28. Организационные аспекты управления качеством информационно-аналитических служб: определение показателей, принципы и методы оценки результативности.28. Организационные аспекты управления качеством информационно-аналитических служб: определение показателей, принципы и методы оценки результативности.
Развитие управление качеством неразрывно связано с развитием информационных технологий. Генерация и передача новых знаний является ключевыми факторами успеха в управлении качеством. Стремительное развитие информационных технологий дало принципиально новые инструменты для управления качеством и привело к кардинальному изменению идеологии построения информационно-управляющих (ИУС) и информационно-аналитических систем (ИАС) для производственных процессов. Эти системы, интегрированные в единое целое, можно представить как пирамидальную структуру: данные - информация - знания-решения (управляющие воздействия).
Основой пирамиды является ИУС, в которой осуществляется непосредственное управление технологическими процессами и формируются исходные данные (значения параметров контроля и управления), полученные в процессе измерения, определяющих характеристики производственных процессов. Следующий уровень ИУС - информационный, обеспечивает предварительную обработку результатов измерений - систематизацию, получение обобщённых показателей, характеризующих свойства и структуру производственных процессов. На аналитическом уровне ИАС, совокупность систематизированных данных и обобщённых показателей (среднее арифметическое значение, среднее квадратичное отклонение размах, и т.д.) сравниваются их с установленными регламентными значениями, зафиксированными в используемых стандартах, нормативах и технических условиях. Информация о несоответствии уровня качества заданным стандартам, регламентам поступает к ведущим специалистам, где проводится анализ и вырабатываются управляющие решения по устранению или предупреждению отклонений. Таким образом, создаётся постоянно расширяющаяся, за счёт результатов анализа, база знаний и формируется цикл управляющих воздействий.
Организационной формой контрольно-аналитической деятельности является проверка.
Проверка осуществляется с целью проведения анализа реализации образовательными учреждениями исполнения полномочий в пределах своей компетенции.
Методами контрольно-аналитической деятельности являются:
• документарный контроль
• обследование
• наблюдение за тактическим состоянием проверяемого объекта
• экспертиза
• анкетирование
• опрос участников процесса
Контрольно-аналитическая деятельность может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок и мониторинга.
Плановая проверка осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
Оперативная проверка – осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Контрольно-аналитическая деятельность в виде мониторинга предусматривает:
- постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью образовательных учреждений;
- сбор и обработка, накопление и обновление информации для эффективного решения задач управления качеством образования.
По совокупности вопросов, подлежащих проверке, контрольно-аналитическая деятельность проводится:
- образовательных учреждений – тематические проверки (одно направление деятельности), комплексные проверки (два и более направлений деятельности);
- должностных лиц – тематические и комплексные проверки.