ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
читать дальше14. Семиотика культуры.
Семиотика вызрела в недрах лингвистики. Чарльз Моррвиз «Основы теории знаков».
Чарльз Пирс – ввел термин семиотика.
«Опыт о человеческом разуме» - Локк, высказал идею о том, что может быть отдельная теория знаков. Осуществлял связь с логикой.
Швейцарский лингвист. Фердинант Де Соссюр. (1857 – 1913)
Три положения:
1) Рассматривал слова, как базисные единицы любого естественного языка. Эти базсиные единицы – произвольно выбранные продолжения.
Лингвистический знак объединяет понятия и акустический образ
2) Все знаки языка образуют семиотическую систему. Лингвистика может рассматриваться как часть науки которую соссюр назвал семиология семиотика. Этак наука отмечает природу знаков и знаковых систем. ,Говорить о семиотик культуры – рассматривать в целом культуру, как мега-систему, и явления культуры рассматривать как знаковые системы.
Культура – это мир знаков с помощью которых человеческое общество сохраняется и накапливается социальная информация. С информационно-семиотической точки зрения культура – особая свойственная человеческому обществу надбиологичская форма информационного процесса. Животным дается знаковая система генетически, а человек приобретает их. В таком контексте культура – это коллективный интеллект. Коллективная память. Надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений, текстов.
Метоязык – литература объясняющая знаковую систему.
Типология знаков. Типы знаков и знаковых систем.
Символы не только обозначают, но и стремятся передать смысл. Язык – семиотический базис культуры. Это мета система.
Для семиотических исследований характерно выявление трех уровней исследований: Синтактика (структура сочетания) Семантика (смысл) и Прагматика (отношение между знаковыми системами и теми, кто их использует.
Роман Якобсон. Тартуско-Московская семиотическая школа.
Ю.М. Лотман «Семиосфера».
Вторичные моделирующие системы.
15. Динамика культуры в концепции Шпенглера.
Рождение (мифосимволическая стадия – метафизико-религиозная – цивилизация)- детство – рост – зрелость – увядание – старость – смерть .1000-1200 лет – жизнь культуры. Но культура может быть закончена и насильственно. Шпенглер противопоставляет понятия культура и цивилизация. Для него культура – то, что растет, живет, развивается. Цивилизация – застой, симптом приближающейся смерти. Критика Шпенглера:
1.Сведение многообразии культуры к одному термину. 2.Отсутствие четких определений. 3.Спорность тезиса о непроницаемости культур.
Он считает, что развитие культуры происходит по образцу живого организма. В своем развитии культура проходит стадии детства, юности, зрелости, старости и смерти. На первых этапах происходит собирание сил для будущей деятельности, формирование уникальных особенностей культуры. На стадии зрелости осуществляются заложенные в культуре возможности, идеи. Затем наступает старость, т.е. угасание, и смерть. Это означает, что творческие возможности культуры исчерпаны, она изживает себя. Такова судьба каждой культуры. Ее развитие подчинено жесткому биологическому ритму. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - тысячелетие.
Продолжительность каждой из фаз составляет 200 - 300 лет. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Европа в XX веке, как следует из названия книги, вступила в период своего заката. На смену динамичной культуре пришла статичная цивилизация с омертвелыми государственными формами, скудостью мысли, гибелью высокого искусства.
Семиотика вызрела в недрах лингвистики. Чарльз Моррвиз «Основы теории знаков».
Чарльз Пирс – ввел термин семиотика.
«Опыт о человеческом разуме» - Локк, высказал идею о том, что может быть отдельная теория знаков. Осуществлял связь с логикой.
Швейцарский лингвист. Фердинант Де Соссюр. (1857 – 1913)
Три положения:
1) Рассматривал слова, как базисные единицы любого естественного языка. Эти базсиные единицы – произвольно выбранные продолжения.
Лингвистический знак объединяет понятия и акустический образ
2) Все знаки языка образуют семиотическую систему. Лингвистика может рассматриваться как часть науки которую соссюр назвал семиология семиотика. Этак наука отмечает природу знаков и знаковых систем. ,Говорить о семиотик культуры – рассматривать в целом культуру, как мега-систему, и явления культуры рассматривать как знаковые системы.
Культура – это мир знаков с помощью которых человеческое общество сохраняется и накапливается социальная информация. С информационно-семиотической точки зрения культура – особая свойственная человеческому обществу надбиологичская форма информационного процесса. Животным дается знаковая система генетически, а человек приобретает их. В таком контексте культура – это коллективный интеллект. Коллективная память. Надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений, текстов.
Метоязык – литература объясняющая знаковую систему.
Типология знаков. Типы знаков и знаковых систем.
Символы не только обозначают, но и стремятся передать смысл. Язык – семиотический базис культуры. Это мета система.
Для семиотических исследований характерно выявление трех уровней исследований: Синтактика (структура сочетания) Семантика (смысл) и Прагматика (отношение между знаковыми системами и теми, кто их использует.
Роман Якобсон. Тартуско-Московская семиотическая школа.
Ю.М. Лотман «Семиосфера».
Вторичные моделирующие системы.
15. Динамика культуры в концепции Шпенглера.
Рождение (мифосимволическая стадия – метафизико-религиозная – цивилизация)- детство – рост – зрелость – увядание – старость – смерть .1000-1200 лет – жизнь культуры. Но культура может быть закончена и насильственно. Шпенглер противопоставляет понятия культура и цивилизация. Для него культура – то, что растет, живет, развивается. Цивилизация – застой, симптом приближающейся смерти. Критика Шпенглера:
1.Сведение многообразии культуры к одному термину. 2.Отсутствие четких определений. 3.Спорность тезиса о непроницаемости культур.
Он считает, что развитие культуры происходит по образцу живого организма. В своем развитии культура проходит стадии детства, юности, зрелости, старости и смерти. На первых этапах происходит собирание сил для будущей деятельности, формирование уникальных особенностей культуры. На стадии зрелости осуществляются заложенные в культуре возможности, идеи. Затем наступает старость, т.е. угасание, и смерть. Это означает, что творческие возможности культуры исчерпаны, она изживает себя. Такова судьба каждой культуры. Ее развитие подчинено жесткому биологическому ритму. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - тысячелетие.
Продолжительность каждой из фаз составляет 200 - 300 лет. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Европа в XX веке, как следует из названия книги, вступила в период своего заката. На смену динамичной культуре пришла статичная цивилизация с омертвелыми государственными формами, скудостью мысли, гибелью высокого искусства.