читать дальшеI Общая характеристика АБИС
В условиях информатизации общества первоочередной задачей для библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.
Это выводит на первый план такие задачи как:
• накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов различных форматах;
• ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;
• расширение информационного пространства библиотеки; автоматизация библиотечных процессов;
• расширение спектра библиотечных услуг и предоставления доступа к электронным ресурсам; внедрение автоматизированных информационно библиотечных систем;
• накопление и организация электронных ресурсов;
• создание собственных цифровых ресурсов;
• создание сайтов/электронных библиотек;
• использование технологий для продвижения книги и чтения;
• формирование информационной грамотности(обучение с помощью технологий).
Уровень автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) и требует активного включения библиотекаря в процесс освоения компьютера и программного обеспечения.
Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС) - системы планирования ресурсов предприятий для библиотеки, которые используются для отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи посетителям библиотек.
Цель создания АБИС: 1. Снижение трудозатрат на выполнение технологических операций; 2. Расширение состава оказываемых пользовательских услуг; 3. Обеспечение оперативного доступа к БД и фондам других организаций; 4. Повышение качества информационного обеспечения и справочно-информационного обслуживания; 5. Повышение комфортности работы пользователя и персонала библиотеки.
АБИС выступает в качестве электронной версии традиционной библиотеки и поэтому имеет ту же компонентную структуру, что и последняя, которая разработана Ю. Н. Столяровым. При этом такая АБИС состоит из четырёх компонентов:
• материальной базы (МБ) ‒система является сложным программно-техническим комплексом и требует соответствующей инфраструктуры (помещений, компьютеров, периферийных устройств, систем связи, офисного оборудования и т.д., эргономических условий) для обеспечения работы персонала и пользователей библиотеки;
• информационных ресурсов (ИР) ‒наиболее развитые АБИС могут с одержать в своих БД полнотекстовую, библиографическую, фактографическую, графическую и мультимедийную информацию и обеспечивать доступ к однотипным удалённым БД;
• работников библиотек (РБ) ‒представителей различных профессий (библиотекари, библиографы, инженеры, программисты, администраторы БД и сетей и др.), обеспечивающих функционирование системы;
• пользователей библиотеки ‒ локальных (работников и читатели библиотеки) и удалённых читателей, обслуживаемых с использованием традиционных и сетевых технологий.
II Функции, принципы создания и требования к АБИС
Разработка АИС, её внедрения и функционирования позволило определить принципы, которые должны учитываться при проектировании АБИС:
• Идентичность - разработка новых, совершенствование уже существующих или внедрение получаемых извне АИС различного функционального назначения явл. в организационном и общем методологическом планах сходными научно-технич. проблемами;
• Непрерывность, поэтапность и преемственность разработки и развития: каждое нововведение служит развитием основных системных принципов и уже достигнутого качества;
• Адаптивность: составляющие АБИС должны обладать св-вами, обеспечивающими быструю адаптацию этих составляющих к изменениям внешней среды и новым средствам;
• Модульный пр. построения программных и технич. средств предполагает, что состав указанных средств состоит из блоков обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования функционирования АБИС или её адаптации к новым условиям;
• Пр. технологичности: автоматизированная технология означает разработку новой технологии или модернизацию существующей в условиях АБИС и не допускает простого использования разработанного программно-аппаратного обеспечения в условиях старых традиционных технологий;
• Пр. корпоративности: при проектировании АС, входящей в состав с-мы более высокого уровня, должна быть предусмотрена её аппаратная, программная, лингвистическая и информационная совместимость с другими участниками с-мы и сети АБИС;
• Полная нормализация процессов и их мониторинг: многоцелевое использование ин-формации АБИС требует обеспечения высокой достоверности данных в с-ме. Для этого на различных этапах обработки и ввода информ. докум. необходимо использовать различные формы контроля информ., требования к которому могут быть сформированы из состава решаемых задач и обрабатываемых данных;
• Регламентация: АБИС ориентированы на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку информ. докум.; эта обработка регламентируется стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой диспетчеризации.
• Экономическая целесообразность: создание АБИС должно предусматривать выбор таких проектных решений, которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
• Типизация проектных решений: разработка и развитие АБИС и их сетей производится с ориентацией на межбиблиотечное сотрудничество и кооперацию, а также в соответствии с правилами и протоколами международного информ. обмена;
• Максимальное использование готовых решений: для сокращения стоимости и сроков разработки и внедрения АБИС, а также уменьшения ошибок проектирования как с-мы в целом, так и отдельных её составляющих, рекомендуется макс. использовать готовые решения и средства.
Требования к АБИС:
III функции подсистемы АБИС
АБИС состоит из определенных функциональных подсистем как составных частей системы, которая реализует одну или несколько близких библиотечным технологиям функций:
• приобретения фондов (заказ, выставление счетов и получение);
• каталогизацию (классификация и внесение в общий указатель материалов);
• учет обращения (учет выдач читателям экземпляров из фонда библиотеки и их возврата);
• работу с ᴨериодикой (отслеживание журналов и газет, аналитическую роспись статей);
• OPAC (публичный интерфейс для пользователей).
Функциональные подсистемы действуют независимо друг от друга, но имеют связи между собой, которые их объединяют в единое целое – АБИС, что достигается с помощью одного из основных принципов построения АБИС – принципа интегрированности, который трактуется на различных уровня взаимосвязи и взаимодействия как
• функциональный– как возможность взаимосвязанного функционирования всех основных БИП и представления библиотеки как системы, функционирующей в среде других систем;
• технологический– как возможность осуществления одноразовой обработки информации и многоразового и многоаспектного ее использования в других автоматизированных рабочих местах (АРМ);
• управленческий– как возможность осуществить и проследить в системе 2 основных пути в библиотеке: (1) путь документа, (2) путь запроса;
• корпоративный– как возможность участия в работе, доступе к другим системам и сетям.
Количество функциональных подсистем в зависимости от степени детализации библиотечных функций может быть разным в различных АБИС. Например, в АБИС "БИТ-2000", таких функциональных подсистем семь:
1. комплектование и учет фонда;
2. каталогизация и ведение каталога;
3. сводный ЭК;
4. библиотечное обслуживание;
5. справочно-библиографическое и информационное обслуживание;
6. управление библиотечной деятельностью;
7. администрирование системы.
АБИС ИРБИС (избирательная расширяемая информационная система) имеет 5 функциональных подсистем:
1. комплектование;
2. каталогизация;
3. читатели;
4. обслуживание;
5. администрирование.
В состав АБИС NATLIS (Национальной информационной системы) входит 14 функциональных подсистем.
Подсистемы в АБИС реализованы в виде функциональных задач, которые непосредственно связаны с соответствующими подсистемами и являются ее основной единицей. Задачи можно подразделить на:
• служебные (ориентированы на выполнение внутрибиблиотечных технологических функций);
• системные (связаны с поддержкой жизнедеятельности системы, с ее программными решениями, обеспечивающими сохранность информации, управление системой и т.п.);
• пользовательские(связаны с обслуживанием пользователей библиотеки).
IV Характеристика АРМов
АРМ (автоматизированное рабочее место)– комплекс программно-технических средств, которые обеспечивают автоматизацию работы библиотеки. Функционирование АРМ-ов обеспечивается соответсвующими программными модулями АБИС, при этом количество имеющихся в АБИС программных модулей может превышать количество АРМ-ов, т.е. некоторые АРМ-ы могут поддерживаться несколькими программными модулями. Например, АРМ "Каталогизатор" может поддерживаться модулями: "Систематизатор", "Поиск", "Ретроимпорт", "Ретроэкспорт".
В АБИС, которые поддерживают сетевые технологии, есть такой, например, АРМ как WWW-шлюз, который обеспечивает выход из любого режима АБИС в Интернет для осуществления экспорта/импорта информации.
АРМ-ы отличаются друг от друга по таким признакам, как
• функциональное назначение
• место использования.
Состав АРМ зависит от конкретной библиотеки как объекта автоматизации, степени детализации функциональных подсистем и задач. И в отечественных и в зарубежных АБИС можно выделить следующие 5 классических АРМ-ов:
1. комплектатор;
2. каталогизатор;
3. читатель;
4. книговыдача;
5. администратор.
По месту использования АРМ-ы подразделяются на
• локальные(представляют собой комплекс, функционирующий в той же локальной компьютерной сети, где работает и сервер используемых в АРМ баз данных);
• удаленные(обеспечивают работу территориально распределенных отделов библиотеки, а также ее филиалов);
• с доступом в сеть Интернет(функционируют с использованием иетернет-приложений для доступа к определенному АРМу и системе во всемирном масштабе).
АРМ "Комплектатор" предназначен для формирования и оформления заказов книг и периодических изданий, контроля их выполнения, первичного учета поступлений и редактирования в БД ранее введенных записей. Позволяет в автоматизированном режиме оформлять подписку на периодические издания, заказы на книги, создавать библиографические описания на полученные издания и распределять литературу по подразделениям библиотеки, поддерживать статистический и бухгалтерский учет, осуществлять поиск, просмотр, копирование записей из удаленных БД (например, из сводного ЭК с помощью протокола Z39.50).
АРМ "Каталогизатор"предназначен для формирования (пополнения) и корректировки БД ЭК с выполнением лингвистической обработки документов (используются различные ИПЯ), сверки на дублетность, копирование данных с операцией повторного ввода, получения разнообразных выходных форм статистических данных. Позволяет осуществлять создание библиографических записей в MARC-формате, онлайновый импорт записей из сводого каталога и экспорт в сводный каталог, редактирование записей, онлайновое создание и редактирование авторитетных записей, печать выходных форм: каталожных карточек. Списков новых поступлений и т.д. Используется для формирования и ведения авторитеных файлов, ведения библиографического поиска с возможностью просмотра, копирования, распечатки найденного документа.
АРМ "Читатель"предназначен для формирования баз данных о читателях, поиска информации в них. Основные данные о читателе примерно те же, что и в читательском формуляре. Автоматически формирует списки читательской задолженности, поддерживает хранение фотографий читателей и т.д.
АРМ "Книговыдача"предназначен для автоматизации функции выдачи, возврата и статистической отчетности в режиме реального времени с использованием технологии штрих-кодирования читательских билетов и экземпляров изданий.
АРМ "Администратор"является необходимой структурной частью АБИС и предназначен для выполнений системных операций над БД системы в целом, для поддержки их в постоянно обновляемом состоянии, целостности, обеспечения конвертирования БД, для оптимизации работы системы, настройки и установления паролей доступа к различным режимам работы системы.
Evergreen
CDS Invenio
Koha
NewGenLib
PhpMyBibli
Greenstone
OpenBiblio
Национальные
АБИС КАБИС
АБИС Абсотек Юникод (Absotheque Unicode)
АБИС МАРК-SQL
АБИС Руслан
АБИС Либэр
АБИС УФД/Библиотека
АБИС Senayan.
АБИС OPAC-Global
АБИС Ирбис