ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеРеализм Достоевского называют «фантастическим», потому что в его романах сочетаются несоединимые явления: реальность и вымысел, черты детектива и философские теории, евангельские мотивы и анекдоты, бытовой натурализм и мистика, комическое и трагическое.
Сюжетное время в романах Достоевского не выверено «по календарю», как у Пушкина. Оно ускоряется или замедляется произвольно.
Фантастична и действительность, которую изображает автор. Реальность часто сближается со сновидениями.
Сам Достоевский отмечал: «У меня свой особенный взгляд на действительность, и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным для меня иногда составляет саму сущность действительности».
Вопрос о том, какого творческого метода придерживался Ф.М. Достоевский, до сих пор остается неразрешенным. Современная Достоевскому критика исключала его из сферы реализма, отказывая ему в художественности и даже в психологизме: автор "не умеет поймать и обрисовать душу персонажа в ее объективных проявлениях" Марков Е. Критические беседы //Русская Речь, 1879, №12.с. 269. Кроме того, исследователи, в том числе Н. Страхов, отмечали отсутствие предметных деталей, характерных для реалистического метода. Они сопоставляли романы Достоевского с русской и западноевропейской прозой. Романы О. Бальзака, Г. Флобера, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого были насыщены бытом, их герои были узнаваемы, "вживлены" в реальное течение жизни, в то время как у Достоевского детали единичны, и служат они не столько оживлению картины и персонажа, сколько чему - то другому, выступая как самостоятельный смысловой элемент, значимый для всей художественной целостности произведения (топор Раскольникова или нож с оленьими черенками в "Идиоте"), или усиливающий эмоциональный тон эпизода (косыночка и чулки Катерины Ивановны, которые пропил Мармеладов).
В связи с этим, они утверждали, что Достоевский не кто иной, как романтик (или отчасти романтик), аргументируя это тем, что действие в его произведениях не развивается медленно и спокойно, в отличие от романов Тургенева и Толстого, а "совершается лихорадочно, зигзагообразно… неожиданно для персонажей" Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л, 1964. с. 126, тем, что центральные образы романа и их поступки долгое время остаются загадкой для читателя, и, наконец, тем, что на центральное место выдвигаются "фантастические", "роковые" страсти и преступления, что очень характерно для романистов - романтиков. Достоевский комментировал подобные высказывания следующим образом: "Совершенно иные я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм реальнее ихнего. Господи! Порассказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, - да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм! <…>Ихним реализмом сотой доли реальных, случившихся фактов не объяснишь. А мы нашим идеализмом пророчили даже факты. Случалось!" Письмо А.Н. Майкову из Флоренции , 11/23 декабря 1868 года, А. 28(II).с. 329 Так или иначе, но большинство литературоведов все - таки относило творчество Достоевского к реалистическому методу, хотя и отмечая "особость" его реализма. Для определения своеобразия творчества писателя исследователи даже вводили новую терминологию: "идеал - реализм" (Вячеслав Иванов), "Экспериментальный" или "опытный реализм" (Д.Н. Овсянико - Куликовский) и, наконец, "фантастический реализм". В нашей работе мы будем использовать именно этот термин.
Вопрос о значении и объеме этого понятия на сегодняшний день является дискуссионным в научной литературе. Ни один исследователь не может дать четкого, полного определения этого понятия. Сложившаяся ситуация во многом объясняется противоречивостью самого термина. В нем самом заложена антитеза. Если обратиться к словарям Ожегова, Даля, Литературному Энциклопедическому словарю, Большому энциклопедическому словарю, можно заметить, что при объяснении слова "фантастический" используют такие определения, как "нереальный", "ирреальный" или "сверхъестественный". Отсюда следует, что значение слова "фантастический" в данном употреблении имеет здесь совершенно особое, индивидуальное значение. Видимо, именно это несоответствие и вызвало столь разные толкования термина фантастический реализм в критической и исследовательской литературе. Разговор о различных взглядах на эту проблему следовало бы начать со слов самого Ф.М. Достоевского: "У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и что большинство называют почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного <…> неужели фантастичный мой "Идиот" не есть действительность, да еще самая обыденная!" Письмо Н. Н. Страхову из Флоренции , 26 февраля/10 марта 1869 года, А. 29(I).с. 19.Ф.М. Достоевский отрицает фантастичность своего реализма - в Дневнике писателя (1873 год, "Нечто о вранье") он пишет: "В России истина почти всегда имеет характер вполне фантастический". Именно эту мысль развивает Малкольм Джоунс в своей книге "Достоевский после Бахтина". Он пишет о том, что иногда сущность реального надлежит искать в фантастическом и исключительном: "В России фантастическое зачастую вообще не исключение (в смысле редкости), а обычное явление. Как только люди отрываются от своих родных традиций (почвы), они становятся более фантастичными, и глубины человеческой души разглядеть становится легче" Достоевский Ф. М. Нечто о вранье // Дневник писателя 1873, 15. А. 21.с. 119. Исследуя фантастический реализм Достоевского, Джоунс выделяет несколько ключевых особенностей, свойственных данному направлению. Автор отмечает, во - первых, близость фантастического реализма Достоевского к эспрессивизму это заключается в том, что сущность каждого организма, по мнению Достоевского, лежит глубоко в бессознательной духовой жизни, и в том, что автор смотрит на чувства, как на форму осознавания; во-вторых, характерные для романов Достоевского ненормальные, экстремальные, романтико - мелодраматческие ситуации, особое место снов и видений героев, которые зачастую и открывают доступ к реальности. Частое "балансирование" персонажей на грани жизни и смерти, особое положение рассказчика, дезориентирующего читателя, сбивающего его с толку, состояние душевного помрачения, эмоциональных импульсов отдельной личности, - все это характеризует особенности творческого метода писателя.
В.Г. Одиноков приводит очень четкое и лаконичное определение фантастического реализма: соединение двух миров (материального, мелочного, случайного и мира духовного, вечного) создает новое эстетическое "качество", которое в плане художественного метода можно назвать "реализмом в высшем смысле" или "фантастическим реализмом", сочетающим реальное и идеальное и создающем третью "ненаблюдаемую действительность" Одиноков В. Г. Русские писатели XIX века и духовная культура. Новосибирск, 2003. с. 166, в художественной атмосфере которой и воплощается идея вечности. Так, Достоевский с топографической точностью воссоздает реалии города, где живут и страдают его герои; приехав в Петербург, можно увидеть дома, где жили Раскольников, старуха - процентщица и семейство Мармеладовых, мосты и площади, описанные в романе, и убедиться, что достоверность деталей - предельна. Но в то же время автор создает странную, почти невероятную атмосферу "полусна - полуяви", в которую читатель погружается вслед за героем. И герой, и читатель теряют ощущение реальности, ее границ. Мир, изображенный в романе, существует в воспаленном сознании человека, почти оторвавшегося от земли. Таким образом, перед нами предстает крайне субъективная картина, пропущенная через угнетенное сознание героя.
Несмотря на то, что Достоевский был величайшим представителем данного направления, он не был его создателем. К. Мочульский отмечает: "Нельзя отрицать, что вся великая русская литература вышла из-под плаща - из-под "Шинели" Гоголя. Без Гоголя, быть может, было бы равновесие, антология, благополучие: бесконечно длящийся Майков, а за ним бесплодие; после Гоголя "полное неблагополучие", мировой размах и мировая слава" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с.37. В "мистическом реализме" Гоголя - основа его мировоззрения. Оно несколько сродни средневековью: "несчастное человеческое сознание, повисшее между двумя безднами - бездной мира, владеемого дьяволом, и бездной души, растленной осознанными и неосознанными грехами. Внизу - пламя ада, вверху - неподкупный Судия" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 31. Постоянно повторяются в письмах и произведениях Гоголя мотив Бога и Дьявола. Например, в письме к Языкову Гоголь пишет, что на болезнь нужно смотреть как на сражение с Дьяволом, мотив добра и зла: "Во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке… Если бы… они открылись вдруг и разом перед моими глазами… я бы повесился… С тех пор я стал наделять своих героев, сверх их собственных гадостей, моею собственною дрянью… Если бы кто видел те чудовища, которые выходили из-под пера моего… он бы точно содрогнулся" Гоголь Н. В.. Выбранные места из переписки с друзьями. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ». Письмо третье // Собрание сочинений в восьми томах. М., 1984. Том 7. с. 261. Очень часто в его произведениях границы между фантастикой и реальностью стираются, создавая тем самым вторую, параллельную действительность, сосуществующую с той, которую мы привыкли видеть ("Шинель", "Нос", "Портрет"). Вся внутренняя борьба, внутренние противоречия Гоголя нашли непосредственное отражение в его произведениях, особенно, в главном его романе "Мертвые души". И в завершение, хотелось бы привести слова К. Мочульского, характеризующие вклад Н.В. Гоголя в русскую литературу: "Своим кликушеством, своим юродством, своим "священным безумием" он разбил гармонию классицизма, нарушил эстетическое равновесие, чудом достигнутое Пушкиным, все смешал, все спутал, замутил; подхватил вихрем русскую литературу и помчал ее к неведомым далям. Непрочным оказался русский космос; хаос, скованный пушкинской плеядой, снова воцарился. После надрывного "душевного вопля" Гоголя в русской литературе стали уже невозможны "звуки сладкие и молитвы" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 37
Таким образом, мы рассмотрели истоки реализма Достоевского, освещение данной проблемы в критике и определились с объемом понятия "фантастический реализм". Следующая часть нашей работы будет посвящена анализу романов Достоевского с целью доказать и продемонстрировать на конкретных примерах все перечисленные выше особенности.
Как было сказано выше, Ф.М. Достоевский был один из первых создателей такого направления, как фантастический реализм, его опыт во многом послужил примером для реалистов XX века. Особенность его реализма заключается в том, что писатель создает в своих произведениях новую, "ненаблюдаемую", своего рода абсурдную, существующую по своим законам действительность, чтобы оттенить и наиболее правдиво изобразить реальность на ее фоне. Достоевский достигает этого при помощи деталей, более свойственных фантастической литературе. Это и нарушение естественных пропорций и форм изображаемых объектов, и невероятные сюжетные конструкции, множество переплетающихся линий повествования, и особая роль образов и символов в произведении, и нарушение реальных связей и закономерностей, гротесковость ситуаций и характеров. Наиболее устойчивым приемом, позволяющим утратить границы фантастического и реального, являются сны, слухи, галлюцинации, сумасшествие героев. Кроме того, огромную роль в реализме Достоевского играет "идея" и ее влияние на судьбу героев.
Конечно, фантастический реализм в творчестве Достоевского сформировался не сразу. Еще в сороковые годы он придерживался традиции натуральной школы, поэтому более ранние его произведения, такие как "Бедные люди", "Неточка Незванова", "Двойник" отличаются большей конкретностью, приземленностью и даже натуралистичностью. Позже, время проведенное в крепости, на каторге заставило Достоевского пересмотреть свои взгляды, именно там зарождались многие идеи, воплотившиеся позднее в его творчестве. "Преступление и наказание" стало своего рода переломным моментом в творческом пути писателя. Это новая ступень, ознаменовавшая отход Достоевского от традиций натуральной школы и переход к новому методу фантастического реализма. В этой книге писатель изображает повседневную, будничную жизнь буржуазного города, которая рождает не только материальную нищету и бесправие, но и "сеет" в мозгу героев романа различного рода "фантастические" идеи и идеологические иллюзии, не менее гнетущие, давящие и кошмарные, чем внешняя сторона жизни столицы. Внимание Достоевского к этой, более сложной, "фантастической" стороне жизни большого города позволило ему соединить в "Преступлении и наказании" и в последующих его романах скупые и точные картины повседневной, "прозаической", будничной действительности с таким глубоким ощущением ее социального трагизма, такой философской масштабностью образов и силой проникновения в души героев. Очень подробно воссоздает автор реалии Петербурга и его влияние на героя романа Родиона Раскольникова: "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека <…>. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что он <…> менее всего совестился своих лохмотьев" Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 40. Для Достоевского очень важны такие мельчайшие, почти натуралистические детали, ведь именно атмосфере душного, пропитого, кабака, комнаты, напоминающей гроб, грязных, вонючих улиц Петербурга и формируется в голове Раскольникова (необыкновенно доброго, любящего сына и брата, способного отдать последние деньги семье едва знакомого человека и принять самое живое участие в судьбе случайно встретившейся девушки) совершенно чудовищная, антигуманистическая и почти "фантастическая" идея. "Преступление, отвратительное и низкое имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы. Кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное и лихорадочное его дыхание проникли в мозг нищего студента. Пьянство, нищета, порок, ненависть, злоба, разврат - все темное дно Петербурга ведут убийцу в дом жертвы". Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 362 Создается впечатление, что Раскольников оказался в тупике, везде его окружают омерзительные картины столичной жизни. Обстановка преступления, квартал и дом, в котором живет процентщица, вызывает в герое не меньшее "омерзение", чем его "безобразная мечта". Он идет делать пробу по душным и грязным улицам Петербурга, подходит к дому старухи, одной стеной выходящему на канаву: "Он стоял весь в мелких квартирах и засален был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. " Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 42. После "пробы" Раскольников восклицает: "О Боже! Как все это отвратительно". Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 45 Его охватывает чувство бесконечного отвращения и тоски. Сенная площадь со своими девицами и пьяницами и идея преступления - два образа одного душевного состояния. Другой пример "воплощения духа и одуховления материи" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 362 - это описание комнаты Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть - чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот - вот стукнешься головой о потолок. " Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 63 Автор сравнивает эту комнату со шкафом, сундуком и гробом. Такова материальная оболочка "идеи" Раскольникова.
Другая важная особенность фантастического реализма Достоевского - это смещение границ реального и фантастического, невозможность порой отделения действительности от "сновидений, фантазий, состояния полудремы, писем, статей, книг, теорий, истинных, ложных и искаженных утверждений, Священного Писания, конфликтующих и диссонирующих голосов других, всех отголосков…". Джоунс М. Достоевский после Бахтина. Санкт Петербург. 1998. с. 102 В "Преступлении" и наказании очень важная роль отведена снам, видениям, болезненным галлюцинациям героев. Первый сон, об избиении старой клячи, видит Раскольников накануне убийства В этом сне сосредоточено все сострадание героя, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет лошадь по глазам оглоблей, добивает ее ломом. Герой видит себя ребенком: "Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут… с криком пробивается он сквозь толпу к Савраске, охватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы". Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 93 Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Он осознает, что будет убивать, как Миколка… потечет липкая, теплая кровь. После этого сна Раскольников отрекается от своего замысла: "Господи! Ведь я же все равно не решусь. Господи, покажи мне путь мой, а я отрекусь от этой проклятой… мечты моей". Там же. с. 94 Все же остальные сны и видения героя так тесно и неразрывно переплетены с реальностью, что ни сам герой, ни читатель до последнего момента не знают, происходит ли это на самом деле или же рождается в воспаленном мозгу Раскольникова. С момента пробы герой был не в себе, был болен, всюду преследовали его кошмары и подозрения. Страхи его стали принимать формы необыкновенные. Наутро после убийства Раскольников "очнулся в полные сумерки от ужасного крику… В ужасе приподнялся он и сел на своей постели, каждое мгновение замирая и мучаясь. Но драки, вопли и ругательства становились все сильнее и сильнее <…> Но нет, он слишком ясно слышит!. Но, стало быть и к нему сейчас придут, если так, "потому что … верно все это из того же… из-за вчерашнего… Господи!" Он хотел запереться на ключ, да рука не поднялась…" Там же. с. 145, только по удивленной реакции Настасьи Раскольников понимает, что все это было только страшным сном или плодом его воображения. Панический страх, болезнь, разочарование в себе - все это привело его к душевному кризису, завершившемуся страшным сном. Это состояние Раскольникова воспринимается как чудовищная, фантастическая реальность: "Он забылся, странным показалось ему, что он не помнит, как он очутился на улице" Там же. с. 298 и только, когда ситуация принимает самый невероятный оборот, читатель понимает, что это был только сон: "он хотел вскрикнуть и - проснулся". Там же. с. 299 Раскольникову снится, что он ударяет старуху топором по темени, а она наклоняет голову и "заливается тихим, неслышным смехом" Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 299. Жертва смеется над убийцей: она жива. Он ударяет ее вновь и вновь, но она только сильнее смеется. "Ее нельзя убить: она - бессмертна. Еще так Раскольников недавно прощался с ней навсегда: "Довольно, матушка, пора и на покой!", и вот все люди вокруг него, как мертвецы, а мертвая - жива. От живых он себя отрезал <…>, а с ней ему не расстаться: навеки соединены… кровью" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 370. Он просыпается от страшного сна: перед ним стоит Свидригайлов. "Неужели это продолжение сна?", - думает Раскольников, увидев гостя. Свидригайлов - тот же Раскольников, но уже избавленный от всех предрассудков. Он воплощает одну из возможностей судьбы героя. "Мы одного поля ягоды" Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 310, - говорит он Раскольникову. Они идут по одному пути, но Свидригайлов свободнее и смелее, он доходит до конца. Он сладострастник; на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки. "Свидригайдов поставлен рядом с Раскольниковым как его темный двойник; он порожден кошмаром героя, выходит из его сна. Герой спрашивает Разумихина: "Ты его точно видел - ясно видел? Гм… то-то. А то знаешь, мне подумалось, мне все кажется, что это, может быть, и фантазия". Так же и Иван Карамазов после кошмара спрашивает Алешу, видел ли он его посетителя. Свидригайлов - "черт" Раскольникова" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 370. Этот герой идет дальше всех: он переступает через чужие жизни, он переступает и через собственную жизнь, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого торжества идеи, в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. "Арифметика", согласно которой можно убить одну вредную старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается опытами Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех героев романа, но, во - первых, все добро, совершенное им никак не может оправдать преступлений минувшего, а, во - вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сливаются в единую непрерывную галлюцинацию. Уже в первое посещение Свидригайлов рассказывает Раскольникову о том, что к нему являются покойная жена и его дворовый человек Филька. Последняя же ночь в жизни Свидригайлова была кошмарна и мучительна. "Кошмар во всю ночь" Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 522, - подумал он, проснувшись. В эту ночь, после окончательного отказа Дуни, которая была последней его надеждой на духовное возрождение, совесть его окончательно вырвалась наружу. Она преследовала его то в виде назойливой мыши, от которой никак нельзя избавиться, то в виде пятилетней девочки с лукавым и развратным взглядом и, наконец, в качестве лежащей в гробу утопленницы с мокрыми волосами, им же загубленной.
Очень важны для фантастического реализма Достоевского сны и видения героев, зачастую трудно отделимые от реальности, они, как будто приоткрывают дверь в другой мир. Ключевые, на мой взгляд, слова произносит именно Свидригайлов: "приведения, - говорит он, - это клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку их, разумеется, незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну, а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем соприкосновений с другим миром больше, так что, когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир". Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 309
Очень важно отметить роль символов в творчестве Достоевского, которые являются неотъемлемой частью его реализма. Бытовые детали не так часты у Достоевского и служат они не для достоверности описываемых реалий, а несут особую смысловую нагрузку. Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования, он до конца очеловечен, одухотворен. "Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек есть ландшафт его души" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 363.
Комната Раскольникова - гроб, "желтая каморка", символизирует бесовское, завистливое отъединение; квартира старухи - опрятная сеть паука; комната Сони - уродливый сарай. Изуродованная Сонина судьба символизирована нежилой комнатой с уродливыми углами. Таким образом, Раскольников, отъединившийся от мира, живет в тесном гробу. Соня, наоборот обращенная к миру - в комнате с тремя окнами.
По всему тексту рассыпаны мельчайшие детали, имеющие свое особое символическое значение. Очень важна для Достоевского символика чисел. С.В. Белов отмечает символическое значения числа 4 (Квартира жертвы находится на 4 этаже, Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырехэтажный дом, комната Мармеладова находится на 4 этаже, полицейская контора находится на 4 этаже и Раскольников направляется к 4 комнате; после преступления Раскольников 4 дня находится в бреду, в истории о воскрешении Лазаря, он был мертв 4 дня, история эта посвящена в 4 евангелие, Раскольников видит 4 сна). Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1984. с. 51 Символика чисел Достоевского восходит к фольклорной и библейской числовой символике, в связи с этим значительное место в романе отводится числам "3", "7", "11". Число три очень часто встречается в романе (Марфа Петровна оставила Дуне 3 тысячи рублей, Соня дает Мармеладову 30 копеек, Катерине Ивановне 30 целковых, Марфа Петровна за 30 тысяч Серебреников выкупила Свидригайлова, Свидригайлов предлагал Дуне 30 тысяч, Раскольников 3 раза позвонил в колокольчик, 3 раза ударил ее по голове, 3 раза встречается Раскольников с Порфирием Петровичем, в трех шагах стреляет Дуня, 3 билета вручает Соне Свидригайлов, 3 часа дожидается Разумихин Раскольникова, 3 раза являлась Марфа Петровна Свидригайлову и т.д.). Также не случайно частое употребление цифры "7". Сам роман состоит из 7 частей (6 частей и эпилог), первые две главы состоят из 7 глав каждая, роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера, цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 считается числом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 "истинно святым числом", так как число 7 - это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство и числа 4, числа мирового порядка. Таким образом, само число 7 является символом "союза" Бога с человеком. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1984. с. 98
Кроме символики числа следует сказать о символике цвета в "Преступлении и наказании". Как отметил С.М. Соловьев, роман имеет фантастически желтый фон. Желтый цвет сам по себе создает, вызывает, дополняет атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Сам грязно - желтый, уныло - желтый, болезненно - желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психологической неустойчивости, общей подавленности. Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979. с. 439
Таким образом, рассмотрев "Преступление и наказание" с точки зрения "особого реализма" Достоевского, мы можем с уверенностью сказать, что этот роман полностью подходит под определение фантастического реализма, приведенное выше. В романе мы выделили почти все основные особенности данного направления. Это и основополагающая роль фантастической идеи в судьбе героя, и образность и символичность многих деталей, и, мастерски созданная автором атмосфера полусна - полуяви, болезненное состояние героя, и множество переплетающихся сюжетных линий и т.д.
Многие реалисты XIX века ставили перед собой задачу создать образ положительного героя, который органически сочетал бы в себе реальное, жизненное и высокое, идеальное, нравственное начало. Осуществлением мечты Достоевского: создать образ индивидуализированного, живого и вместе с тем "положительно прекрасного" человека - явился роман "Идиот".
В романе параллельно развиваются два плана повествования. Первый - социально - бытовой: в центре - два генеральских семейства - Иволгиных и Епанчиных, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Изображая эти семейства, "Достоевский показывает те процессы социальной и моральной деградации, роста буржуазного богатства одних и обнищания других, разрушение "благообразия" дворянской семьи" Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М. - Л. 1964. с. 225. Параллельно с ним существует и религиозный план, центром которого является князь Мышкин.
С первых страниц князь выступает перед читателем как лицо, противостоящее другим героем романа. Он сочетает в себе наивность и высочайшую внутреннюю гармоничность. Идеальным прообразом такой гармонической личности Достоевский, по собственному признанию, считал Христа. Разрабатывая образ своего героя, Достоевский стремился воплотить в нем некоторые из черт того идеала гармонической, человеческой личности, выражением которого, по его мнению, был Христос. Желая создать образ "нормального" идеального человека, Достоевский изолирует его от влияния общества, перенося князя в годы формирования его характера в Швейцарию, в обстановку полудикой, нетронутой природы, приобщая его к жизни детей и крестьян.
Страдания, пережитые Мышкиным, который остался в детстве сиротой, слабоумным, заброшенным ребенком, по мысли Достоевского, отдалили его от дворянской среды и тем самым обострили его чуткость к чужому страданию. Его способность понимать муки других людей и сострадать им. Эта отзывчивость Мышкина, его способность чутко реагировать на горе каждого человека, его бескорыстное, братское отношение ко всем людям - независимо от сословных и имущественных различий - составляет самую сильную и привлекательную сторону образа, созданного Достоевским, его очарование.
"Двуплановость" действия романа подчеркивается тем, что важнейшие события его Достоевский показывает как бы в двойном восприятии. Например, восприятие красоты Настасьи Филипповны князем резко противопоставлено в романе восприятию ее окружающими. Так, генеральша Епанчина рассматривает портрет с "оттенком пренебрежения" и вскользь замечает, что она "хороша, очень даже" Достоевский Ф. М. Идиот. Новосибирск. 1980. с. 81, а ее дочери видят в нем выражение уверенности в себе, властной красоты: "Такая красота - сила, с этакою красотой можно мир перевернуть!" Там же.с.82 Князь же в лице Настасьи Филипповны читает "гордость и презрение, почти ненависть, … и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительное и простодушное" Там же.с.81. "В этом лице… страдания много…", - говорит князь, лишь взглянув на ее портрет. Только он видит в этой женщине прекрасного человека, наделенного огромными душевными богатствами, вместе с тем униженного, поруганного и страдающего от своей собственной низости: "О, не позорьте ее, не бросайте камня. Она слишком замучила самое себя сознанием своего незаслуженного позора!" Там же.с. 383, в то время как остальные герои романа считают ее падшей женщиной, "бессовестной" и недостойной. В семье Иволгиных и слышать не хотят о ее помолвке с Ганей. Генерал заявляет: "Эту женщину введут в дом, где моя дочь и где моя жена! Но покамест я живу, она не войдет! Я лягу на пороге, и пусть перешагнет через меня!" Там же.с. 97, Варя называет ее бесстыжей. Все они воспринимают ее слова и поступки через призму обыденных норм общества и принимают их за проявление раздраженного и болезненного самолюбия, но истинный трагический смысл переживаний Настасьи Филипповны, ее внутренние страдания и душевная раздвоенность во время посещения Иволгиных понятны только Мышкину.
Также "двупланово" и знакомство князя с Рогожиным, которое одновременно является бытовым эпизодом и завязкой будущего трагического столкновения между двумя названными братьями, братство и вражда которых символизируют отношения между людьми в том обществе, которое изображает Достоевский.
В вагоне случайные спутники - Рогожин и Лебедев - смеются над "юродивым", он не понимает насмешек и смеется вместе с ними. Епанчин гонит его, князь нисколько не обижается и собирается уходить; Аглая и Аделаида называют его ослом, он только весело смеется вместе с ними. Когда его оскорбляют, он всегда винит себя и оправдывает обидчика. Когда Ганя дает ему пощечину, он закрывает лицо руками и говорит: "О, как вы будете стыдиться своего поступка" Достоевский Ф. М. Идиот. Новосибирск. 1980. с.119. С бесконечным смирением выносит князь деспотическое высокомерие Аглаи; на ревность и ненависть Рогожина отвечает братской любовью; обезумевшую гордость Настасьи Филипповны укрощает состраданием. Все поклоняются деньгам, он приезжает с узелком и без гроша в кармане, а, получив наследство, раздает деньги врагам и обидчикам. Таким образом, восприятие мира Львом Николаевичем противоречат здравому, с точки зрения общества, смыслу.
Так, рассказав о таких драматических событиях романа, как уход Настасьи Филипповны от Тоцкого, ее бегство из-под венца или о поступках Аглаи и Ипполита, которые наиболее ярко отражают их глубокое смятение, силу обуревающих их трагических страстей, Достоевский с глубокой иронией сообщает о том, как эти события преломились в обывательских слухах и сплетнях.
фантастический реализм достоевский творчество
Наверное, наиболее символичной является сцена убийства Настасьи Филипповны, она также как и другие драматические и трагические сцены в романе реализуется в двух планах социально-бытовом и религиозном. С точки зрения обыденной жизни - это просто убийство из ревности, в порыве страсти, нежелание уступить сопернику. В религиозном же контексте, Настасья Филипповна Барашкова - только невинная жертва, которую приносит Рогожин. Уже фамилия героини намекает нам на ее роль в романе.
С одной стороны, судя по ее положению в обществе, репутации наложницы Тоцкого, развратной и падшей женщины, трудно говорить о ее невинности и чистоте, однако князь говорит ей: "Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много. " Достоевский Ф. М. Идиот. Новосибирск. 1980. с.167, именно князь, являющийся прообразом самого Христа, несущий основную идею романа, называет эту женщину "чистой", главное для него, что ее душа чиста, она раскаялась, она страдала, а через страдание приходит и очищение.
Рогожин в романе - главный бес, он идет не только против моральных законов, но и против религиозных заповедей. Его ревность, ненависть, его бунт противостоят христианскому смирению Мышкина.
Князь, как уже было сказано выше, резко противопоставлен всем остальным героям романа. Он, приехав в Россию, вступает в какой - то темный мир, чуждый и непонятный ему. Но он не борется со злыми силами, не судит и не обличает, но само его появление вызывает трагический конфликт. "Одна личность противопоставлена всему миру; на этом контрасте основано динамическое построение романа. Внутренний закон личности оказывается прямо противоположным закону темного мира. " Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 403 Таким образом, в царство человеческой алчности, гордыни, ненависти и чувственности приходит человек, жаждущий отдать свою душу за ближнего, лишенный не только себялюбия, но чувства собственного достоинства, бескорыстный, смиренный, сострадательный и целомудренный.
Таким образом, князь, будучи сверхчеловеком, прообразом Христа, единственным чутким и проницательным человеком, воспринимается обществом как простачек, "юродивый", которого все в лицо могут называть "идиотом" или "ослом".
В этом произведении Достоевский создает две, параллельно развивающиеся действительности, одна из которых - окружающая, внешняя реальность, вторая - символическое восприятие этой реальности князем Мышкиным. Такое двоякое восприятие действительности - одна из основных черт фантастического реализма Достоевского.
Сюжетное время в романах Достоевского не выверено «по календарю», как у Пушкина. Оно ускоряется или замедляется произвольно.
Фантастична и действительность, которую изображает автор. Реальность часто сближается со сновидениями.
Сам Достоевский отмечал: «У меня свой особенный взгляд на действительность, и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным для меня иногда составляет саму сущность действительности».
Вопрос о том, какого творческого метода придерживался Ф.М. Достоевский, до сих пор остается неразрешенным. Современная Достоевскому критика исключала его из сферы реализма, отказывая ему в художественности и даже в психологизме: автор "не умеет поймать и обрисовать душу персонажа в ее объективных проявлениях" Марков Е. Критические беседы //Русская Речь, 1879, №12.с. 269. Кроме того, исследователи, в том числе Н. Страхов, отмечали отсутствие предметных деталей, характерных для реалистического метода. Они сопоставляли романы Достоевского с русской и западноевропейской прозой. Романы О. Бальзака, Г. Флобера, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого были насыщены бытом, их герои были узнаваемы, "вживлены" в реальное течение жизни, в то время как у Достоевского детали единичны, и служат они не столько оживлению картины и персонажа, сколько чему - то другому, выступая как самостоятельный смысловой элемент, значимый для всей художественной целостности произведения (топор Раскольникова или нож с оленьими черенками в "Идиоте"), или усиливающий эмоциональный тон эпизода (косыночка и чулки Катерины Ивановны, которые пропил Мармеладов).
В связи с этим, они утверждали, что Достоевский не кто иной, как романтик (или отчасти романтик), аргументируя это тем, что действие в его произведениях не развивается медленно и спокойно, в отличие от романов Тургенева и Толстого, а "совершается лихорадочно, зигзагообразно… неожиданно для персонажей" Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л, 1964. с. 126, тем, что центральные образы романа и их поступки долгое время остаются загадкой для читателя, и, наконец, тем, что на центральное место выдвигаются "фантастические", "роковые" страсти и преступления, что очень характерно для романистов - романтиков. Достоевский комментировал подобные высказывания следующим образом: "Совершенно иные я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм реальнее ихнего. Господи! Порассказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, - да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм! <…>Ихним реализмом сотой доли реальных, случившихся фактов не объяснишь. А мы нашим идеализмом пророчили даже факты. Случалось!" Письмо А.Н. Майкову из Флоренции , 11/23 декабря 1868 года, А. 28(II).с. 329 Так или иначе, но большинство литературоведов все - таки относило творчество Достоевского к реалистическому методу, хотя и отмечая "особость" его реализма. Для определения своеобразия творчества писателя исследователи даже вводили новую терминологию: "идеал - реализм" (Вячеслав Иванов), "Экспериментальный" или "опытный реализм" (Д.Н. Овсянико - Куликовский) и, наконец, "фантастический реализм". В нашей работе мы будем использовать именно этот термин.
Вопрос о значении и объеме этого понятия на сегодняшний день является дискуссионным в научной литературе. Ни один исследователь не может дать четкого, полного определения этого понятия. Сложившаяся ситуация во многом объясняется противоречивостью самого термина. В нем самом заложена антитеза. Если обратиться к словарям Ожегова, Даля, Литературному Энциклопедическому словарю, Большому энциклопедическому словарю, можно заметить, что при объяснении слова "фантастический" используют такие определения, как "нереальный", "ирреальный" или "сверхъестественный". Отсюда следует, что значение слова "фантастический" в данном употреблении имеет здесь совершенно особое, индивидуальное значение. Видимо, именно это несоответствие и вызвало столь разные толкования термина фантастический реализм в критической и исследовательской литературе. Разговор о различных взглядах на эту проблему следовало бы начать со слов самого Ф.М. Достоевского: "У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и что большинство называют почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного <…> неужели фантастичный мой "Идиот" не есть действительность, да еще самая обыденная!" Письмо Н. Н. Страхову из Флоренции , 26 февраля/10 марта 1869 года, А. 29(I).с. 19.Ф.М. Достоевский отрицает фантастичность своего реализма - в Дневнике писателя (1873 год, "Нечто о вранье") он пишет: "В России истина почти всегда имеет характер вполне фантастический". Именно эту мысль развивает Малкольм Джоунс в своей книге "Достоевский после Бахтина". Он пишет о том, что иногда сущность реального надлежит искать в фантастическом и исключительном: "В России фантастическое зачастую вообще не исключение (в смысле редкости), а обычное явление. Как только люди отрываются от своих родных традиций (почвы), они становятся более фантастичными, и глубины человеческой души разглядеть становится легче" Достоевский Ф. М. Нечто о вранье // Дневник писателя 1873, 15. А. 21.с. 119. Исследуя фантастический реализм Достоевского, Джоунс выделяет несколько ключевых особенностей, свойственных данному направлению. Автор отмечает, во - первых, близость фантастического реализма Достоевского к эспрессивизму это заключается в том, что сущность каждого организма, по мнению Достоевского, лежит глубоко в бессознательной духовой жизни, и в том, что автор смотрит на чувства, как на форму осознавания; во-вторых, характерные для романов Достоевского ненормальные, экстремальные, романтико - мелодраматческие ситуации, особое место снов и видений героев, которые зачастую и открывают доступ к реальности. Частое "балансирование" персонажей на грани жизни и смерти, особое положение рассказчика, дезориентирующего читателя, сбивающего его с толку, состояние душевного помрачения, эмоциональных импульсов отдельной личности, - все это характеризует особенности творческого метода писателя.
В.Г. Одиноков приводит очень четкое и лаконичное определение фантастического реализма: соединение двух миров (материального, мелочного, случайного и мира духовного, вечного) создает новое эстетическое "качество", которое в плане художественного метода можно назвать "реализмом в высшем смысле" или "фантастическим реализмом", сочетающим реальное и идеальное и создающем третью "ненаблюдаемую действительность" Одиноков В. Г. Русские писатели XIX века и духовная культура. Новосибирск, 2003. с. 166, в художественной атмосфере которой и воплощается идея вечности. Так, Достоевский с топографической точностью воссоздает реалии города, где живут и страдают его герои; приехав в Петербург, можно увидеть дома, где жили Раскольников, старуха - процентщица и семейство Мармеладовых, мосты и площади, описанные в романе, и убедиться, что достоверность деталей - предельна. Но в то же время автор создает странную, почти невероятную атмосферу "полусна - полуяви", в которую читатель погружается вслед за героем. И герой, и читатель теряют ощущение реальности, ее границ. Мир, изображенный в романе, существует в воспаленном сознании человека, почти оторвавшегося от земли. Таким образом, перед нами предстает крайне субъективная картина, пропущенная через угнетенное сознание героя.
Несмотря на то, что Достоевский был величайшим представителем данного направления, он не был его создателем. К. Мочульский отмечает: "Нельзя отрицать, что вся великая русская литература вышла из-под плаща - из-под "Шинели" Гоголя. Без Гоголя, быть может, было бы равновесие, антология, благополучие: бесконечно длящийся Майков, а за ним бесплодие; после Гоголя "полное неблагополучие", мировой размах и мировая слава" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с.37. В "мистическом реализме" Гоголя - основа его мировоззрения. Оно несколько сродни средневековью: "несчастное человеческое сознание, повисшее между двумя безднами - бездной мира, владеемого дьяволом, и бездной души, растленной осознанными и неосознанными грехами. Внизу - пламя ада, вверху - неподкупный Судия" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 31. Постоянно повторяются в письмах и произведениях Гоголя мотив Бога и Дьявола. Например, в письме к Языкову Гоголь пишет, что на болезнь нужно смотреть как на сражение с Дьяволом, мотив добра и зла: "Во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке… Если бы… они открылись вдруг и разом перед моими глазами… я бы повесился… С тех пор я стал наделять своих героев, сверх их собственных гадостей, моею собственною дрянью… Если бы кто видел те чудовища, которые выходили из-под пера моего… он бы точно содрогнулся" Гоголь Н. В.. Выбранные места из переписки с друзьями. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ». Письмо третье // Собрание сочинений в восьми томах. М., 1984. Том 7. с. 261. Очень часто в его произведениях границы между фантастикой и реальностью стираются, создавая тем самым вторую, параллельную действительность, сосуществующую с той, которую мы привыкли видеть ("Шинель", "Нос", "Портрет"). Вся внутренняя борьба, внутренние противоречия Гоголя нашли непосредственное отражение в его произведениях, особенно, в главном его романе "Мертвые души". И в завершение, хотелось бы привести слова К. Мочульского, характеризующие вклад Н.В. Гоголя в русскую литературу: "Своим кликушеством, своим юродством, своим "священным безумием" он разбил гармонию классицизма, нарушил эстетическое равновесие, чудом достигнутое Пушкиным, все смешал, все спутал, замутил; подхватил вихрем русскую литературу и помчал ее к неведомым далям. Непрочным оказался русский космос; хаос, скованный пушкинской плеядой, снова воцарился. После надрывного "душевного вопля" Гоголя в русской литературе стали уже невозможны "звуки сладкие и молитвы" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 37
Таким образом, мы рассмотрели истоки реализма Достоевского, освещение данной проблемы в критике и определились с объемом понятия "фантастический реализм". Следующая часть нашей работы будет посвящена анализу романов Достоевского с целью доказать и продемонстрировать на конкретных примерах все перечисленные выше особенности.
Как было сказано выше, Ф.М. Достоевский был один из первых создателей такого направления, как фантастический реализм, его опыт во многом послужил примером для реалистов XX века. Особенность его реализма заключается в том, что писатель создает в своих произведениях новую, "ненаблюдаемую", своего рода абсурдную, существующую по своим законам действительность, чтобы оттенить и наиболее правдиво изобразить реальность на ее фоне. Достоевский достигает этого при помощи деталей, более свойственных фантастической литературе. Это и нарушение естественных пропорций и форм изображаемых объектов, и невероятные сюжетные конструкции, множество переплетающихся линий повествования, и особая роль образов и символов в произведении, и нарушение реальных связей и закономерностей, гротесковость ситуаций и характеров. Наиболее устойчивым приемом, позволяющим утратить границы фантастического и реального, являются сны, слухи, галлюцинации, сумасшествие героев. Кроме того, огромную роль в реализме Достоевского играет "идея" и ее влияние на судьбу героев.
Конечно, фантастический реализм в творчестве Достоевского сформировался не сразу. Еще в сороковые годы он придерживался традиции натуральной школы, поэтому более ранние его произведения, такие как "Бедные люди", "Неточка Незванова", "Двойник" отличаются большей конкретностью, приземленностью и даже натуралистичностью. Позже, время проведенное в крепости, на каторге заставило Достоевского пересмотреть свои взгляды, именно там зарождались многие идеи, воплотившиеся позднее в его творчестве. "Преступление и наказание" стало своего рода переломным моментом в творческом пути писателя. Это новая ступень, ознаменовавшая отход Достоевского от традиций натуральной школы и переход к новому методу фантастического реализма. В этой книге писатель изображает повседневную, будничную жизнь буржуазного города, которая рождает не только материальную нищету и бесправие, но и "сеет" в мозгу героев романа различного рода "фантастические" идеи и идеологические иллюзии, не менее гнетущие, давящие и кошмарные, чем внешняя сторона жизни столицы. Внимание Достоевского к этой, более сложной, "фантастической" стороне жизни большого города позволило ему соединить в "Преступлении и наказании" и в последующих его романах скупые и точные картины повседневной, "прозаической", будничной действительности с таким глубоким ощущением ее социального трагизма, такой философской масштабностью образов и силой проникновения в души героев. Очень подробно воссоздает автор реалии Петербурга и его влияние на героя романа Родиона Раскольникова: "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека <…>. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что он <…> менее всего совестился своих лохмотьев" Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 40. Для Достоевского очень важны такие мельчайшие, почти натуралистические детали, ведь именно атмосфере душного, пропитого, кабака, комнаты, напоминающей гроб, грязных, вонючих улиц Петербурга и формируется в голове Раскольникова (необыкновенно доброго, любящего сына и брата, способного отдать последние деньги семье едва знакомого человека и принять самое живое участие в судьбе случайно встретившейся девушки) совершенно чудовищная, антигуманистическая и почти "фантастическая" идея. "Преступление, отвратительное и низкое имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы. Кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное и лихорадочное его дыхание проникли в мозг нищего студента. Пьянство, нищета, порок, ненависть, злоба, разврат - все темное дно Петербурга ведут убийцу в дом жертвы". Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 362 Создается впечатление, что Раскольников оказался в тупике, везде его окружают омерзительные картины столичной жизни. Обстановка преступления, квартал и дом, в котором живет процентщица, вызывает в герое не меньшее "омерзение", чем его "безобразная мечта". Он идет делать пробу по душным и грязным улицам Петербурга, подходит к дому старухи, одной стеной выходящему на канаву: "Он стоял весь в мелких квартирах и засален был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. " Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 42. После "пробы" Раскольников восклицает: "О Боже! Как все это отвратительно". Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 45 Его охватывает чувство бесконечного отвращения и тоски. Сенная площадь со своими девицами и пьяницами и идея преступления - два образа одного душевного состояния. Другой пример "воплощения духа и одуховления материи" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 362 - это описание комнаты Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть - чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот - вот стукнешься головой о потолок. " Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 63 Автор сравнивает эту комнату со шкафом, сундуком и гробом. Такова материальная оболочка "идеи" Раскольникова.
Другая важная особенность фантастического реализма Достоевского - это смещение границ реального и фантастического, невозможность порой отделения действительности от "сновидений, фантазий, состояния полудремы, писем, статей, книг, теорий, истинных, ложных и искаженных утверждений, Священного Писания, конфликтующих и диссонирующих голосов других, всех отголосков…". Джоунс М. Достоевский после Бахтина. Санкт Петербург. 1998. с. 102 В "Преступлении" и наказании очень важная роль отведена снам, видениям, болезненным галлюцинациям героев. Первый сон, об избиении старой клячи, видит Раскольников накануне убийства В этом сне сосредоточено все сострадание героя, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет лошадь по глазам оглоблей, добивает ее ломом. Герой видит себя ребенком: "Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут… с криком пробивается он сквозь толпу к Савраске, охватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы". Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 93 Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Он осознает, что будет убивать, как Миколка… потечет липкая, теплая кровь. После этого сна Раскольников отрекается от своего замысла: "Господи! Ведь я же все равно не решусь. Господи, покажи мне путь мой, а я отрекусь от этой проклятой… мечты моей". Там же. с. 94 Все же остальные сны и видения героя так тесно и неразрывно переплетены с реальностью, что ни сам герой, ни читатель до последнего момента не знают, происходит ли это на самом деле или же рождается в воспаленном мозгу Раскольникова. С момента пробы герой был не в себе, был болен, всюду преследовали его кошмары и подозрения. Страхи его стали принимать формы необыкновенные. Наутро после убийства Раскольников "очнулся в полные сумерки от ужасного крику… В ужасе приподнялся он и сел на своей постели, каждое мгновение замирая и мучаясь. Но драки, вопли и ругательства становились все сильнее и сильнее <…> Но нет, он слишком ясно слышит!. Но, стало быть и к нему сейчас придут, если так, "потому что … верно все это из того же… из-за вчерашнего… Господи!" Он хотел запереться на ключ, да рука не поднялась…" Там же. с. 145, только по удивленной реакции Настасьи Раскольников понимает, что все это было только страшным сном или плодом его воображения. Панический страх, болезнь, разочарование в себе - все это привело его к душевному кризису, завершившемуся страшным сном. Это состояние Раскольникова воспринимается как чудовищная, фантастическая реальность: "Он забылся, странным показалось ему, что он не помнит, как он очутился на улице" Там же. с. 298 и только, когда ситуация принимает самый невероятный оборот, читатель понимает, что это был только сон: "он хотел вскрикнуть и - проснулся". Там же. с. 299 Раскольникову снится, что он ударяет старуху топором по темени, а она наклоняет голову и "заливается тихим, неслышным смехом" Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 299. Жертва смеется над убийцей: она жива. Он ударяет ее вновь и вновь, но она только сильнее смеется. "Ее нельзя убить: она - бессмертна. Еще так Раскольников недавно прощался с ней навсегда: "Довольно, матушка, пора и на покой!", и вот все люди вокруг него, как мертвецы, а мертвая - жива. От живых он себя отрезал <…>, а с ней ему не расстаться: навеки соединены… кровью" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 370. Он просыпается от страшного сна: перед ним стоит Свидригайлов. "Неужели это продолжение сна?", - думает Раскольников, увидев гостя. Свидригайлов - тот же Раскольников, но уже избавленный от всех предрассудков. Он воплощает одну из возможностей судьбы героя. "Мы одного поля ягоды" Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 310, - говорит он Раскольникову. Они идут по одному пути, но Свидригайлов свободнее и смелее, он доходит до конца. Он сладострастник; на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки. "Свидригайдов поставлен рядом с Раскольниковым как его темный двойник; он порожден кошмаром героя, выходит из его сна. Герой спрашивает Разумихина: "Ты его точно видел - ясно видел? Гм… то-то. А то знаешь, мне подумалось, мне все кажется, что это, может быть, и фантазия". Так же и Иван Карамазов после кошмара спрашивает Алешу, видел ли он его посетителя. Свидригайлов - "черт" Раскольникова" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 370. Этот герой идет дальше всех: он переступает через чужие жизни, он переступает и через собственную жизнь, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого торжества идеи, в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. "Арифметика", согласно которой можно убить одну вредную старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается опытами Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех героев романа, но, во - первых, все добро, совершенное им никак не может оправдать преступлений минувшего, а, во - вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сливаются в единую непрерывную галлюцинацию. Уже в первое посещение Свидригайлов рассказывает Раскольникову о том, что к нему являются покойная жена и его дворовый человек Филька. Последняя же ночь в жизни Свидригайлова была кошмарна и мучительна. "Кошмар во всю ночь" Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 522, - подумал он, проснувшись. В эту ночь, после окончательного отказа Дуни, которая была последней его надеждой на духовное возрождение, совесть его окончательно вырвалась наружу. Она преследовала его то в виде назойливой мыши, от которой никак нельзя избавиться, то в виде пятилетней девочки с лукавым и развратным взглядом и, наконец, в качестве лежащей в гробу утопленницы с мокрыми волосами, им же загубленной.
Очень важны для фантастического реализма Достоевского сны и видения героев, зачастую трудно отделимые от реальности, они, как будто приоткрывают дверь в другой мир. Ключевые, на мой взгляд, слова произносит именно Свидригайлов: "приведения, - говорит он, - это клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку их, разумеется, незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну, а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем соприкосновений с другим миром больше, так что, когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир". Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1973. с. 309
Очень важно отметить роль символов в творчестве Достоевского, которые являются неотъемлемой частью его реализма. Бытовые детали не так часты у Достоевского и служат они не для достоверности описываемых реалий, а несут особую смысловую нагрузку. Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования, он до конца очеловечен, одухотворен. "Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек есть ландшафт его души" Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 363.
Комната Раскольникова - гроб, "желтая каморка", символизирует бесовское, завистливое отъединение; квартира старухи - опрятная сеть паука; комната Сони - уродливый сарай. Изуродованная Сонина судьба символизирована нежилой комнатой с уродливыми углами. Таким образом, Раскольников, отъединившийся от мира, живет в тесном гробу. Соня, наоборот обращенная к миру - в комнате с тремя окнами.
По всему тексту рассыпаны мельчайшие детали, имеющие свое особое символическое значение. Очень важна для Достоевского символика чисел. С.В. Белов отмечает символическое значения числа 4 (Квартира жертвы находится на 4 этаже, Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырехэтажный дом, комната Мармеладова находится на 4 этаже, полицейская контора находится на 4 этаже и Раскольников направляется к 4 комнате; после преступления Раскольников 4 дня находится в бреду, в истории о воскрешении Лазаря, он был мертв 4 дня, история эта посвящена в 4 евангелие, Раскольников видит 4 сна). Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1984. с. 51 Символика чисел Достоевского восходит к фольклорной и библейской числовой символике, в связи с этим значительное место в романе отводится числам "3", "7", "11". Число три очень часто встречается в романе (Марфа Петровна оставила Дуне 3 тысячи рублей, Соня дает Мармеладову 30 копеек, Катерине Ивановне 30 целковых, Марфа Петровна за 30 тысяч Серебреников выкупила Свидригайлова, Свидригайлов предлагал Дуне 30 тысяч, Раскольников 3 раза позвонил в колокольчик, 3 раза ударил ее по голове, 3 раза встречается Раскольников с Порфирием Петровичем, в трех шагах стреляет Дуня, 3 билета вручает Соне Свидригайлов, 3 часа дожидается Разумихин Раскольникова, 3 раза являлась Марфа Петровна Свидригайлову и т.д.). Также не случайно частое употребление цифры "7". Сам роман состоит из 7 частей (6 частей и эпилог), первые две главы состоят из 7 глав каждая, роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера, цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 считается числом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 "истинно святым числом", так как число 7 - это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство и числа 4, числа мирового порядка. Таким образом, само число 7 является символом "союза" Бога с человеком. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1984. с. 98
Кроме символики числа следует сказать о символике цвета в "Преступлении и наказании". Как отметил С.М. Соловьев, роман имеет фантастически желтый фон. Желтый цвет сам по себе создает, вызывает, дополняет атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Сам грязно - желтый, уныло - желтый, болезненно - желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психологической неустойчивости, общей подавленности. Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979. с. 439
Таким образом, рассмотрев "Преступление и наказание" с точки зрения "особого реализма" Достоевского, мы можем с уверенностью сказать, что этот роман полностью подходит под определение фантастического реализма, приведенное выше. В романе мы выделили почти все основные особенности данного направления. Это и основополагающая роль фантастической идеи в судьбе героя, и образность и символичность многих деталей, и, мастерски созданная автором атмосфера полусна - полуяви, болезненное состояние героя, и множество переплетающихся сюжетных линий и т.д.
Многие реалисты XIX века ставили перед собой задачу создать образ положительного героя, который органически сочетал бы в себе реальное, жизненное и высокое, идеальное, нравственное начало. Осуществлением мечты Достоевского: создать образ индивидуализированного, живого и вместе с тем "положительно прекрасного" человека - явился роман "Идиот".
В романе параллельно развиваются два плана повествования. Первый - социально - бытовой: в центре - два генеральских семейства - Иволгиных и Епанчиных, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Изображая эти семейства, "Достоевский показывает те процессы социальной и моральной деградации, роста буржуазного богатства одних и обнищания других, разрушение "благообразия" дворянской семьи" Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М. - Л. 1964. с. 225. Параллельно с ним существует и религиозный план, центром которого является князь Мышкин.
С первых страниц князь выступает перед читателем как лицо, противостоящее другим героем романа. Он сочетает в себе наивность и высочайшую внутреннюю гармоничность. Идеальным прообразом такой гармонической личности Достоевский, по собственному признанию, считал Христа. Разрабатывая образ своего героя, Достоевский стремился воплотить в нем некоторые из черт того идеала гармонической, человеческой личности, выражением которого, по его мнению, был Христос. Желая создать образ "нормального" идеального человека, Достоевский изолирует его от влияния общества, перенося князя в годы формирования его характера в Швейцарию, в обстановку полудикой, нетронутой природы, приобщая его к жизни детей и крестьян.
Страдания, пережитые Мышкиным, который остался в детстве сиротой, слабоумным, заброшенным ребенком, по мысли Достоевского, отдалили его от дворянской среды и тем самым обострили его чуткость к чужому страданию. Его способность понимать муки других людей и сострадать им. Эта отзывчивость Мышкина, его способность чутко реагировать на горе каждого человека, его бескорыстное, братское отношение ко всем людям - независимо от сословных и имущественных различий - составляет самую сильную и привлекательную сторону образа, созданного Достоевским, его очарование.
"Двуплановость" действия романа подчеркивается тем, что важнейшие события его Достоевский показывает как бы в двойном восприятии. Например, восприятие красоты Настасьи Филипповны князем резко противопоставлено в романе восприятию ее окружающими. Так, генеральша Епанчина рассматривает портрет с "оттенком пренебрежения" и вскользь замечает, что она "хороша, очень даже" Достоевский Ф. М. Идиот. Новосибирск. 1980. с. 81, а ее дочери видят в нем выражение уверенности в себе, властной красоты: "Такая красота - сила, с этакою красотой можно мир перевернуть!" Там же.с.82 Князь же в лице Настасьи Филипповны читает "гордость и презрение, почти ненависть, … и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительное и простодушное" Там же.с.81. "В этом лице… страдания много…", - говорит князь, лишь взглянув на ее портрет. Только он видит в этой женщине прекрасного человека, наделенного огромными душевными богатствами, вместе с тем униженного, поруганного и страдающего от своей собственной низости: "О, не позорьте ее, не бросайте камня. Она слишком замучила самое себя сознанием своего незаслуженного позора!" Там же.с. 383, в то время как остальные герои романа считают ее падшей женщиной, "бессовестной" и недостойной. В семье Иволгиных и слышать не хотят о ее помолвке с Ганей. Генерал заявляет: "Эту женщину введут в дом, где моя дочь и где моя жена! Но покамест я живу, она не войдет! Я лягу на пороге, и пусть перешагнет через меня!" Там же.с. 97, Варя называет ее бесстыжей. Все они воспринимают ее слова и поступки через призму обыденных норм общества и принимают их за проявление раздраженного и болезненного самолюбия, но истинный трагический смысл переживаний Настасьи Филипповны, ее внутренние страдания и душевная раздвоенность во время посещения Иволгиных понятны только Мышкину.
Также "двупланово" и знакомство князя с Рогожиным, которое одновременно является бытовым эпизодом и завязкой будущего трагического столкновения между двумя названными братьями, братство и вражда которых символизируют отношения между людьми в том обществе, которое изображает Достоевский.
В вагоне случайные спутники - Рогожин и Лебедев - смеются над "юродивым", он не понимает насмешек и смеется вместе с ними. Епанчин гонит его, князь нисколько не обижается и собирается уходить; Аглая и Аделаида называют его ослом, он только весело смеется вместе с ними. Когда его оскорбляют, он всегда винит себя и оправдывает обидчика. Когда Ганя дает ему пощечину, он закрывает лицо руками и говорит: "О, как вы будете стыдиться своего поступка" Достоевский Ф. М. Идиот. Новосибирск. 1980. с.119. С бесконечным смирением выносит князь деспотическое высокомерие Аглаи; на ревность и ненависть Рогожина отвечает братской любовью; обезумевшую гордость Настасьи Филипповны укрощает состраданием. Все поклоняются деньгам, он приезжает с узелком и без гроша в кармане, а, получив наследство, раздает деньги врагам и обидчикам. Таким образом, восприятие мира Львом Николаевичем противоречат здравому, с точки зрения общества, смыслу.
Так, рассказав о таких драматических событиях романа, как уход Настасьи Филипповны от Тоцкого, ее бегство из-под венца или о поступках Аглаи и Ипполита, которые наиболее ярко отражают их глубокое смятение, силу обуревающих их трагических страстей, Достоевский с глубокой иронией сообщает о том, как эти события преломились в обывательских слухах и сплетнях.
фантастический реализм достоевский творчество
Наверное, наиболее символичной является сцена убийства Настасьи Филипповны, она также как и другие драматические и трагические сцены в романе реализуется в двух планах социально-бытовом и религиозном. С точки зрения обыденной жизни - это просто убийство из ревности, в порыве страсти, нежелание уступить сопернику. В религиозном же контексте, Настасья Филипповна Барашкова - только невинная жертва, которую приносит Рогожин. Уже фамилия героини намекает нам на ее роль в романе.
С одной стороны, судя по ее положению в обществе, репутации наложницы Тоцкого, развратной и падшей женщины, трудно говорить о ее невинности и чистоте, однако князь говорит ей: "Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много. " Достоевский Ф. М. Идиот. Новосибирск. 1980. с.167, именно князь, являющийся прообразом самого Христа, несущий основную идею романа, называет эту женщину "чистой", главное для него, что ее душа чиста, она раскаялась, она страдала, а через страдание приходит и очищение.
Рогожин в романе - главный бес, он идет не только против моральных законов, но и против религиозных заповедей. Его ревность, ненависть, его бунт противостоят христианскому смирению Мышкина.
Князь, как уже было сказано выше, резко противопоставлен всем остальным героям романа. Он, приехав в Россию, вступает в какой - то темный мир, чуждый и непонятный ему. Но он не борется со злыми силами, не судит и не обличает, но само его появление вызывает трагический конфликт. "Одна личность противопоставлена всему миру; на этом контрасте основано динамическое построение романа. Внутренний закон личности оказывается прямо противоположным закону темного мира. " Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. с. 403 Таким образом, в царство человеческой алчности, гордыни, ненависти и чувственности приходит человек, жаждущий отдать свою душу за ближнего, лишенный не только себялюбия, но чувства собственного достоинства, бескорыстный, смиренный, сострадательный и целомудренный.
Таким образом, князь, будучи сверхчеловеком, прообразом Христа, единственным чутким и проницательным человеком, воспринимается обществом как простачек, "юродивый", которого все в лицо могут называть "идиотом" или "ослом".
В этом произведении Достоевский создает две, параллельно развивающиеся действительности, одна из которых - окружающая, внешняя реальность, вторая - символическое восприятие этой реальности князем Мышкиным. Такое двоякое восприятие действительности - одна из основных черт фантастического реализма Достоевского.
@темы: Билеты