читать дальшеУсловно процесс систематизации документов можно разделить на три этапа: 1. Объективная действительность (1 степень) 2. Классификация наук (2 степень) – отражает ОД 3. ИПЯ (3 степень) Классификация наук — многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания, вследствие чего само понятие КН традиционно трактуется как абстрактное. Все науки обычно делятся на три группы: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки. Однако для систематизации материальных объектов (документов) это деление было бы достаточно условно и не всегда оправдано, если бы при работе с ним не использовались ИПЯ. Именно классификация наук определяет порядок расположения отделов в ИПЯ, но при этом ИПЯ имеют свои особенности, которые делают их классификацией не второй (как непосредственно КН), а третьей степени. Особенности ИПЯ, определяющие его функции в качестве классификации третьей степени: 1) Линейность. В отличие от классификации наук, которая имеет разносторонние связи, в ИПЯ устанавливается только одна конкретная линия связи ( каждой науке или дисциплине отводится только одно место). 2) Условность. Линейное расположение отделов приводит к необходимости решать, какая связь науки является наиболее значимой для конкретного документа при конкретных классификационных условиях и требованиях, чтобы проблемы или темы, связанные с несколькими отделами, условно отражались только в одном месте. 3) Комплексность. Документы могут распределятся не только по отраслям знаний, а по ряду других признаков, например, по теме или читательскому назначению ( Военное дело или Детская литература). 4) Зависимость ИПЯ от практического применения (в т. ч. его неотделимость от явлений объективной реальности) При создании ИПЯ учитывается состав фонда, спрос на ту или иную литературу, сложившуюся специализацию научных и практических работников. Соотношение КН и систематизации документов Есть несколько подходов к определению роли КН в процессе систематизации. Первый - это отрицание связи ИПЯ с КН, другой – это необходимость построение ИПЯ на основе КН. В зависимости от целей, предназначенных КН, различают 4 подхода КН: 1) Общефилософский – на основе всеобщих законов развития мира, крупнейшие философы мира старались создать единую систему знаний, связывая между собой отдельные области знаний и давая отдельным наукам общий метод и теорию научного познания. 2) Отраслевой – для каждой науки разрабатывается своя отдельная классификация знаний, позволяющая глубже рассматривать частично-методологические вопросы. 3) Педагогический – классификация наук разрабатывается исходя из потребностей массового образования. Этот подход необходим для установления последовательности изучения различных дисциплин в различных образовательных учреждениях или для самообразования. 4) Научно-отраслевой – необходим, когда КН участвует в построении научных учреждений в той или иной стране, в системе академии наук и в присвоении степеней и званий (в качестве примера можно привести присвоение Нобелевской премии по медицине, физике, литературе и другим отраслям знаний).