читать дальшеОпределение понятия «религиозно-философского ренессанса» и его оценки. В русской духовной традиции «религиозно-философский ренессанс» несет глубокий смысл и имеет множество значений. Однозначного определения этого явления пока не существует. Во времени им обозначают период духовного подъема, пережитого Россией в конце 19-го – начале 20-го веков. Как событие в истории русской духовной традиции он обозначает период «1910», особенно между 1905-1917. В своей исторической протяженности он включает творчество многих представителей отечественной философской мысли конца 19-го и 20-го столетий. Феномен «религиозно-философского ренессанса» обозначил «онтологический поворот», осуществленный в новоевропейской философии в начале 20-го столетия. К старшему поколению представителей «религиозно-философского ренессанса» мы можем отнести Федора Достоевского, В. Соловьева, Александра Введенского. Своей кульминации это движение отечественной духовной традиции достигло в творчестве Николая Бердяева, Николая Лосского, С. Франка, Павла Флоренского, Густава Шпета и других. Несомненную преемственность творческой тематики и оригинальный поиск решения проблем, мы обнаруживаем у таких как Георгий Флоровский, Алексей Лосев, В. Ильин. Свое завершение этот период обнаруживает в творчестве Сергея Левицкого, Николая Полторацкого, Арсения Гулыги.
Выражение «религиозно-философский ренессанс», вероятно, ввел в обиход Л. Лопатин.
«Начало» «религиозно-философского ренессанса» связано с творчеством В. Соловьева. Высказанная им идея «свободной теософии», в определение которой входит понятие синтеза теологии, рациональной философии и положительной науки «Естественное», в предложенных им концептуальных решениях, имеет определенность должного и обладает.
1. непосредственным нравственным чувством или интуитивным различением добра и зла;
2. естественность добродетелей человеческой природы (чувства стыда, жалости и религиозное чувство);
3. естественность нравственного совершенства (возведение естественных добродетелей в закон);
4. естественность истины (действительность начала всякого возможного движения как «становящийся разум истины»)
Последователи В. Соловьева с конца 19-го века начинают активный поиск путей дальнейшего развития его концепции и пропаганды его идей. Их центром становятся «религиозно-философские общества», действовавших в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве в 1901-1917 годах Заседания этих обществ проходили под знаком обострившихся эсхатологических и апокалиптических чаяний эпохи. Её пытаются преодолевать политическими катастрофами, провокационными жестами культурной элиты, ожесточенными противоборством мнений членов этих религиозно-философских обществ и партийных интересов. Темы террора, самоубийства, убийства, поиск нового Откровения и антропософии волнуют российское общество. в начале 20-го века в опыте философии русской духовной традиции возникает оригинальное направление мысли – русский идеализм Н. Зернов установил значение данного события в истории русской культуры. Оно способствовало:
• (a) преодолению неприятия западной культурной парадигмы в русском обществе;
• (b) распространению экуменических идей;
• (c) восстановлению преемственности культуры московского и петербуржского периодов;
• (d) обогащению европейской культуры «дарами Руси»
Попытка создания первой в философском опыте русской духовной традиции открытого систематического дискурса: «системы конкретного идеал-реализма», у истоков которой стоял Н. Лосский