ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальшеПсихолого — педагогические основы самовоспитания. Сущность, виды, мотивы.
Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления к учению, без проявления учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Пра-вильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе го¬воря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся.
Что же такое самовоспитание? «Самовоспитание – это созна¬тельная и планомерная работа над собой, направленная на форми¬рование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития» . Примерно такое же оп¬ределение дает этому понятию А.И. Кочетов. «Самовоспитание, – пишет он, – это сознательное и управляемое личностью саморазви¬тие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» .
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них выра¬батывается способность к самооценке, к осмыслению своих поло¬жительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в под¬ростковый период. Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовос¬питанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные по¬пытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обла¬дающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирова¬ние у учащихся общественных идеалов. Вот почему огромное воспитатель¬ное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельнос¬тью выдающихся ученых, военачальников, писателей, обществен¬ных деятелей.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый уча¬щийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей.
Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности.
Действенным фактором, самовоспитания являются, положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, об¬щественной и художественно-эстетической сферах.
Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на сти¬мулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вы-зывают потребность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника и, чтобы она не угасала, учителям и классным руководителям необходимо обращать специальное внимание на ор-ганизацию самовоспитания.
Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления к учению, без проявления учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Пра-вильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе го¬воря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся.
Что же такое самовоспитание? «Самовоспитание – это созна¬тельная и планомерная работа над собой, направленная на форми¬рование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития» . Примерно такое же оп¬ределение дает этому понятию А.И. Кочетов. «Самовоспитание, – пишет он, – это сознательное и управляемое личностью саморазви¬тие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» .
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них выра¬батывается способность к самооценке, к осмыслению своих поло¬жительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в под¬ростковый период. Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовос¬питанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные по¬пытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обла¬дающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирова¬ние у учащихся общественных идеалов. Вот почему огромное воспитатель¬ное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельнос¬тью выдающихся ученых, военачальников, писателей, обществен¬ных деятелей.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый уча¬щийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей.
Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности.
Действенным фактором, самовоспитания являются, положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, об¬щественной и художественно-эстетической сферах.
Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на сти¬мулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вы-зывают потребность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника и, чтобы она не угасала, учителям и классным руководителям необходимо обращать специальное внимание на ор-ганизацию самовоспитания.
@темы: Билеты