читать дальшеЭволюция :
Самые ранние элементы БИ – упоминания названия древних книг (эпические поэмы и песни о Гильгамеше), обнаруженные учеными, в текстах глиняных табличек, написанных в середине 2 тысячелетия до н.э. на Др. востоке – элементы протобиблиографические.
Само слово библиография пришло из Др. Греции. В документах 5 в. до н.э. библиографами называли переписчиков книг. С начала 17 в. в течении более трех последующих веков оно употребляется в значении не «книгописание», то есть переписывание книг, а в другом — «книгоописание». В России в XVIII в. оно было заимствовано из французского языка калькой слова «bibliographic».
Словом «библиография» прежде именовали любой перечень книг, журналов, статей и других документов. Однако по мере расширения состава объектов библиографического отражения (помимо книг ими становились журналы, газеты, статьи и другие документы), развития библиографической деятельности дальнейшая эволюция представлений о библиографии привела к тому, что количество трактовок ее сущности умножалось. Само слово «библиография» в середине XX в. употреблялось, в десяти значениях. Основными из них были четыре: «книгоописание и наука о нем», «перечень книг, журналов, статей и других произведений печати», составляющих научную, художественную и другие виды литературы (XIX-XX вв.), «область научной и практической деятельности», «вспомогательная дисциплина» Достоинством двух последних определений является стремление установить родовидовые отношения библиографии. Иными словами, уяснить не только сущность библиографии, но и определить, к какому социальному явлению она относится.
И в последующем ученые стремились установить родовидовые отношения библиографии. Ее именовали областью «культуры» «практической деятельности», «книжного дела», «познавательной инфраструктурой книжной коммуникации». В разных источниках библиографию именовали также «научно-практической деятельностью», либо относили к «инфраструктуре системы социальных коммуникаций», «системе социальных коммуникаций». Эти утверждения справедливы постольку, поскольку по своей природе библиография входит в состав культуры, экономики, просвещения, науки, социальных коммуникаций и тем более «пространства информации и знаний», где создаются, перемещаются и используются документы. Но они не раскрывают ее специфику в целом. Последнюю воплощает ее главный компонент — библиографическая информация. В самом общем толковании библиографическая информация представляет собою информацию о документах, в основном отчужденную от них. Опираясь на данную трактовку, О. П. Коршунов предложил определять библиографию в самом широком значении — как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления и обеспечивающих функционирование библиографической информации.
Современное научное представление о библиографии основано на трактовке ее сущности, понятии «библиографическая информация» и отнесении ее к информационной сфере общества, именуемой в действующем ГОСТе 7.0-99 Библиотечно-информационная деятельность, библиография «информационной инфраструктурой». Информационную инфраструктуру данный ГОСТ определяет как совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающую доступ потребителей к информационным ресурсам (термин 3.1.34). Следует уточнить, что понятие «инфраструктура» обозначает вспомогательную по отношению к любой области социальной деятельности подсистему, обеспечивающую функционирование области деятельности. С этой точки зрения информационная инфраструктура — это социальная система, организующая подготовку и функционирование социальной информации, а библиография — ее подсистема, у которой имеется своя инфраструктура.
Можно считать общепризнанной информационную природу библиографии. Поэтому, исходя из вышесказанного, предлагается следующее определение. Библиография — это социальная информационная система, обеспечивающая подготовку и функционирование библиографической информации.