 г. Мартен дю Гар приступил к разработке плана главного своего произведения — многотомного романа «Семья Тибо. Свою задачу он сформулировал как будто по-роллановски: выразить себя, различные стороны своей собственной природы, инстинкт порядка и порыв к бунту в истории двух братьев. Своим героям автор действительно роздал многое из того, что ему принадлежало, — начиная с того, что один из братьев, Антуан, родился в марте 1881 г., как и Мартен дю Гар.
Однако ни малейшего желания превратить героя в «тень автора» в «Семье Тибо» не наблюдается. Напротив, торжествует флоберовский принцип объективности, отстраненности, автор остается у порога романа, уступая место своим героям, которые далее действуют «самостоятельно». Мартена дю Гара занимал прежде всего тот или иной характер, он задумывал детальное раскрытие «живого существа» во всей сложности (по примеру Толстого) скорее, чем социального типа (как у Бальзака). Психология ребенка и старика, женщины и мужчины, страсти слепые, почти животные и возвышенная поэзия пробуждающейся любви, красота мысли и творческого порыва, интимный мир и политические бури — весь необъятный мир представлен со скульптурной выразительностью подлинного искусства.
Созданные в 20-е годы части «Семьи Тибо» — классический семейный роман. Много персонажей и множество эпизодов, связанных теми отношениями, которые сложились в семье старого Тибо, меж ним и его сыновьями, Антуаном и Жаком, другими родственниками и знакомыми, семьей Фонтаненов в первую очередь.
Роман создавался под непосредственным впечатлением только что завершившейся мировой войны, события в романе (в первых частях) относятся к началу века, к кануну войны, однако писатель так старательно держит своих персонажей в границах частной жизни, что установить время действия крайне затруднительно. Правда, и в этих границах созревает исторически детерминированная коллизия: динамика и драматизм романа сразу же определяются бунтом юного Жака, посягающего на авторитет отца, главы буржуазного клана. Конфликт отцов и детей — тема не новая. Новым является то ощущение непримиримости, которое оставляет их столкновение в этом романе, и несостоятельности основополагающих принципов, на которых воздвигнута семья как важнейшая ячейка, квинтэссенция общественного организма.
Бунтарство Жака вместе с тем — традиционно романтическое. С ранних лет в нем созревают «обида» и «злость», неприятие всего и обостренное ощущение своей непризнанной исключительности, своей непохожести (подчеркнутой «неправильной», даже непривлекательной внешностью). По-романтически богата, «огромна» натура Жака, поражающая и пугающая своей противоречивостью. Само собой разумеется, Жак — писатель, а проза его исповедальна. Постоянное желание «сбежать», его исчезновения напоминают о «бегствах» знаменитого бунтаря, «неоромантика» Артюра Рембо. И Жака влечет «неведомое», и он проходит через испытания «немыслимые». Неординарность Жака оттеняет Антуан, ученый, врач, человек действия, не склонный усложнять жизнь чрезмерной рефлексией. Не безумные страсти, не любовь к экзотической Рашель, а «день врача», описание пациентов, болезней в полной мере раскрывают образ этого талантливого «ремесленника». Оперирующий, сражающийся со смертью Антуан — прекрасен. Друг Жака Даниель де Фонтанен — сын беспутного прожигателя жизни, начитавшийся Андре Жида и без колебаний «расставшийся с моралью». Таким образом, главные герои «Семьи Тибо» — основные типы молодого человека, сложившиеся в литературе: романтик, прагматик и «имморалист». И каждый из них по-своему бунтарь, все они разрушают семью, все посягают на социальные основы, на традиционную мораль, цементирующую общественную систему. Антуан признается в том, что добро и зло стали для него «словами», и даже может допустить, что «все дозволено». Все трое, и Жак, и Антуан, и Даниель, принадлежат миру, в котором не стало веры, нет Бога, в котором каждый сам осуществляет свой выбор или, как говорит Антуан, пытается сотворить «моральный принцип для личного употребления». Тем паче, что вера отождествляется со старым Тибо, с его ханжеством и нравственным изуверством. Он-то умирает с уверенностью в том, что семья — фундамент общества, но это вера умирающего, все сделавшего для того, чтобы скомпрометировать те истины, на которых этот фундамент возводился. Однако Антуан — не «имморалист» и не «левак» наподобие Жака. Антуан совершает только добрые дела, для него самореализация — помощь другим. Не признавая никаких «правил», он тем не менее признает, что чем-то безошибочно руководствуется. Руководствуется тем нравственными стимулом, который заложен в столь ценимой им профессии врача, профессии ученого, в логике разумного поведения. По роману Мартена дю Гара, нравственным началом обладает труд, прививающий чувство долга, чести, профессиональной ответственности, вполне достаточной для свершения высоких и даже героических поступков. Нравственный выбор проистекает также из того смысла, который заключен в жизни — хотя за ней по пятам следует смерть (о чем писатель не устает напоминать), в радости бытия, которая омрачается муками болезней, в счастье любви, над которым мрачная тень разлук и страданий. В творчестве Мартена дю Гара заложено роллановское доверие к жизни, к ее естественному течению. Жизнь и есть эпос, значением эпическим обладают рождение, смерть, любовь, труд, все составные обыденного бытия, воссозданные в «Семье Тибо», этой «эпопее повседневного». Главный вопрос — вопрос о смысле бытия, толстовский вопрос «зачем живем мы?». Он до крайности обострен в последних томах цикла, написанных в 30-е годы, — «Лето 1914 года» и «Эпилог». Семейный роман уступает место роману историческому, в рамках которого теперь и ставится вопрос о смысле жизни. Ответ над него приходится давать, соотносясь с войной, с фактом распада не только данной семьи, но целой общественной системы, с фактом выдвижения новых общественных сил, мощного социалистического движения, с появлением социальной перспективы, которая заинтересованно обсуждается в романе.
К концу 20-х годов Мартен дю Гар ощутил трудности в осуществлении своей задачи, т.е. в дальнейшем развертывании традиционной семейной хроники. Жанр выхолащивался, мельчал, вырождался в мелкотравчатый авантюрный роман. Жизнь выдвигала новые задачи, укрупняла проблемы, политизировала сознание писателей. Мартен дю Гар уничтожил очередную часть семейной истории, а в 1932 г. сообщил, что выходит из кризиса, что ему стало ясным завершение романа, что «Тибо исчезнут, уничтоженные войной, и с ними исчезнет целое общество».
В написанных в 20-е годы частях романа господствовало время индивидуальное, время данной семьи, целиком подчиненное значению той или иной ситуации, — бегство Жака, любовь Антуана, смерть отца и т.п. Шокирующее впечатление производила отвлеченность от общественной истории в романе, рассказывающем о кануне катастрофы. В романе «Лето 1914 года» датируется каждый день; в полную меру здесь сказался профессионализм Мартена дю Гара-историка, со свойственной ему тщательностью изучившего эпоху и органически связавшего судьбу своих героев с сложнейшими перипетиями политической ситуации. Точно указывается историческое время и в «Эпилоге», время завершения жизни героев романа и «целого общества».
Жизнь расставила свои акценты и оценила выбор, осуществленный каждым из действующих лиц романа. Трагикомической стала фигура Даниеля с его культом наслаждения: война превратила его в калеку, в импотента, лишила его жизнь всякого смысла. Война сняла налет загадочности с образа Жака. Он стал социалистом, убежденным пацифистом, заметной личностью в разношерстной компании европейских революционеров. Увлеченный идеей революции как исторической неизбежностью, Жак не может освободиться от гнетущих предчувствий, от понимания того, что экономические условия и политические перемены вовсе не обязательно изменят главное — человека, его природу. Поэтому бесперспективна и обречена на поражение революция, которая в самых благих целях будет использовать средства безнравственные, ложь и насилие. Она деградирует в диктатуру и столкнется с правами и интересами личности. Гибель Жака — жертвенный акт, совершенный искренним и честным человеком в перспективе этого исторического тупика, который еще не был очевиден герою романа в 1914 г., но не вызывал сомнений у его создателя в 30-е годы. И в то же время последний подвиг Жака — нелеп. Нелеп и благодаря открывшейся Мартену дю Гару исторической перспективе, и в соответствии с сутью героя как романтического бунтаря, восстающего «против всех, против всего». На этом пути бунтарство, героизм, самопожертвование — всего лишь бессмысленные и красочные эффекты, ничего не оставляющие людям. Людям служит Антуан. В конечной оценке героев явно сказываются вкусы, которыми руководствовался Мартен дю Гар, предпочитавший романтикам и «имморалистам» реалиста Толстого. Антуан — реалист, ему претят «идеи» и героические акции. Он понимает, что воцарился «хаос», об истине и речи не может быть — речь можно вести только о возможной врачебной ошибке, т.е. о безупречном профессионализме, о служебном долге. Умирает и Антуан. Но в отличие от Жака, он оставляет наследство, т.е. не все умирает вместе с ним; в своих письмах сыну Жака он дает советы, как «стать настоящим человеком», завещая разум, научный поиск, заботу о других людях. Да и сама смерть Антуана — реализация всех этих рекомендаций, пример истинного гуманизма, подлинного героизма, в отличие от смерти Жака. И Жак, и Антуан верят, что в будущем восторжествует если не истина, то более или менее разумный способ организации жизни. Однако Мартен дю Гар не успел дописать роман, в котором содержались эти надежды, как жизнь начала их опровергать. Вторая мировая война, фашизм, сталинизм не оставили никаких иллюзий.
Непокорный Жак Тибо бежит из дому - и все приходит в движение, нарушается установленное течение жизни. Начались неприятности, от которых уже не избавиться старому Тибо, при всей солидности и важности положения этого крупного буржуа и при всей кажущейся несолидности Жака, мальчишки, «похожего на белку».
Сила Жака, его бунтарство не нашли, однако, в первых частях романа определенного воплощения. Писателю словно недоставало ясного представления, что же такое Жак. Мартен дю Гар, как и Роллан в 20-е годы, обнаруживает слабость как раз там, где особенно сильны писатели-революционеры. Жак оказывается перед пустотой, перед убедительностью одного - смерти, тогда как Антуан возвышается над ним своим материализмом, преданностью жизни, разуму, во имя которых, он так уверенно отвергает религию и церковь, суеверия и богословскую ложь. Последовательнее Мартен дю Гар станет позже, в условиях 30-х годов, когда он попытается наполнить бунтарство своего героя более определенным жизненным содержанием.
Противоречивость даже крупнейших мастеров критического реализма в 20-е годы объясняется и сложностью послевоенной ситуации. В кризисной обстановке, чреватой потрясениями и взрывами, а внешне окрашенной недальновидным и пошлым самодовольством французской буржуазии, торжествовавшей сначала по поводу победы над Германией, а затем по поводу хотя и временной, но стабилизации,- в этой обстановке распространяются субъективизм и эстетство.
Роже Мартен дю Гар - писатель совершенно иного склада, чем Роллан, Блок, а тем более Барбюс или Вайян-Кутюрье. Он всегда чуждался политической борьбы. Даже в бурные 30-е годы, когда и Мартен дю Гар писал о своем «восхищении борцами», он не забывал напоминать, что искусство не должно ограничивать себя определенной политической позицией, что его преследует искушение «заткнуть уши». Однако не выходя за пределы критического реализма, со свойственными ему и осознанными самим писателем противоречиями искусство Мартен дю Гара обогащалось в 30-е годы, поскольку этот большой мастер внимательно вглядывался в бурную эпоху. В 1933 году Мартен дю Гар вновь возвращается к «Семье Тибо» и довершает его двумя томами - «Лето 1914 года» и «Эпилог». Рамки семейной хроники раздвигаются, роман становится социально-политическим.
Мартен дю Гар исходил из мысли о том, что исторические события, всколыхнувшие весь мир, «потрясли и частную жизнь общества в годы кризиса и перемен». Писатель вводит своих героев в обстановку напряженной политической -жизни лета 1914 года, делает их участниками исторических событий. Он дает теперь точную политическую характеристику Жаку Тибо, подробно говорит о его взглядах и общественной деятельности, устраняя ту загадочность и неопределенность, которая сопровождала героя в ранних книгах. Эта загадочность возникала не только потому, что Антуан плохо понимал бунтаря-брата, но и потому, что его плохо понимал сам автор. Теперь же ясно, что Жак - революционер, социалист, один из многих революционных эмигрантов, осевших в Швейцарии накануне первой мировой войны. Мартен дю Гар мастерски обрисовал многоликую среду социалистов разного толка, их бесконечные споры и дискуссии. «Лето 1914 года» рассказывает о трагическом кануне мировой войны, когда многие социалисты, вожди партий II Интернационала стали союзниками империалистической буржуазии. Писатель основательно изучил то время и поведал о нем со свойственной ему точностью деталей, тщательным и достоверным изложением исторических событий.
Жак и Антуан - подлинно современные герои; в образах отважного бунтаря и талантливого ученого отражены дерзание, порыв, возможности нового века, не только грозовая атмосфера 30-х годов. Однако эти возможности им не удается осуществить, и ни один из героев романа не является в буквальном смысле слова положительным героем.
Трагический конец Жака несет на себе печать бессмысленности. Мартен дю Гар осуждал героя за донкихотство. Осудил он и Антуана - за внутреннюю близость старому Тибо. Самое одиночество служит писателю гарантией внутренней чистоты, свободы, верности гуманизму - как некогда, в годы создания «Клерамбо», для Ромена Роллана. Можно лишь спалить себя, показав пример, осветив землю пламенем самопожертвования. И Жак идет навстречу смерти.
Антуан погибает в последнем романе - в «Эпилоге». Это эпилог не только истории семьи Тибо: в событиях 1914-1918 годов Мартен дю Гар увидел финал целой исторической эпохи. Энергия, настойчивость исследователя, рационализм - все эти сильные черты Антуана сказываются в том, как он умирает, как встречает смерть. Антуан снова и снова продумывает свой путь. Дневник героя в композиции романа выполняет роль общественно-политического обобщения, вывода из того опыта жизни героя, о котором рассказывали все части романа «Семьи Тибо». Новая черта героя, приобретенная им в «Эпилоге»,способность Антуана думать о всех людях, об их будущем. Дневник - это обращение Антуана к будущему, это форма его разговора с ним. Но каким представляет себе будущее писатель и его герой? Антуан сознается, что передает в наследство будущему хаос. Его жизненные принципы разбиты, а новых он не приобрел.
Смятение - это состояние не только Антуана. Это состояние и Мартен дю Гара. Чем острее разгоралась Политическая борьба, тем больше писатель боялся, как бы она не вовлекла его и не лишила способности беспристрастно наблюдать за происходящим.
Противоречия Мартен дю Гара характерны для многих писателей Франции. От них не был свободен, например, другой известный писатель, чье искусство отразило бурную эпоху и впитало в себя пафос гуманности и демократизма. Этим писателем был Сент-Экзюпери. Не только и, пожалуй, не столько герои, созданные им, сколько сам писатель, искания, порывы самого Сент-Экзюпери могут быть поставлены рядом с исканиями, порывами братьев Тибо как характерное явление времени. Читая «Семью Тибо», можно и «не заметить» создателя романа, можно и не спрашивать, кем он был,- Мартен дю Гар весь «ушел» в свой роман. Книги Сент-Экзюпери таковы, что они обязательно ведут к их создателю, и не случайно для читателя главным их героем стал сам Сент-Экзюпери.
В 1920 г. Мартен дю Гар приступил к разработке плана главного своего произведения — многотомного романа «Семья Тибо. Свою задачу он сформулировал как будто по-роллановски: выразить себя, различные стороны своей собственной природы, инстинкт порядка и порыв к бунту в истории двух братьев. Своим героям автор действительно роздал многое из того, что ему принадлежало, — начиная с того, что один из братьев, Антуан, родился в марте 1881 г., как и Мартен дю Гар.
Однако ни малейшего желания превратить героя в «тень автора» в «Семье Тибо» не наблюдается. Напротив, торжествует флоберовский принцип объективности, отстраненности, автор остается у порога романа, уступая место своим героям, которые далее действуют «самостоятельно». Мартена дю Гара занимал прежде всего тот или иной характер, он задумывал детальное раскрытие «живого существа» во всей сложности (по примеру Толстого) скорее, чем социального типа (как у Бальзака). Психология ребенка и старика, женщины и мужчины, страсти слепые, почти животные и возвышенная поэзия пробуждающейся любви, красота мысли и творческого порыва, интимный мир и политические бури — весь необъятный мир представлен со скульптурной выразительностью подлинного искусства.
Созданные в 20-е годы части «Семьи Тибо» — классический семейный роман. Много персонажей и множество эпизодов, связанных теми отношениями, которые сложились в семье старого Тибо, меж ним и его сыновьями, Антуаном и Жаком, другими родственниками и знакомыми, семьей Фонтаненов в первую очередь.
Роман создавался под непосредственным впечатлением только что завершившейся мировой войны, события в романе (в первых частях) относятся к началу века, к кануну войны, однако писатель так старательно держит своих персонажей в границах частной жизни, что установить время действия крайне затруднительно. Правда, и в этих границах созревает исторически детерминированная коллизия: динамика и драматизм романа сразу же определяются бунтом юного Жака, посягающего на авторитет отца, главы буржуазного клана. Конфликт отцов и детей — тема не новая. Новым является то ощущение непримиримости, которое оставляет их столкновение в этом романе, и несостоятельности основополагающих принципов, на которых воздвигнута семья как важнейшая ячейка, квинтэссенция общественного организма.
Бунтарство Жака вместе с тем — традиционно романтическое. С ранних лет в нем созревают «обида» и «злость», неприятие всего и обостренное ощущение своей непризнанной исключительности, своей непохожести (подчеркнутой «неправильной», даже непривлекательной внешностью). По-романтически богата, «огромна» натура Жака, поражающая и пугающая своей противоречивостью. Само собой разумеется, Жак — писатель, а проза его исповедальна. Постоянное желание «сбежать», его исчезновения напоминают о «бегствах» знаменитого бунтаря, «неоромантика» Артюра Рембо. И Жака влечет «неведомое», и он проходит через испытания «немыслимые». Неординарность Жака оттеняет Антуан, ученый, врач, человек действия, не склонный усложнять жизнь чрезмерной рефлексией. Не безумные страсти, не любовь к экзотической Рашель, а «день врача», описание пациентов, болезней в полной мере раскрывают образ этого талантливого «ремесленника». Оперирующий, сражающийся со смертью Антуан — прекрасен. Друг Жака Даниель де Фонтанен — сын беспутного прожигателя жизни, начитавшийся Андре Жида и без колебаний «расставшийся с моралью». Таким образом, главные герои «Семьи Тибо» — основные типы молодого человека, сложившиеся в литературе: романтик, прагматик и «имморалист». И каждый из них по-своему бунтарь, все они разрушают семью, все посягают на социальные основы, на традиционную мораль, цементирующую общественную систему. Антуан признается в том, что добро и зло стали для него «словами», и даже может допустить, что «все дозволено». Все трое, и Жак, и Антуан, и Даниель, принадлежат миру, в котором не стало веры, нет Бога, в котором каждый сам осуществляет свой выбор или, как говорит Антуан, пытается сотворить «моральный принцип для личного употребления». Тем паче, что вера отождествляется со старым Тибо, с его ханжеством и нравственным изуверством. Он-то умирает с уверенностью в том, что семья — фундамент общества, но это вера умирающего, все сделавшего для того, чтобы скомпрометировать те истины, на которых этот фундамент возводился. Однако Антуан — не «имморалист» и не «левак» наподобие Жака. Антуан совершает только добрые дела, для него самореализация — помощь другим. Не признавая никаких «правил», он тем не менее признает, что чем-то безошибочно руководствуется. Руководствуется тем нравственными стимулом, который заложен в столь ценимой им профессии врача, профессии ученого, в логике разумного поведения. По роману Мартена дю Гара, нравственным началом обладает труд, прививающий чувство долга, чести, профессиональной ответственности, вполне достаточной для свершения высоких и даже героических поступков. Нравственный выбор проистекает также из того смысла, который заключен в жизни — хотя за ней по пятам следует смерть (о чем писатель не устает напоминать), в радости бытия, которая омрачается муками болезней, в счастье любви, над которым мрачная тень разлук и страданий. В творчестве Мартена дю Гара заложено роллановское доверие к жизни, к ее естественному течению. Жизнь и есть эпос, значением эпическим обладают рождение, смерть, любовь, труд, все составные обыденного бытия, воссозданные в «Семье Тибо», этой «эпопее повседневного». Главный вопрос — вопрос о смысле бытия, толстовский вопрос «зачем живем мы?». Он до крайности обострен в последних томах цикла, написанных в 30-е годы, — «Лето 1914 года» и «Эпилог». Семейный роман уступает место роману историческому, в рамках которого теперь и ставится вопрос о смысле жизни. Ответ над него приходится давать, соотносясь с войной, с фактом распада не только данной семьи, но целой общественной системы, с фактом выдвижения новых общественных сил, мощного социалистического движения, с появлением социальной перспективы, которая заинтересованно обсуждается в романе.
К концу 20-х годов Мартен дю Гар ощутил трудности в осуществлении своей задачи, т.е. в дальнейшем развертывании традиционной семейной хроники. Жанр выхолащивался, мельчал, вырождался в мелкотравчатый авантюрный роман. Жизнь выдвигала новые задачи, укрупняла проблемы, политизировала сознание писателей. Мартен дю Гар уничтожил очередную часть семейной истории, а в 1932 г. сообщил, что выходит из кризиса, что ему стало ясным завершение романа, что «Тибо исчезнут, уничтоженные войной, и с ними исчезнет целое общество».
В написанных в 20-е годы частях романа господствовало время индивидуальное, время данной семьи, целиком подчиненное значению той или иной ситуации, — бегство Жака, любовь Антуана, смерть отца и т.п. Шокирующее впечатление производила отвлеченность от общественной истории в романе, рассказывающем о кануне катастрофы. В романе «Лето 1914 года» датируется каждый день; в полную меру здесь сказался профессионализм Мартена дю Гара-историка, со свойственной ему тщательностью изучившего эпоху и органически связавшего судьбу своих героев с сложнейшими перипетиями политической ситуации. Точно указывается историческое время и в «Эпилоге», время завершения жизни героев романа и «целого общества».
Жизнь расставила свои акценты и оценила выбор, осуществленный каждым из действующих лиц романа. Трагикомической стала фигура Даниеля с его культом наслаждения: война превратила его в калеку, в импотента, лишила его жизнь всякого смысла. Война сняла налет загадочности с образа Жака. Он стал социалистом, убежденным пацифистом, заметной личностью в разношерстной компании европейских революционеров. Увлеченный идеей революции как исторической неизбежностью, Жак не может освободиться от гнетущих предчувствий, от понимания того, что экономические условия и политические перемены вовсе не обязательно изменят главное — человека, его природу. Поэтому бесперспективна и обречена на поражение революция, которая в самых благих целях будет использовать средства безнравственные, ложь и насилие. Она деградирует в диктатуру и столкнется с правами и интересами личности. Гибель Жака — жертвенный акт, совершенный искренним и честным человеком в перспективе этого исторического тупика, который еще не был очевиден герою романа в 1914 г., но не вызывал сомнений у его создателя в 30-е годы. И в то же время последний подвиг Жака — нелеп. Нелеп и благодаря открывшейся Мартену дю Гару исторической перспективе, и в соответствии с сутью героя как романтического бунтаря, восстающего «против всех, против всего». На этом пути бунтарство, героизм, самопожертвование — всего лишь бессмысленные и красочные эффекты, ничего не оставляющие людям. Людям служит Антуан. В конечной оценке героев явно сказываются вкусы, которыми руководствовался Мартен дю Гар, предпочитавший романтикам и «имморалистам» реалиста Толстого. Антуан — реалист, ему претят «идеи» и героические акции. Он понимает, что воцарился «хаос», об истине и речи не может быть — речь можно вести только о возможной врачебной ошибке, т.е. о безупречном профессионализме, о служебном долге. Умирает и Антуан. Но в отличие от Жака, он оставляет наследство, т.е. не все умирает вместе с ним; в своих письмах сыну Жака он дает советы, как «стать настоящим человеком», завещая разум, научный поиск, заботу о других людях. Да и сама смерть Антуана — реализация всех этих рекомендаций, пример истинного гуманизма, подлинного героизма, в отличие от смерти Жака. И Жак, и Антуан верят, что в будущем восторжествует если не истина, то более или менее разумный способ организации жизни. Однако Мартен дю Гар не успел дописать роман, в котором содержались эти надежды, как жизнь начала их опровергать. Вторая мировая война, фашизм, сталинизм не оставили никаких иллюзий.
@темы: Билеты
Хотел бы поделиться с вами своим актуальным опытом поиска отличного автосервиса в Оренбурге. После нескольких разочарований, я наконец нашел то место, которым действительно остался доволен — AutoLife 56.
Что мне особенно понравилось в АвтоЛайф 56, так это качество работы каждого специалиста этого сервиса. Мастера не только с превосходным результатом решили проблему с моим автомобилем, но и предоставили компетентные советы по его дальнейшему обслуживанию.
Мне кажется важным поделиться этой информацией с вами, так как знаю, насколько непросто порой найти действительно надежный сервис. Если вы ищете надежный автосервис в Оренбурге, рекомендую обратить внимание на АвтоЛайф 56, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Берёзка, 20, корп. 2. Они работают с 10 утра до 8 вечера, каждый день, и более подробную информацию вы можете найти на их сайте: https://autolife56.ru/.
Надеюсь, мой опыт окажется важным для кого-то из вас. Буду рад слышать ваше мнение, если решите воспользоваться услугами AutoLife56.
Установка дополнительного оборудования в Оренбурге
Ссылочные ресурсы
Впечатление от проверенного автосервиса в Оренбурге завершился успехом: автосервис AutoLife Использование качественного автосервиса в Оренбурге завершился успехом: AutoLife56 Откройте для себя о АвтоЛайф 56: преимущества в обслуживании автомобилях в Оренбурге Вашему вниманию предлагаем достойный внимания автосервис в Оренбурге - АвтоЛайф 56 Вашему вниманию представляем проверенный автосервис в Оренбурге - АвтоЛайф 56 784f58f
eroscenu.ru/?page=42434
eroscenu.ru/?page=31089
eroscenu.ru/?page=28188
eroscenu.ru/?page=14833
eroscenu.ru/?page=26521
eroscenu.ru/?page=3370
eroscenu.ru/?page=22589
eroscenu.ru/?page=20720
eroscenu.ru/?page=19852
литературные ссылки спортивные ссылки важные ссылки полезные ссылки Test, just a XRumer 23 StrongAI test. bb6f4a2
9896
4982
9774
8971
6174
4685
6131
7915