читать дальшеЯзык предметных рубрик - это информационно-поисковый язык, предназначенный для индексации (частей) документов и информационных запросов посредством предметных рубрик. Используется в предметном каталоге, предметных указателях, вспомогательных предметных указателях. ЯПР – это информационно-поисковый язык, предназначенный для аналитико-синтетической переработки информации, искусственно созданный на базе естественного языка, отвечающий требованиям однозначности, и в состав которого входят простые и сложные предметные рубрики.
Требования к ЯПР:
• ЯПР должен быть однозначным. С этой целью выявляют и устраняют синонимию, омонимию, полисемию
• ЯПР должен быть «гостеприимным», то есть должен допускать возможность корректировки и дополнения. Терминов должно быть достаточно для индексирования
• В ЯПР должны быть зафиксированы смысловые отношения между предметными рубриками
• Грамматика ЯПР должна быть простая, и по возможности не допускать исключений
Элементами ЯПР являются простые и сложные предметные рубрики. Простая предметная рубрика состоит из одной лексической единицы, которая называется заголовком. Сложная предметная рубрика состоит из нескольких лексических единиц, расположенных по правилам: заголовок и подзаголовок, один или несколько.
Лексическая единица - смысловое единство (простое и сложное понятия), выраженное одним словом или сочетанием слов, ни одно из которых не может быть отброшено без изменения смысла этого единства. Множество лексических единиц, включенное в словарь, называется словарным фондом или лексикой ИПЯ.
Однословные лексические единицы, как правило, являются существительными. Также часто используются словосочетания, выраженные прилагательным одним или несколькими; существительным + существительным.
Предметные заголовки и подзаголовки
Сложная предметная рубрика состоит из заголовка и подзаголовка. Предметный заголовок – это слово или словосочетание, которое отражает основной предмет документа.
Подзаголовки отражают тот или иной аспект рассмотрения предмета, выраженного заголовком предметной рубрики. Лексику подзаголовков можно подразделить на следующие виды:
тематические подзаголовки (общие, типовые, специфические);
подзаголовки среды (географической и социальной);
хронологические подзаголовки;
формальные подзаголовки
Тематические подзаголовки отражают части, детали, процессы, свойства, идеологическую характеристику, оценку и другие стороны, аспекты рассмотрения предмета, выраженного заголовком предметной рубрики.
В лексике тематических подзаголовков различают общие подзаголовки, соответствующие понятиям с широким объемом и использующиеся в терминологии всех областей знаний.
Типовые подзаголовки представляют собой термины, использующиеся в нескольких областях знаний для характеристики однородных групп предметов, выраженных заголовком рубрики.
Географические подзаголовки отражают географическое положение объекта.
Хронологические подзаголовки характеризуют время существования предмета или явления или указывается на какой-то исторический период, рамками которого ограничено рассмотрение предмета или события.
Формальные подзаголовки характеризуют не предмет, рассматриваемый в документе, а сам документ со стороны его читательского назначения, формы изложения материала, типа и вида издания.
Чтобы информационно-поисковый язык мог в полной мере осуществить свою поисково-информационную функцию, предметная рубрика, являясь его основным элементом, должна соответствовать определенным требованиям и формулироваться по правилам.
Предметная рубрика должна быть:
1. Грамотной - не содержать научных и политических ошибок.
2. Адекватной - полно и точно передавать информацию. Особое место здесь при составлении предметных рубрик выражается в умении адекватного понимания мыслей и чувств, выраженных автором.
3. Однозначной - не допускать двусмысленных толкований, исключать омонимию и полисемию (многозначность).
4. Комплексирующей - собирать все сведения о предмете
5. Эвристичной - на первом месте в предметной рубрике должно стоять слово, несущее максимальную смысловую нагрузку
Правила формулирования предметных рубрик:
1. В состав предметных рубрик могут входить все части речи, но чаще всего существительные и словосочетания с ними.
2. Предметные рубрики и их подзаголовки, как правило, формулируются в именительном падеже.
3. В формулировках предметных рубрик употребляется как единственное, так и множественное число. Единственное число применяется в тех случаях, когда предмет не имеет множественного числа. Например, пальто. В спорных случаях предпочтение отдается множественному числу.
4. Даты в заголовках и подзаголовках пишутся и арабскими, и римскими цифрами. Даты даются в круглых скобках, буква "г" не ставится, если не указывается месяц и в состав дат не входят века и годы одновременно.
5. Сокращения в предметных рубриках: названия, имеющие полную и краткую формы отражаются в полной форме. От сокращений дается отсылка
6. Пунктуация в предметных рубриках и подзаголовках. Все знаки препинания в заголовках предметных рубрик употребляются в соответствии с правилами русского языка. В предметных рубриках и подзаголовках употребляются три знака:
• запятая (для уточнения заголовка)
• скобки (для выделения дополнительных сведений и пояснений)
• дефис (тире) при уточнении аспекта рассмотрения проблемы
7. В тех случаях, когда одно понятие обозначается разными словами, синонимами, то необходимо из всех слов выбрать одно наиболее точное, а от других делается отсылка
8. От иностранных терминов, имеющих соответствующий эквивалент в русском языке, к русскому дается отсылка
9. Для выбора ведущего слова (первого слова предметной рубрики) может быть использована инверсия
Ссылочно-справочный аппарат ЯПР
Ссылочно-справочный аппарат – это совокупность пометок, с помощью которой выражаются смысловые отношения между рубриками. Состоит из элементов:
• отсылка (см.) используется для нахождения того термина, который служит в качестве предметной рубрике, если имеется несколько терминов, выражающих одно и то же понятие.
• ссылка (см. также) – это элемент ссылочно-справочного аппарата, который предназначен для установления тематических связей между предметными рубриками.
связующие ссылки – это ссылки в одном направлении от общего к частному.
перекрестные – это ссылки, устанавливающие связь в двух направлениях - прямой и обратной.
• справка