читать дальшеИзучению или, точнее, исследованию могут подвергаться различные аспекты информационных потребностей: содержание, динамика изменения, формы и интенсивность проявления и т. д. Однако наиболее важной характеристикой является содержание информационных потребностей, направленность их на информацию определенной тематики и вида. Изучение остальных свойств в большинстве случаев производится на основе уже выявленного содержания потребностей. Именно тематическое содержание является главной проблемой практически любого исследования.
Изучение «базовой» деятельности позволяет в определенных пределах прогнозировать, т. е. всего лишь предполагать, какая информация может потребоваться субъекту (субъектам) для успешного осуществления деятельности (с точки зрения вида информации, содержания, новизны и т. д.). Другими словами, при изучении «базовой» деятельности исследователь берет на себя смелость предсказывать, что у совершающего эту деятельность могут возникнуть такие-то информационные потребности. Вероятность ошибочных предположений естественно велика, поскольку сам человек, базовая деятельность которого изучается, не может точно определить, какая информация ему нужна. Эта ошибка может заключаться как в сужении, так и в расширении тематических границ информационных потребностей человека, что в равной мере отрицательно скажется на качестве информационного обслуживания. И только учебная деятельность, изучаемая в качестве «базовой», позволяет более точно определить, какая информация нужна обучающемуся для успешной сдачи зачета и/или экзамена.
Таким образом, изучение «базовой» деятельности позволяет предвидеть возникновение информационных потребностей с некоторой степенью точности, поскольку это зависит от множества факторов (сложности решаемых задач, их новизны, информационного потенциала субъекта и др.). Достижению большей степени точности может в известной мере способствовать знакомство с директивными материалами, относящимися к данной сфере деятельности, прогнозами и планами той организации, где работают потребители, информационные потребности которых изучаются. Эта задача не такая простая, поскольку названные документы не содержат данных об информационных потребностях и требуют своего квалифицированного осмысления.
При изучении информационно-потребительской деятельности (рис.3.) анализу подвергаются: поведение потребителей информации в библиотеке, мнение по поводу качества их информационного обслуживания, прямые и косвенные свидетельства о предшествующей информационно-потребительской деятельности (запросы на литературу, библиографические ссылки в письменных и опубликованных научных работах, если субъектами являются научные работники).
Однако и здесь нельзя избежать ошибочных предположений, ибо, во-первых, потребители могут пользоваться услугами других библиотек, брать книги не только для себя, но и для членов семьи, а во-вторых (и это немаловажно), запросы на литературу, как и библиографические ссылки свидетельствуют об информационных потребностях, существовавших в прошлом. А для решения предстоящих задач или прежних, но в изменившихся условиях их содержание может существенно измениться.
Поэтому при прогнозировании информационных потребностей на основе данных изучения информационно-потребительской деятельности также можно получить неверные или, в лучшем случае, неточные результаты, которые не будут соответствовать действительным информационным потребностям. Для уменьшения вероятности ошибок выделяются наиболее устойчивые и перспективные информационные потребности из существующих, и определяется, какие новые потребности могут возникнуть в результате развития деятельности.
В качестве исследователя информационных потребностей в данном случае выступает преподаватель, определяющий необходимый объем знаний, которым должен владеть обучающийся для получения положительной оценки.
Выбор методов изучения информационных потребностей зависит от объекта анализа. Один и тот же метод может быть использован как для изучения «базовой», так и информационно-потребительской деятельности. Охарактеризуем кратко те из них, которые используются в практике и упоминаются в специальной литературе.
Некоторые авторы подразделяют методы на две группы - прямые и косвенные в зависимости от того, какие связи устанавливаются между исследователями и обследуемыми. К первым относят непосредственное обращение к обследуемым путем их опроса, ко вторым - использование данных, содержащихся в каких-либо документах. Между тем в социологии такое разделение отсутствует. Употребление терминов «прямой» и «косвенный» относится к классификации вопросов, задаваемых при опросе респондентов. При прямом вопросе предполагается, что ответ респондента следует понимать в том смысле, как его понимает опрашивающий. А ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента виде.
Не затрагивая всех других методов, упоминаемых разными авторами в своих работах, отметим, что их можно свести к трем группам:
- наблюдение (имеется в виду наблюдешь за реципиентом и его действиями);
-изучение документальных источников;
-опрос потребителей информации.
Все названные методы сбора первичной информации могут применяться для исследования как элементов «базовой», так и информационно-потребительской деятельности.
Наблюдение как метод сбора материала прежде всего требует четкого определения объекта наблюдения. Чтобы наблюдение было целенаправленным, важно предварительно разработать программу, соответствующую требованиям, предъявляемым к этому методу в социологии. В частности, определяются цели и задачи, выбор способа и сроков pi, что немаловажно, признаков и единиц наблюдения. Последние должны проявляться в поведении наблюдаемых и не допускать различного толкования тех или иных актов.
Изучение документальных источников. Круг документов для изучения информационных потребностей достаточно широк; они используются чаще, чем наблюдение. Ранее уже упоминалось, что при изучении «базовой» деятельности научных работников, специалистов производственной, финансово-коммерческой, предпринимательской и прочих сфер деятельности можно использовать плановую, прогностическую, инструктивно-методическую и другую документацию. На предприятиях, производящих какую-либо продукцию, анализу подвергаются планы внедрения новой техники и технологии, перечни рационализаторских предложений. Все это дает возможность уточнить профиль деятельности предприятия (или его подразделений) и в какой-то мере прогнозировать информационные потребности работающих или по крайней мере выявить факторы, определяющие возникновение этих потребностей (цели и задачи «базовой» деятельности, распределение функций среди сотрудников, средства и методы и, конечно, тематическое содержание деятельности).
Существенный недостаток анализа документов, находящихся в библиотеке, как и отчетов о НИР, опубликованных работ ученых заключается в том, что зафиксированные и отраженные в них сведения характеризуют интересы субъектов в прошлом. С библиографической же точки зрения важнее знать, какие информационные потребности существуют сегодня и какими они будут в ближайшем будущем. Информационные потребности достаточно быстро изменяются, поэтому однажды выявленные потребности читателя или группы читателей должны через определенные промежутки времени уточняться.
Опрос является наиболее эффективным и самым распространенным методом изучения информационных потребностей. Он осуществляется либо устно (интервьюирование), либо письменно (анкетирование). Достоверность собираемых с помощью данного метода сведений во многом обеспечивается четкой формулировкой вопросов, соблюдением других правил и принципов построения анкеты (опросного листа). Наряду с предметным содержанием информационных потребностей реципиентов уточняется цель использования информации, ее характер (фактографическая, инструктивно-методическая, концептуальная). Обычно в анкетах содержатся вопросы, относящиеся к личности анкетируемых: образование, занимаемая должность, стаж работы, наличие домашней библиотеки, выписываемые по профилю деятельности реципиента периодические издания, знание иностранных языков, предпочитаемые виды документов и др.