ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальше1. ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ
Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родил-
ся 28 марта 1592 г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из
Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия
деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чеш-
ских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и иму-
щественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы,
поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную неза-
висимость.
В 1604 г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия
унесла всю его семью.
Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Страж-
нице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником кото-
рой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие,
была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но брат-
ские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для
практической жизни, и трудовая подготовка.
В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе
Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные да-
рования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестя-
щим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнскийуниверситет, в котором господствовало протестантское направление.
Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и про-
никнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богослов-
ском факультете Герборна Коменскии совершил путешествие в Гол-
ландию.
Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском уни-
верситете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги ру-
копись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был
пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на
родину Коменскии принял на себя руководство школой в Пршерове, не-
сколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедни-
ком в г. Фульнек, где руководил и братской школой.
С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с
большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды,
улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у
него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.
Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период ски-
таний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Ко-
менского один из исследователей его творчества. В этот год протестанты,
стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской
империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в
опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума
унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколь-
ко лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укреп-
ления братской общины.
Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии ста-
новится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Пат-
риоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста
общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.
С 1628 по 1656 г. Коменскии и его община «Чешские братья» нахо-
дили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменскии становится
одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимна-
зии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в
Лешно, и попечение учащейся молодежи.
Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Ма-
теринская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую по-
пулярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.
Коменскии прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Откры-
тая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, ко-
торая произвела настоящий переворот в преподавании языков; в ней
вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших
рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках.Отклик на книгу оказался очень живым, ее сразу стали переводить на
другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга в
XVII и XVIII вв. служила учебником латинского языка почти во всех стра-
нах Европы.
Коменский живет в изгнании в большой нужде. Семья, которую он
вновь создал, нуждается. Но его поддерживает мечта о том, что настанет
время и он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянный покой
и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитание мо-
лодежи. «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, рас-
цветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоу-
строить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они
зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели
стали»х (курсив мой. — АЛ.).
Егце на родине Коменский начал разрабатывать «Дидактику», предна-
значавН1уюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в
трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать
название «Рай чешский».
В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогичес-
кий труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универ-
сальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском
языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.
Он стал обдумывать свою новую идею — создание «Пансофии» (пан-
софия — знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован, сразу посыпались отклики — эта идея энциклопедизма была созвучна
потребностям эпохи, начались обсуждения среди мыслителей Европы; с
Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобре-
нием. Основная, идея пансофии Каменского — воспитание новою высо-
конравственною человека, человека знаний и труда.Каменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и
стремление объединить все течения христианства привлекли к нему вни-
мание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглаше-
ний и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались рево-
люционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране.
По поручению кардинала Ришелье его просили продолжить свою работу
над «Пансофией» во Франции. Коменский решает отправиться в Шве-
цию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им
материальную поддержку.
В 1642 г. он поселяется в Швеции, где ему предложили заняться вопро-
сами преподавания латинского языка и создать его методику. С неохотойКоменский взялся за работу, считая ее второстепенной. Главным делом для
него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установле-
нию мира между народами. Но нужда вынудила приняться за дело.
Материальную поддержку Коменскому и его друзьям оказывал бога-
тый голландский коммерсант. Коменский с семьей поселился в Эльбинге
(на побережье Балтийского моря). За период с 1642 по 1648 г. им был
подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребле-
ния в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой
работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов
и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем:
вначале — пример, а потом правило;
предмет — и параллельно с ним слово;
свободное и осмысленное освоение.
Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось
неосвоенным и новым спустя годы.
В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев», на эту долж-
ность предложили Коменского. В том же году Коменский был избран
епископом общины и возвратился в Лешно.
Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покрови-
тельство и помощь. С согласия общины Коменский принял приглашение.
Он отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в
соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он
хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи пол-
ностью он не смог, все же многое изменил в школе. Обучение в ней велось
по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией.
В ходе реорганизации школьного образования наряду С другими много-
численными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир
чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напе-
чатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был пер-
вый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение сло-
вом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был
переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Ев-
ропы не только как учебник латинского, но и родного языка.
В годы нахождения Коменского в Венгрии им было создано еще около10 оригинальных работ как методических, так и общепедагогических. Он
даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую учени-
ки с удовольствием разыгрывали.
Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось.
Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии.
Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действия. Община
«Чешских братьев» распалась, и Коменский, подобно другим, должен был
спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая частькниг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына свое-
го прежнего богатого покровителя.
С начала 60-х гг. Коменский основное время и силы посвятил разра-
ботке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по
освобождению Чехии. Но и в эти годы он пишет ряд работ, некоторые из
них были опубликованы еще при его жизни.
В Амстердаме ему была предоставлена возможность осуществить не-
которые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покро-
вителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание его работ по
вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». Вновь были напи-
саны и опубликованы два тома пансофических трудов. Был опубликован
ряд работ по вопросам религии, среди них духовное завещание Комен-
ского «Единственно необходимое, а именно знание того, что нужно
людям в жизни, смерти и после смерти». В конце жизни Коменский на-
пишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины,
никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с
ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и по-
хоронен близ Амстердама.
Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родил-
ся 28 марта 1592 г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из
Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия
деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чеш-
ских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и иму-
щественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы,
поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную неза-
висимость.
В 1604 г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия
унесла всю его семью.
Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Страж-
нице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником кото-
рой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие,
была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но брат-
ские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для
практической жизни, и трудовая подготовка.
В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе
Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные да-
рования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестя-
щим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнскийуниверситет, в котором господствовало протестантское направление.
Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и про-
никнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богослов-
ском факультете Герборна Коменскии совершил путешествие в Гол-
ландию.
Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском уни-
верситете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги ру-
копись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был
пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на
родину Коменскии принял на себя руководство школой в Пршерове, не-
сколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедни-
ком в г. Фульнек, где руководил и братской школой.
С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с
большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды,
улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у
него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.
Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период ски-
таний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Ко-
менского один из исследователей его творчества. В этот год протестанты,
стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской
империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в
опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума
унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколь-
ко лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укреп-
ления братской общины.
Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии ста-
новится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Пат-
риоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста
общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.
С 1628 по 1656 г. Коменскии и его община «Чешские братья» нахо-
дили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменскии становится
одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимна-
зии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в
Лешно, и попечение учащейся молодежи.
Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Ма-
теринская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую по-
пулярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.
Коменскии прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Откры-
тая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, ко-
торая произвела настоящий переворот в преподавании языков; в ней
вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших
рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках.Отклик на книгу оказался очень живым, ее сразу стали переводить на
другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга в
XVII и XVIII вв. служила учебником латинского языка почти во всех стра-
нах Европы.
Коменский живет в изгнании в большой нужде. Семья, которую он
вновь создал, нуждается. Но его поддерживает мечта о том, что настанет
время и он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянный покой
и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитание мо-
лодежи. «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, рас-
цветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоу-
строить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они
зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели
стали»х (курсив мой. — АЛ.).
Егце на родине Коменский начал разрабатывать «Дидактику», предна-
значавН1уюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в
трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать
название «Рай чешский».
В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогичес-
кий труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универ-
сальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском
языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.
Он стал обдумывать свою новую идею — создание «Пансофии» (пан-
софия — знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован, сразу посыпались отклики — эта идея энциклопедизма была созвучна
потребностям эпохи, начались обсуждения среди мыслителей Европы; с
Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобре-
нием. Основная, идея пансофии Каменского — воспитание новою высо-
конравственною человека, человека знаний и труда.Каменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и
стремление объединить все течения христианства привлекли к нему вни-
мание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглаше-
ний и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались рево-
люционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране.
По поручению кардинала Ришелье его просили продолжить свою работу
над «Пансофией» во Франции. Коменский решает отправиться в Шве-
цию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им
материальную поддержку.
В 1642 г. он поселяется в Швеции, где ему предложили заняться вопро-
сами преподавания латинского языка и создать его методику. С неохотойКоменский взялся за работу, считая ее второстепенной. Главным делом для
него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установле-
нию мира между народами. Но нужда вынудила приняться за дело.
Материальную поддержку Коменскому и его друзьям оказывал бога-
тый голландский коммерсант. Коменский с семьей поселился в Эльбинге
(на побережье Балтийского моря). За период с 1642 по 1648 г. им был
подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребле-
ния в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой
работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов
и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем:
вначале — пример, а потом правило;
предмет — и параллельно с ним слово;
свободное и осмысленное освоение.
Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось
неосвоенным и новым спустя годы.
В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев», на эту долж-
ность предложили Коменского. В том же году Коменский был избран
епископом общины и возвратился в Лешно.
Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покрови-
тельство и помощь. С согласия общины Коменский принял приглашение.
Он отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в
соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он
хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи пол-
ностью он не смог, все же многое изменил в школе. Обучение в ней велось
по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией.
В ходе реорганизации школьного образования наряду С другими много-
численными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир
чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напе-
чатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был пер-
вый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение сло-
вом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был
переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Ев-
ропы не только как учебник латинского, но и родного языка.
В годы нахождения Коменского в Венгрии им было создано еще около10 оригинальных работ как методических, так и общепедагогических. Он
даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую учени-
ки с удовольствием разыгрывали.
Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось.
Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии.
Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действия. Община
«Чешских братьев» распалась, и Коменский, подобно другим, должен был
спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая частькниг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына свое-
го прежнего богатого покровителя.
С начала 60-х гг. Коменский основное время и силы посвятил разра-
ботке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по
освобождению Чехии. Но и в эти годы он пишет ряд работ, некоторые из
них были опубликованы еще при его жизни.
В Амстердаме ему была предоставлена возможность осуществить не-
которые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покро-
вителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание его работ по
вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». Вновь были напи-
саны и опубликованы два тома пансофических трудов. Был опубликован
ряд работ по вопросам религии, среди них духовное завещание Комен-
ского «Единственно необходимое, а именно знание того, что нужно
людям в жизни, смерти и после смерти». В конце жизни Коменский на-
пишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины,
никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с
ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и по-
хоронен близ Амстердама.
@темы: Билеты