читать дальшеСуслова, Ванеев, Мошкина, Сукиасян, Столяров, Алтухова.
Управление библиотекой - это деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности её работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
В механизме управления библиотекой взаимодействуют два элемента: управляемая система (объект управления) и управляющая система (субъект управления).
В качестве объекта управления выступают:
• библиотека и ее структурные подразделения;
• библиотечный персонал;
• библиотечно-библиографические ресурсы;
• экономические ресурсы.
Субъектом управления может быть коллективный орган управления и/или управляющее лицо (руководители разных рангов), наделенное полномочиями по управлению каким-либо объектом. Взаимосвязь субъекта и объекта управления реализуется через систему управления, включающую в себя дели, структуру, кадры, принципы, функции, методы и технологию управления.
Кадры - это ядро персонала, представленное штатным составом работников, компетентность которых позволяет обеспечить стабильное функционирование библиотеки, даже в условиях оттока части кадров
Задача управления: установление целей, ради которых формируется, функционирует и развивается библиотека, как целостная система. Начинается с установления миссии библиотеки, выражающей смысл её существования.
Цели — это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Как правило, библиотека ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для ее функционирования и развития. Цель управления — это совокупность качественных, содержательных характеристик будущего состояния библиотеки, на основе чего формируются различные способы ее достижения (методы управления), происходят изменения в организационной структуре, осуществляется подбор кадров и т. д.
Для менеджера библиотеки недостаточно быть специалистом библиотечного дела, необходимо знать:
1.закономерности и принципы управления
2.теорию и практику современного менеджмента
3.теорию организации и методы моделирования организационных структур функционирования библиотеки
4.методы комплексного анализа библиотечной деятельности.
Управление – контроль, набор кадров формирование – социально-психологическая сторона, когда из персонала формируется коллектив – другой уровень развития персонала, более сплоченный. Руководитель выполняет ряд функций, организующих работу персонала. Формирование – создание психологического климата, профилактика и разрешение конфликтов, создание организационной культуры, поведения, применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности.
Коллектив – высшая стадия развития организованного сообщества людей, направленных на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов как самим процессом совместной деятельности, так и ее организации. Признак коллектива – социально-психологическая общность, высокая сплоченность.
Каждый библиотечный коллектив имеет свою структуру, свои специфич. признаки формиров-я, развития. Админ-ция библиотеки должна обеспечивать наличие достаточ. колич-ва работников, обладающих спец. знаниями для выполнения различных функциональных обязан-ей. Профессионально-квалификац. структура библиотски предст-ет собой распред-е работников по выполняемым ими функциям. Функцион-ое распределение труда связано с созданием структурных подразд-й и служб: по компл-ю фондов, по описанию произвед. печати, организации каталогов, систематиз-и и предметиз-и, по библ.-б/графич. обслуж-ю читателей, научно-методич. деятельности, обл. механизации и автоматиз-и библиотечных процессов и т.д. Содержание и методы подбора персонала библиотеки явл-ся важным элементом управл-я персоналом.
Коллектив библиотеки может быть образован с помощью спец-го подбора людей с учетом наилучшего сочетания их психолого-физиологических качеств, способн-ей. Это может обеспечить высокую эффект-ть работы коллектива, создает необх-ый психологнч. комфорт в межличностных отнош-ях. Такой подход предполагает сложную систему отбора: анкетирования, тестирования, собеседование при приеме на работу нов. сотрудников. Определенный психологич. отбор сотрудников в колл-ве идет постоянно. В колл-ве закрепляются люди, деловые и личностные качества к-рых соответствуют установленным нормам, правилам, традициям.
В настоящее время главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, а их усилия более эффективными. При этом обязательны установление долевого участия каждого работника в общих результатах; умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель; честность и доверие к людям; стремление к формированию удовлетворенности работой и др.
Основные принципы:
• научность — управление осуществляется на основе применения научных методов с учетом особенностей библиотечно-библиографических ресурсов;
• системность — рассмотрение библиотеки и протекающих в ней процессов в качестве единой системы, которой присущи наличие связей между ними; сочетание относительной самостоятельности каждого отдельного элемента с обязательным выполнением им функций, необходимых для существования библиотеки в целом;
• обратная связь — основа саморегулирования, развития библиотеки и ее структурных подразделений. Процесс обмена информацией предоставляет средства для выработки и исполнения управленческих решений;
• рациональное соотношение централизации и децентрализации — контроль и координация общесистемных проблем и расширение прав, обязанностей, полномочий нижестоящих уровней управления, инициатива библиотекарей.
Организационные принципы:
• единоначалие (руководитель один принимает решения);
• коллегиальность;
• делегирование полномочий (руководитель передает подчиненному право принимать управленческие решения);
• рациональность системы управления (задачи функционирования библиотеки решаются экономными способами).
Методы управления –инструменты, способы воздействия менеджера на трудовой коллектив (а также, контингент пользователей, технологические процессы, экономические ресурсы). Методы управления – это способ воздействия управляющего субьекта на управляемый обьект. (руководителя б-ки – на возглавляемый им коллектив).
1.Организационные – включают в себя регламентирование, нормирование, инструктирование, методы распорядительного и дисциплинарного воздействия.
Основной административный метод – принуждения (устный и письменный) – распоряжение, наставление.
2.Экономические методы – ( материальное стимулирование)
3.Соц.-психологические и соц.-педагогические методы. Заключаются в неформальном управлении интересов личности, группы и коллектива в целом (убеждение, совет, просьба и внушение). Создание и поддержание благоприятной соц-псих. атмосферы совместной работы.
Выделяют три основных стиля управления:
• Директивный (автократический) отличается чрезмерной централизацией власти. Стиль бывает оправдан при плохой дисциплине в коллективе, при «аварийных» ситуациях, в связи с чем возникает необходимость в немедленном принятии и реализации решений.
• Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, подготовка и принятие решений.
• Либеральный стиль отличается безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принять на себя ответственность за решения и их последствия.
Структура управления библиотекой — целостная упорядоченная совокупность относительно самостоятельных частей (подразделений) управления, находящихся в силу взаимодействия в определенных взаимоотношениях. Структура взаимоувязывает различные функции управления в соответствии с целями и задачами деятельности библиотеки. Организационная структура и функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение состава функций управления или усиление некоторых из них приводят к соответствующим изменениям в организационной структуре управления, и, наоборот, изменения структуры требуют уточнения или изменения организации выполнения конкретных функций управления. В рамках структуры реализуются методы управления, работают кадры, техника, осуществляются процессы управления, принимаются и реализуются управленческие решения.