читать дальшеОдним из процессов формирования библиотечного фонда наряду с комплектованием, моделированием, использованием библиотечного фонда является организация библиотечного фонда. В фондоведении ведутся многолетние поиски наиболее точного собирательного термина для комплекса названного процесса. По предложению Ю.В.Григорьева, его долгое время именовали организацией библиотечного фонда, в 1953 г была выпущена обстоятельная книга с таким названием. Ю. Н. Столяров использует понятие «оформление библиотечного фонда». Взамен «организации фонда»в 1970-е гг. предлагали ввести выражения «производство фонда», или «фондопроизводство», «эксплуатация фонда».
Так как задача комплектования состоит в постоянном собирании и оставлении в фонде полного набора профильных документом, то организация фонда направлена на превращение скомплектованных документов в упорядоченную целостность, приспособленную для активного пользования и хранения в течение всего времени, пока документ представляет реальную или потенциальную ценность.
Организация фонда включает в себя следующие процессы:
прием новых поступлений;
Поступление заказанного документа из источника снабжения – это заключительный этап комплектования в части первичного отбора и одновременно – начало следующего этапа формирования библиотечного фонда. Прибытие документов должно быть оформлено счетом, квитанцией, накладной или иным сопроводительным документом. В случае их покупки за наличный расчет, предоставлении в дар, взамен утраченных составляют акт приемки.
Каждый документ проверяют на предмет отсутствия физических дефектов. На ненужные или бракованные экземпляры составляют акт, при возможности привлекая для этого поставщика, после чего их возвращают, требуя замены или возвращения убытков.
Поступившую партию подвергают первичной технической обработке. Документ считается принятым, когда фондист ставит на нем штемпель с наименованием библиотеки. Затем документы передают для немедленной регистрации в учетных документах. Обрабатывают новые поступления партиями в том количестве, в каком они поступили.
учет библиотечного фонда;
библиотечная обработка документов;
Цель процесса фондовой обработки документов состоит в подготовке поступивших документов к хранению и использованию. В ходе обработки документу присваиваются специальные реквизиты, свидетельствующие о его принадлежности к библиотечному фонду. К таким элементам относятся: штемпель библиотеки, учетный инвентарный номер и/или штрих-код, шифр хранения, книжный формуляр и др.
размещение библиотечного фонда;
расстановка библиотечного фонда;
проверка библиотечного фонда, проведение в нем вторичного отбора с исключением ненужных документов и перемещением документов.
Условно сюда причисляют и доставку пользователям обработанных документов, а также повторную расстановку документов, возвращенных пользователями.
Важным процессом оформления библиотечного фонда является его учет, поскольку в ходе его устанавливаются взаимосвязи между документами, необходимые для превращения их в единое целое. Благодаря учету отслеживают все перемещения документа на протяжении всего времени его пребывания в библиотеке, фиксируют его новые состояния и отнесенность к тем или иным подфондам. После того, как документ снят с учета, он перестает считаться компонентом фонда, его связь с другими элементами фонда утрачивается.
Учет документного фонда – это фиксирование по установленным правилам и накопление сведений о наличии, местонахождении, величине, составе и движении фонда, о его стоимости, что позволяет иметь качественную и количественную характеристику его состояния.
Учет выполняет несколько функций. Регистрационная и идентифицирующая функции состоят в том, чтобы фиксировать наличие и местонахождение документов в фонде. Существо учета заключается в регистрации каждого документа в отдельности и подсчете общего их количества, чтобы:
• знать величину, состав и структуру библиотечного фонда;
• осуществлять контроль за его сохранностью;
• отражать данные о фонде в планово-отчетной документации отдела и библиотеки в целом, а также в государственной статистике;
• идентифицировать регистрационную запись с оригиналом и данными о нем при проверках фондов или расчетах с читателями при невозврате взятых в библиотеке документов.
Контрольная функция обеспечивается возможностью использовать сведения о каждом имеющемся в фонде документе с целью проверить его наличие.
К учету предъявляют следующие требования. Прежде всего – обязательность его ведения всеми без исключения библиотеками. Он должен быть полным, т.е. предоставлять достаточно информации и о каждой учетной единице, и об их группе, выделенной по тому или иному признаку, и о библиотечном фонде в целом. Для этого требуется, чтобы учет был непрерывным, т.е. не имел ни одного пропуска с самого начала комплектования фонда.
Полнота и достоверность предполагают, что учету подлежит каждый документ, поступающий в фонд и находящийся в фонд и находящийся в фонде, и о нем имеется достаточная информация, чтобы идентифицировать его.
Непрерывность учета. Учет ведут непрерывно, с момента зарождения фонда, не прекращая даже на короткий период, какие бы чрезвычайные обстоятельства ни препятствовали этому.
Точность и тщательность учета при поступлении и выбытии каждой ученой единицы библиотечного фонда предполагают, что сведения о регистрируемом документе соответствуют реальности, не содержат ошибок и исправлений. Такой же точности и тщательности требует исключение документов из фонда: составление актов на списание, передачу и т.д.
Важна оперативность учета. При поступлении документ регистрируют незамедлительно, иначе он подвержен риску утраты, запутывает технологические операции. Зато оперативностью гарантируется сохранение документа, соблюдение алгоритма его обработки, и в конечном счете пользователь получает документ в максимально сжатый срок.
Еще одно требование – унификация и стабильность учетных единиц в масштабе страны, а также их соответствие единицам пользования фондом. Это позволяет сопоставить между собой фонды различных библиотек, делать выводы о качестве и эффективности их формирования.
Важно обеспечивать надежность и совместимость приемов и форм учета при минимальной и автоматизированной технологии. Это означает, что и в том, и в другом случае он должен вестись по единым правилам, а учетные данные защищены от утраты или искажения. Это требование выполняют путем унификации и стабильности учетных единиц, их соответствия единицам пользования фондом и показателями статистики.
Каждый вид документа требует особой учетной единицы. К основным относят – название и экземпляр. Название – каждое новое или повторное издание, отличается выходными данными. Экземпляр – каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или выбывающая из него. Учет в экземплярах оценивает фонд количественно и обеспечивает контроль сохранности каждого документа. Для книг и неопубликованных документов основными являются экземпляр и название, для газет и аудиовизуальных документов – только название. Дополнительная единица учета электронных документов – байт (килобайт, мегабайт, терабайт, гигабайт и т.д.). Позволяет оценивать объемы памяти, необходимые или используемые для хранения электронных данных.
По видам учет делится на синтетический (интегрированный) и аналитический (дифференцированный). В библиотечной практике бывают иные термины: суммарный учет и индивидуальный учет. Синтетически обобщенные данные о видах имущества, обязательствах и хозяйственных операциях по заранее установленным экономическим признакам. Аналитический учет – такой, который ведут в лицевых, материальных и иных аналогичных счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Синтетический учет дает возможность отвечать на вопросы: «сколько документов насчитывается в фонде или подфонде?», «сколько документов поступило/выбыло за определенный период?», «какова суммарная стоимость книжного фонда?». Аналитический учет позволяет выяснить, имеется ли в фонде данный документ, сколько экземпляров данного названия документа имеется в фонде, к какому структурному подразделению причислен тот или иной документ, когда и по какой причине документ списан.
Применительно к библиотечным задачам синтетический учет дает представление о структуре, величине, обновлении фонда в целом или по частям, аналитический – о каждой учетной единице: ее наличии в фонде или списании.
В фондоведении выработаны общие правила и формы учета документов, обязательные для всех библиотек. Соответственно это «Порядок учет документов, входящих в состав библиотечного фонда». Предоставляет библиотекам возможность самостоятельно выбирать правила, способы и нормы, регламентирующие ведение учета. Формы учетной документации разнятся в зависимости от типа, вида, величины и назначения библиотеки. На некоторые из них – инвентарную книгу (регистрационная книга), лист активного учета, карточку учета фонда. Из форм синтетического учета наиболее распространена «Книга суммарного учета» («Книга учета библиотечного фонда»).
В крупных библиотеках, наряду с инвентарными книгами, имеется генеральный алфавитный каталог, в котором отражены все документы, зарегистрированные в фонде, с отметкой об их закреплении за тем или иным подфондом. Этот каталог предназначен для служебного использования.
Поскольку помимо семантической каждый документ имеет еще и материальную ценность, библиотечный учет сопрягается с учетом бухгалтерским. Общероссийским классификатором основных фондов документные фонды включены в состав основных средств. При этом в Классификатор включены наименования самых различных видов документов – от рукописей до электронных изданий. Следовательно, все они должны подлежать и бухгалтерскому учету.
Учетный фонд физически размещают в пространстве библиотечного здания. Размещение фонда правомерно рассматривать применительно к различным масштабам библиотечной деятельности. Оптимальное наполнение и размещение фондов составляет предмет государственной библиотечной политики. К ней относится и задача перемещения больших документных массивов по разным причинам: переходом библиотек на централизацию, восстановлением документного ресурса после войн, других социальных катаклизмов и по иным причинам.
На размещение фонда влияет много факторов: тип, вид библиотеки, профиль комплектуемых ее фондом документов; величина и состав фонда, интенсивность использования; количество пользователей, их социально-демографические характеристики и информационные потребности; архитектурно-планировочная композиция помещения библиотеки, климатические условия, специфика библиотечной технологии.
В зависимости от основной функции. Мемориальная – размещение должно обеспечивать максимум сохранности, даже на счет ограничения доступности и оперативности доставки документов. Утилитарная – размещение должно быть направлено на создание максимальной доступности и удобства предоставления документов. Информативная – призвано обеспечить оперативность и комфортность поиска информации.
Как правило в библиотеках применяются три способа размещения с разной степенью доступности, оперативности поиска и защиты библиотечных фондов.
1. Фонд открытого доступа. Поиск ведется пользователем, поэтому ему гарантирован максимум доступности документов. Недостатки: проблема сохранности; проблема оперативности в получении нужного документа; обилие застановок.
Закрытый подсобный фонд. Максимально приближен к пунктам выдачи документов, но надежно отгорожен от пользователей. Поиск в нем по устной или тщательности требует исключение документов из фонда: составление актов на списание, передачу и т.д.
Важна оперативность учета. При поступлении документ регистрируют незамедлительно, иначе он подвержен риску утраты, запутывает технологические операции. Зато оперативностью гарантируется сохранение документа, соблюдение алгоритма его обработки, и в конечном счете пользователь получает документ в максимально сжатый срок.
Еще одно требование – унификация и стабильность учетных единиц в масштабе страны, а также их соответствие единицам пользования фондом. Это позволяет сопоставить между собой фонды различных библиотек, делать выводы о качестве и эффективности их формирования.
Важно обеспечивать надежность и совместимость приемов и форм учета при минимальной и автоматизированной технологии. Это означает, что и в том, и в другом случае он должен вестись по единым правилам, а учетные данные защищены от утраты или искажения. Это требование выполняют путем унификации и стабильности учетных единиц, их соответствия единицам пользования фондом и показателями статистики.
Каждый вид документа требует особой учетной единицы. К основным относят – название и экземпляр. Название – каждое новое или повторное издание, отличается выходными данными. Экземпляр – каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или выбывающая из него. Учет в экземплярах оценивает фонд количественно и обеспечивает контроль сохранности каждого документа. Для книг и неопубликованных документов основными являются экземпляр и название, для газет и аудиовизуальных документов – только название. Дополнительная единица учета электронных документов – байт (килобайт, мегабайт, терабайт, гигабайт и т.д.). Позволяет оценивать объемы памяти, необходимые или используемые для хранения электронных данных.
По видам учет делится на синтетический (интегрированный) и аналитический (дифференцированный). В библиотечной практике бывают иные термины: суммарный учет и индивидуальный учет. Синтетически обобщенные данные о видах имущества, обязательствах и хозяйственных операциях по заранее установленным экономическим признакам. Аналитический учет – такой, который ведут в лицевых, материальных и иных аналогичных счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Синтетический учет дает возможность отвечать на вопросы: «сколько документов насчитывается в фонде или подфонде?», «сколько документов поступило/выбыло за определенный период?», «какова суммарная стоимость книжного фонда?». Аналитический учет позволяет выяснить, имеется ли в фонде данный документ, сколько экземпляров данного названия документа имеется в фонде, к какому структурному подразделению причислен тот или иной документ, когда и по какой причине документ списан.
Применительно к библиотечным задачам синтетический учет дает представление о структуре, величине, обновлении фонда в целом или по частям, аналитический – о каждой учетной единице: ее наличии в фонде или списании.
В фондоведении выработаны общие правила и формы учета документов, обязательные для всех библиотек. Соответственно это «Порядок учет документов, входящих в состав библиотечного фонда». Предоставляет библиотекам возможность самостоятельно выбирать правила, способы и нормы, регламентирующие ведение учета. Формы учетной документации разнятся в зависимости от типа, вида, величины и назначения библиотеки. На некоторые из них – инвентарную книгу (регистрационная книга), лист активного учета, карточку учета фонда. Из форм синтетического учета наиболее распространена «Книга суммарного учета» («Книга учета библиотечного фонда»).
В крупных библиотеках, наряду с инвентарными книгами, имеется генеральный алфавитный каталог, в котором отражены все документы, зарегистрированные в фонде, с отметкой об их закреплении за тем или иным подфондом. Этот каталог предназначен для служебного использования.
Поскольку помимо семантической каждый документ имеет еще и материальную ценность, библиотечный учет сопрягается с учетом бухгалтерским. Общероссийским классификатором основных фондов документные фонды включены в состав основных средств. При этом в Классификатор включены наименования самых различных видов документов – от рукописей до электронных изданий. Следовательно, все они должны подлежать и бухгалтерскому учету.
Учетный фонд физически размещают в пространстве библиотечного здания. Размещение фонда правомерно рассматривать применительно к различным масштабам библиотечной деятельности. Оптимальное наполнение и размещение фондов составляет предмет государственной библиотечной политики. К ней относится и задача перемещения больших документных массивов по разным причинам: переходом библиотек на централизацию, восстановлением документного ресурса после войн, других социальных катаклизмов и по иным причинам.
На размещение фонда влияет много факторов: тип, вид библиотеки, профиль комплектуемых ее фондом документов; величина и состав фонда, интенсивность использования; количество пользователей, их социально-демографические характеристики и информационные потребности; архитектурно-планировочная композиция помещения библиотеки, климатические условия, специфика библиотечной технологии.
В зависимости от основной функции. Мемориальная – размещение должно обеспечивать максимум сохранности, даже на счет ограничения доступности и оперативности доставки документов. Утилитарная – размещение должно быть направлено на создание максимальной доступности и удобства предоставления документов. Информативная – призвано обеспечить оперативность и комфортность поиска информации.
Как правило в библиотеках применяются три способа размещения с разной степенью доступности, оперативности поиска и защиты библиотечных фондов.
1. Фонд открытого доступа. Поиск ведется пользователем, поэтому ему гарантирован максимум доступности документов. Недостатки: проблема сохранности; проблема оперативности в получении нужного документа; обилие застановок.
2. Закрытый подсобный фонд. Максимально приближен к пунктам выдачи документов, но надежно отгорожен от пользователей. Поиск в нем по устной или письменной заявке потребителя ведет сотрудник. Недостатки: сложно выполняются неопределенные запросы.
3. Закрытый фонд основного хранилища. Поиск в нем ведет сотрудник отдела хранения фонда по письменной заявке пользователя. Недостаток: неоперативность предоставления документа по запросу пользователя требуется заполнение письменной заявки на документ с указанием шифра; время выполнения читательского требования увеличивается за счет доставки выполнения читательского требования в хранилище.
Вопрос о том, какие разделы фонда следует поместить на открытом доступе, а какие – в подсобном фонде и хранилище, решается с учетом типовых запросов на документы из фонда.
Особенности организации пространства. Закрытый доступ к фонду – максимально полно используется пространство помещений, так как разыскание документов ведется одним сотрудником. Открытый доступ – широкие проходы между стеллажами позволяют обеспечить свободное перемещение читателей.
Упорядочение документов внутри подфонда называется расстановкой фонда. В отличие от способов размещения, расстановка всегда нацелена на удобное и быстрое выявление в фонде отдельного документа или подборки документов по запросу.
Типы расстановок фонда: формальные расстановки, в основе которых лежат признаки формы документа; семантические расстановки, т.е. упорядочение документов с учетом их содержания.
Главным преимуществом формальных расстановок является их простота, экономичность, нетребовательность к квалификации сотрудников. Однако они не позволяют осуществлять тематический поиск непосредственно в фонде – для этого необходимо обращаться к СПА.
Виды формальных расстановок:
• форматная расстановка предполагает упорядочение документов в соответствии с их форматом.
• Хронологическая расстановка. Основной признак для упорядочения документов – год издания. Используется для периодических и продолжающихся изданий.
• Географическая расстановка решает задачи объединения документов, созданных на определенных территориях – в регионах, поселениях и пр.
• Алфавитная расстановка предполагает упорядочение документов по алфавиту фамилий авторов или наименований организаций, выступающих в качестве коллективных авторов.
Преимущества: понятность, удобство, возможность поиска документа с искаженным наименованием. Недостатки: трудности с подборкой документов по теме.
• Нумерационная расстановка предполагает упорядочение документов в различного рода номерной последовательности.
• Инвентарная расстановка (расстановка по инвентарным учетным номерам.
Плюсы: оперативная расстановка, возможность применения труда низкоквалифицированного работника. Минусы: затруднено выявление застановок.
• Крепостная расстановка- каждый документ имеет свое постоянное место.
Семантические расстановки позволяют подбирать документы для удовлетворения тематических запросов, в большинстве случаев удовлетворяя из без обращения к справочно-поисковому аппарату. Виды семантических расстановок:
Систематическая расстановка. Удобство расстановок данного типа состоит в том, что при отсутствии запрошенного читателем конкретного документа библиотекарь может предложить другой документ той же библиотеки, так как все документы однородного содержания располагаются рядом. Именно применение расстановок этого типа позволило в 1950 х годах широко ввести открытый доступ к фондам библиотек. В основе систематической расстановки лежат таблицы классификации, учитывающие содержание документов. Внутри каждого подраздела документы группируют по алфавиту авторов и заглавий.
Тематическая расстановка предполагает группировку доку¬ментов по отдельным темам. Это наиболее гибкий вид семанти¬ческих расстановок, потому что тематические разделы фонда выделяются в ответ на типовые тематические запросы пользова¬телей и по мере изменения спроса могут преобразовываться в другие, более актуальные в настоящее время структурные ком¬поненты фонда. Они чаще всего используются в фондах откры¬того доступа, поскольку тематический порядок пользователю представляется более понятным. Однако поиск конкретного до¬кумента при такой расстановке затрудняется, поскольку содер¬жание документа может отражать одновременно много тем, а расстановка предусматривает его местонахождение только в од¬ном из тематических разделов. Именно поэтому тематические расстановки считаются вспомогательными.
Предметная расстановка предусматривает группировку до¬кументов по рассматриваемым в них предметам (объектам, ас¬пектам, событиям, явлениям и т. д.). Ее преимущества связаны с тем, что она, с одной стороны, вычленяет документы по узкому предмету, — например, по конкретным видам заболеваний, мар¬кам автомобилей, сортам овощных культур и т. п., а с другой стороны, позволяет комплексировать документы различных от¬раслей знаний и разных видов, посвященных одному предмету. Например, страноведческий комплекс собирает разнообразные документы по экономике, политике, истории, демографии, гео¬графии, флоре и фауне, культуре и искусству определенной стра¬ны. Разновидностью предметного комплекса является персоналия, собирающая воедино все документы, посвященные жизни и дея¬тельности какого-либо лица.
Выбор способа расстановки для документов разных видов.
Журналы – алфавитная, тематическая, внутри – хронологическая и нумерационная.
Газеты. - географическая, внутри – хронологическая и нумерационная.
Стандарты - Нумерационная.
аудиовизуальные материалы - Форматная, инвентарная.
Цель процесса хранения – обеспечение сохранности библиотечного фонда. Сохранность фонда означает сохранность каждого из входящих в него документов. Сохранность документов понимается как состояние документа, при котором он остается пригодным для использования и постоянного хранения. Сложность обеспечения сохранности связана с тем, что изначально библиотечные фонды предназначены для решения двух противоречивых задач: они призваны сохранить для будущих поколений духовную память отдельных наций и всего человечества в целом; библиотечные фонды должны обеспечить доступ для членов общества к информации, идеям, знаниям, заключенным в документах.
Страховые фонды предназначены для того, чтобы сохранить сумму знаний, необходимых для обеспечения поступательного движения цивилизации при полной или частичной утрате фондов библиотек в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций. Страховые фонды создаются на базе федеральных, республиканских, областных краевых библиотек и объединены в Российский страховой фонд документов библиотек (РСФБ).
Включают микрокопии всех документов, поступающих в библиотеки через систему обязательного экземпляра. Использование микроносителей при формировании страховых фондов обеспечивает большую их компактность. Вместе с тем микрофильмы и микрофиши, в отличие от электронных документов, независимы от особенностей программно-технической основы документа и могут быть воспроизведены устройствами для чтения микроформ любого поколения.
Книжные памятники – это рукописные и печатные книги, а также книжные коллекции, имеющие особую общественную значимость, научную, историко-культурную ценность и охраняемые в данном статусе государством. С целью обеспечения сохранности формируется единый фонд книжных памятников РФ, а также создаются государственные реестры книжных памятников и общероссийский свод книжных памятников.
Единый фонд книжных памятников РФ – система взаимодополняющих фондов книжных памятников библиотек, музеев, архивов, книжных палат различных ведомств, обеспечивающая сохранение и рациональное использование этих документов в масштабах страны.
Государственные реестры книжных памятников РФ – юридически оформленные перечни книжных памятников всех уровней, обладающих особо выдающейся историко-культурной значимостью.
Программа «Память России». Предусматривает подготовку широкого круга научных факсимильных (печатный или электронный аналог рукописных и старопечатных книг) изданий книжных памятников.
Документные фонды библиотек, не входящие в Библиотечно-информационный фонд РФ, призваны обеспечивать информационное обслуживание пользователей по своему профилю, поэтому в их составе должны быть документы, содержащие, прежде всего, актуальную информацию, ориентированную на современный спрос потребителя.
Все материалы, из которых изготовлен документы, со временем изменяют первоначальные свойства вследствие естественного процесса старения (выцветание, пигментация, износ, биоповреждения и др.). Задача процесса хранения – замедлить протекание тих процессов.
Основные направления хранения:
1. консервация документов – действия, направленные на долгосрочное сохранение документов, предохранение их от повреждения или разрушения посредством каких-либо особых мер.
2. Охрана документов от хищений и порчи – процесс защиты документов от недобросовестности и злонамеренных действий людей.
Процесс консервации включает в себя:
Поддержание режимов хранения – создание оптимальных условий их хранения, при которых материальная основа документов сохраняет свои свойства максимально длительное время.
Стабилизация – укрепление материальной основ документа путем обработки, замедляющей старение носителя документа.
Реставрация – восстановление или улучшение эксплуатационных свойств документа, а также его формы и внешнего вида.
Наиболее значимыми для сохранения материальной основ документа являются следующие режимы хранения БФ:
Температурно-влажностный режим. Поддержание в помещениях для хранения фонда постоянной температуры и влажности воздуха, оптимальных для сохранения физико-химических свойств документа. Нормативные показатели температуры воздуха в помещениях для хранения документов – 18±2. Норма влажности воздуха – не более 50-60%. Во избежание пересыхания материалов расстояние между стеллажом и источником отопления должно быть не менее 60 см. Расстояние между стеллажами или шкафами и стеной не менее 45 см.
Световой режим. Предполагает поддержание нормы освещенности, которая составляет 75 люкс. Ультрафиолетовая составляющая не должна превышать 20-30 микроватт на люмен. С целью снижения вредного влияния освещенности используются следующие меры защиты: хранение документов в шкафах с закрытыми дверцами, либо компактных передвижных стеллажах. Наилучший вариант для хранилища - локальное искусственное освещение стеллажей, позволяющее включать лампы только на время поиска необходимого документа.
Санитарно-гигиенический режим предполагает предохранение документов от биоповреждений и пыли. При длительном пребывании на поверхности документов пыль уплотняется, слеживается, придает серый оттенок материалам, портит внешний вид документов, плохо удаляется. Наиболее простые и самые эффективные средства борьбы с пылью – ежедневная влажная уборка и ежемесячная обработка библиотечного фонда пылесосом. Застойный воздух, низкая освещенность, запыленность, способствуют развитию в хранилищах биофактора: микроорганизмов (грибков, плесени, бактерий), насекомых и грызунов.
Меры борьбы с биофакторами. 1- Профилактические: поддержание нормального температурно-влажностного и санитарно-гигиенического режимов в помещениях хранилищ; постоянный микологический (гриб.) и энтомологический (насекомое) надзор за состоянием документов; выявление поврежденных документов. 2. – Истребительные: химические меры защиты фонда (распыление ядовитых паров и газов для уничтожения микроорганизмов и насекомых); механические устройства (липкие ленты, мышеловки); физические меры защиты фонда (высокотемпературная обработка сухим и влажным горячим воздухом, лучевые способы борьбы с микробами); биологические средства защиты фонда.
Способы стабилизации: 1. Изоляция документа от внешней среды (помещение наиболее ценных документов в сейфы с поддержанием заданной температуры и влажности; хранение в вакуумных камерах или камерах, заполненных азотом; герметичное инкапсулирование). 2. Защита от биоповреждений (обработка специальными средствами, использование материалов с повышенной биостойкостью). 3. Нейтрализация кислотности материальной основы документов (пропитка щелочными соединениями, использование бсскислотной бумаги).
Реставрация документов направлена на восстановление утраченных частей текста и носителя, удаление загрязнений, отбеливание, упрочнение материала путем пропитки, ламинирования, переплета и др.
Охрана документов от хищений и порчи. Меры защиты: контролирующие (учетный режим, контроль за целостностью документа, режим контроля за сроками возврата выданных документов, электронные противокражные системы) , наказательные (штраф, лишение права пользования фондом на определенный срок), профилактические (расширение сервисных услуг позволяет ксерокопировать/сканировать необходимые пользователю документы, создаются страховые копии наиболее ценных документов).