читать дальшеТеории власти
Власть — одна из основных категорий политической науки. Как социальное явле-
ние она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном, об-
ществе можно выделить отношения властного типа.
Виды власти
В политической науке власть анализируется или как политический феномен, или
как явление, не ограничивающееся сферой политики. В первом случае любая
власть является политический. Правда, в этом случае происходит стирание разли-
чия между приватным и политическим. Скажем, власть родителей над детьми
также становится политической. Согласно второму подходу, не все виды власти
являются политическими. Так, могут существовать различные виды власти: эко-
номическая, социальная, культурно-информационная. Среди многочисленных
разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это
проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавли-
вает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества,
которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения.
Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает уза-
коненным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы
сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в со-
временном обществе обладает правом на легитимное насилие.
Функции политической власти
Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:
• определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтерна-
тив общественного развития;
• обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
• регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет
деятельность, направленную на их разрешение;
• осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных цен-
ностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе
ресурсам.
8. Легальность и легитимность власти.
Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.
Другими словами, легитимность власти – это
а) признание власти населением;
б) принятие власти как правомерной и справедливой;
в) наличие у власти авторитета в глазах населения.
Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.
Легальность власти означает, что
а) власть имеет законное происхождение;
б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);
в) власть сама подчиняется закону.
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.
Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.
Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы.