читать дальшеПочему же сейчас, спустя столько лет, мы обращаем внимание на произведение Гончарова «Обыкновенная история»? Почему оно названо «Обыкновенная история», а не более конкретно? Роман «Обыкновенная история» сохраняет свою художественную и эстетическую значимость для читателя начала 21 века. И именно эту универсальность писатель подчеркнул в названии своего произведения – «обыкновенная» история. То есть, с одной стороны, обычная, ничем не выделяющаяся, а с другой – та, которая может произойти с любым человеком, типичная, не вызывающая удивления.
Эта «обыкновенность» подчеркивается постоянно, на протяжении всего романа.Юноша Александр Адуев – двадцать лет. Жизнь от пелен ему улыбалась: мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя: профессоры твердили, что он пойдет далеко... О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху..." Жил он до поездки в Петербург в провинции, где жизнь была спокойна и патриархальна, воспитывался на романтической литературе. С одной стороны, такое воспитание сделало из него горячего романтика с высокими чувствами, который верит только в самые пылкие страсти и сильные порывы. С другой - не дало правильного представления о трудностях жизни, о том, что человеческие поступки чаще бывают низки, чем высоки. По словам Белинского, такие люди "долго бывают помешены на трех заветных идеях: это слава, дружба и любовь".
Александр весело собирается в столицу и непреклонен перед просьбой матери остаться. Голова его полна прекрасных, светлых планов и мечтаний. Трогательна сцена прощания юноши с Софьей, первой любовью. Ему кажется, что он никогда не сможет забыть свое увлечение. Прощаясь с другом Поспеловым, он восклицает: "О,есть дружба в мире! Навек, не правда ли?".
Итак, горячий юноша – мечтатель в Петербурге. Он едет к дяде Петру Ивановичу Адуеву, статскому советнику, умело делающему карьеру. Приезд племянника был для него неприятным сюрпризом, Петр Адуев постоянно критикует племянника и направляет на «путь истинный». Но здесь ждет молодого человека первое разочарование. Дядя устраивает родственника на службу. И второе огорчение: Александр мечтал о высоких свершениях, а тут скромная должность переписчика бумаг, а всеми проектами Адуева обклеены стены. Племянник ему предельно ясен: Александру суждено вырасти не в крупного поэта, но в энергичного, делающего успешную карьеру чиновника - «каков есть сам Петр Иваныч».
Александр же инстинктивно сопротивляется попыткам дяди заставить его честно посмотреть на самого себя. Не однозначна позиция и самого дяди: на протяжении романа он не раз пытается буквально «гнать» племянника из Петербурга назад, домой. И дело тут явно не в том, что ему просто не хочется видеться с Александром. Нет! Можно почувствовать, что в глубине души, не умом, а сердцем, дядя не так уж и хочет, чтобы племянник повторил его собственную судьбу, собственную эволюцию. Петр Иваныч чисто инстинктивно не прочь уберечь Александра как личность от «обыкновенной истории». Да, Петр Иванович многого достиг, но многое и утратил… Утратил человеческую природу и растерял ту систему ценностей, которая пропитывает натуру человека, те моральные и нравственные принципы, которые выглядят в столице столь наивно.
Однако у юноши есть знание иностранного языка. И опять разочарование. Для перевода вместо пьесы дядя приносит ему статью о картофеле.Итак, мечты о славе развеялись. Но осталась любовь! Он влюбляется в Наденьку. Любовь поглощает все внимание: заброшены служба, журнальные труды. И вдруг- новая катастрофа. Мечтам о женитьбе на Наденьке не суждено сбыться. Она предпочла графа Новинского. Отчаянию нет предела, невозможно понять такое предательство. К счастью, дядя убеждает его отказаться от мысли вызвать соперника на дуэль,поясняя, чтобы впредь с любовью был поосторожнее. А тут еще бывший друг Поспелов не проявил достаточной внимательности. Но дядя не разделяет обиды племянника.
И вот постепенно совершается, к сожалению, та обыкновенная история, когда под влиянием первых же трудностей, несоответствия жизни и мечтаний из романтика рождается трезвый, расчетливый и эгоистичный человек, который теперь больше верит в богатство, должность и умение вести себя в обществе, который стыдится бывших своих идеалов. Первым таким шагом для Александра было согласие поволочиться за Юлией Тафаевой. Дядя хотел, чтобы он отбил от Тафаевой его компаньона Суркова, потому что любовные увлечения последнего мешали делу. Неожиданно Александр влюбляется вновь. Однако на этот раз изменяет любимой сам. То, что он оказался способен на низость, поражает его. Но история потому и называется обыкновенной, что раз от разу герой совершает все более эгоистичные поступки и все менее способен стыдиться их. Он вновь встречает любовь прелестной девушки Лизы, которую долгу мучит своей холодностью. Как же меняется его отношение к любви. "Она любит меня,- думал Александр, едучи домой.- Боже мой, какая скука! как это нелепо..."
Герой романа уезжает в деревню. Но мечты о славе еще живы. И после смерти матери он вновь в столице. Прошло несколько лет. История подходит к концу. "Как он переменился! Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!" Александр - действительный статский советник, собирается жениться на девушке из приличной семьи и с хорошим приданым. О любви, конечно, нет и речи. Племянник отлично усвоил уроки дяди. Теперь, когда он занимает высокий чин, ни о каких полезных проектах и не мечтает, сердце свое ничем не беспокоит. Адуев-младший полностью повторил судьбу своего дяди. В конце романа он вдобавок удачно и не без расчета женился на богатой невесте. Тем самым он лишний раз доказал, что его история – обыкновенная и типичная.
Итак, мы видим, что в названии романа «Обыкновенная история» заложен глубокий смысл. «Обыкновенность » же заключается даже не в сюжетном построении, а в идейном содержании.История эта тем и обыкновенна, что и во времена Гончарова, и после, и сегодня тысячи и тысячи восторженных, не знающих жизни молодых людей мечтают о славе, великих свершениях и высокой любви, но, столкнувшись с прозой обыденности, с реальностью, раньше или позже отказываются от своих желаний. История очень типична. Каждый человек волен строить свою жизнь, как считает нужным. Прочитав роман Гончарова, может сделать вывод, что не нужно надеяться, славу, должности можно завоевать легко. А сама жизнь гораздо сложнее и противоречивее, чем мы представляемее себе.