читать дальшеВ конце XIX – начале XX в. археологи обнаружили древнюю культуру (эпохи бронзы) на территории материковой Греции, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии. Она получила условное географическое название «эгейская культура». В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности. Древнейшая из них – Крито-микенская, или Минойская, с центром на острове Крит. На островах развивалась Кикладская культура, а в Пелопоннесе – Элладская[1]. Ее центры – Микены и Тиринф. Именно на Крите и в Микенах была обнаружена основная группа археологических памятников: развалины дворцов, частных жилых домов, гробницы, скульптура, стенная роспись, расписные вазы, резьба по камню. Они дают нам представление о Крито-микенской цивилизации.
В начале III тыс. до н. э. на смену общинно-родовому этапу приходит полисная организация социальной жизни, начинают формироваться первые города-государства. Отличительной чертой полиса является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такой дворец – средоточие сложной экономической, военной и религиозной жизни. Он являет собою актуализированный образ цивилизации.
Различают эпоху «старых дворцов» – начиная примерно с XX–XVII вв. до н. э., когда старые дворцы были разрушены (в результате, вероятно, природных катаклизмов), и эпоху «новых дворцов» XVI–XV вв. до н. э. Из-за наличия дворцов и отсутствия культовых сооружений культуру Крита часто называют «светской» или «дворцовой»[2].
Раскопками на острове Крит, начиная с марта 1900 г., занимался хранитель Оксфордского музея Артур Джон Эванс, который сразу отметил самобытный дух этой культуры[3]. Критские дворцы не были укреплены: ни рвов, ни мощных крепостных стен не обнаружено при раскопках. Вероятно, флот был достаточно могуч, чтобы отразить любое нападение. Царский дворец в городе Кносс – самый большой по площади, около 20 тыс. м2. По сторонам большого внутреннего двора находилось множество помещений, коридоров, запутанных ходов, что дало основание исследователям назвать его мифическим «Лабиринтом». Кносский дворец был снабжен системой водоснабжения и водоотведения, что говорит о высоком инженерном мастерстве зодчих. Освещался дворец специальными световыми колодцами-двориками[4], а также имел систему вентиляции, вращающиеся двойные двери, бесчисленные мастерские и кладовые. Все максимально функционально и не давит на человека, как это было в искусстве Египта или Месопотамии.
Но главным украшением Кносского дворца являются его фрески, отражающие быт человека той эпохи, окружающее его пространство. Многочисленные обитатели моря – дельфины, летающие рыбки, кальмары, осьминоги, а также игры с быками представлены на фресках дворца. Изображения человека не стандартны для эпохи – человек слишком свободен и жизнерадостен, он весь пребывает в изменчивом движении: шествия, игры, ритуальные процессии, улыбающиеся женщины, торжественно шествующие юноши с дарами и царь-жрец среди цветущего луга крокусов. Основная священная функция царя-жреца[5] заключалась в сохранении «священного порядка в природе», с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, ее порядок и отправления [17].
В конце XV в. до н. э. недалеко от о. Крит происходит грандиозное извержение вулкана на о. Тир, в результате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись воинственные племена ахейцев и захватили его.
Расцвет ахейской цивилизации происходит в XV–XIII вв. до н. э., ее важнейшим центром были Микены. Микены процветали и после крушения Крита, но они были раскопаны и представлены научному сообществу до критских дворцов. Поэтому человека, открывшего Микены, следует считать первооткрывателем Эгейского культурного мира. Этот человек – немец Генрих Шлиман, одержимый идеей найти гомеровскую Трою и воплотивший ее в жизнь[6]. На холме Гиссарлык, что на малоазийском побережье Эгейского моря, он обнаружил древний город (по подсчетам археологов, этих городов, или культурных пластов, оказалось почти тринадцать, расположенных один над другим) – Трою. НайденныйШлиманом золотой клад, названный им «кладом троянского царя Приама», принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама. Затем Шлиман отправляется на Пелопоннес, следуя указаниям Гомера, чтобы открыть «златообильные Микены», где царствовал победитель троянцев, вождь ахейцев – Агамемнон. Шлиману мы обязаны введением в научный оборот памятников Микен. В этой связи важнейшим цивилизационным фактом являются обнаруженные Шлиманом два вида слогового письма – типа А и типа Б, один из которых по сей день не расшифрован и ждет своего исследователя.
Гробница агамемнона. Во второй половине II тыс. до н. э. ахейские племена активно занимаются колонизацией Средиземноморья: заселяют острова Родос и Кипр, создают колонии на Сицилии, в Южной Италии, в Малой Азии. В конце XIII в. до н. э. ахейская цивилизация погибает, по-видимому, в результате нашествия с севера греков-дорийцев, которые позднее расселились по территории материковой Греции.
Именно в этот период происходит знаменитая осада Трои, увековеченная Гомером в эпической поэме «Илиада»[7]. Гомер называет Троянскую войну событием вселенского масштаба, охватившим небеса и землю, богов и людей. Троянская война датируется около XIII–XII вв. до н. э. Данные геологии подтверждают наличие природного катаклизма в этот период в бассейне Эгейского моря, по всей вероятности – извержение вулкана Санторин на острове Фера. В результате была не только разрушена Троя на территории Малой Азии, но и окончательно уничтожена минойская цивилизация на острове Крит и Ахейская в материковой Греции. Разрушительные последствия катаклизма были весьма велики, вплоть до потери письменности. Греческая культура оставалась бесписьменной почти полтысячи лет. И только в VI в. до н. э. греки позаимствовали алфавитное письмо у финикийцев. Первым был записан эпос Гомера, который сохранялся в устной традиции с VIII в. до н. э. Гомеровские эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» стали национальной гордостью греков на многие века.
1.4. Особенности культуры и искусства греческой архаики
XI–VIII вв. до н. э. – гомеровский период, иногда его называют «темными веками» в истории Греции. О гомеровском периоде известно немного. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках. Монументальная скульптура была деревянной, поэтому почти не сохранилась. В целом этот период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпохи. Важнейшим результатом культуры данного периода является создание Гомером своего знаменитого эпоса и введение Олимпийских игр, в ходе которых греки соревновались в силе, ловкости, выносливости. Первые Игры датируются
776 г. до н. э. Эта традиция нашла отражение в «Илиаде», где греки после победы над Троей собирают тела погибших героев, складывают огромный погребальный костер и проводят Игры в честь Зевса Олимпийского, подчеркивая тем самым преемственность традиции.
Многие герои ушли, но задача выживших состоит в сохранении традиции агона – состязания, соревнования, дабы воспитать новых героев.
Агонистика – состязательность в гомеровском обществе – является мощным фактором социального развития, но не сама по себе, а как репрезентация тех отношений, которые развиваются в гомеровский период внутри общины. В основе их лежит благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни. Состязательность – одна из важнейших особенностей греческой культуры, проникнута принципом патриотизма. Она олицетворяет характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда они выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что знаменитый афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины Промахос (Воительницы), монументальной статуи афинского Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.
Главную роль в Олимпийских празднествах играли состязания художественные – поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Местом проведения была выбрана священная роща Альтис, близ Олимпии, где все постройки – храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Игр. Тысячи зрителей съезжались, дабы приобщиться к празднику духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции.
Позднее к Олимпийским прибавились Пифийские игры – в честь Аполлона, проводимые в Дельфах, Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся раз в два года под Коринфом, Немейские, прославлявшие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам (аретэ) и моральное право властвовать над людьми.
VII–VI вв. до н. э. принято называть архаическим периодом (от греч. archaikosдревний). В этот период происходят перемены во всех сферах жизни Греции. Они связаны с периодом великой колонизации. Многочисленные греческие колонии появились на Западе и Востоке всего средиземноморского бассейна, а также в Причерноморье. Изменение в хозяйственном укладе жизни, развитие рабства и товарно-денежных отношений сопровождались глубокой социальной борьбой, итогом которой стало установление рабовладельческой демократии.
Политическая система Греции коренным образом отличалась от деспотий Древнего Востока, так как в основе ее политического устройства лежала рабовладельческая демократия, которая явилась результатом полисной организации социальной жизни. Полис – небольшой город-государство, в котором власть принадлежала народному собранию, избираемому из свободного населения. Но свободное население, по сравнению с классом рабов, было немногочисленно. Доминантой сознания грека – гражданина полиса – было ощущение свободы. Нарастая в архаический период, своей кульминации оно достигнет в период классики и постепенно угаснет в период эллинизма. Именно свобода является основной самоценностью древнегреческой культуры. Демократия порождала и укрепляла в сознании граждан доверие к своему разуму. Самочувствие, самоосознание древних греков в природе и обществе не могло не отразиться на их отношении с богами.
Мир богов был подобен миру людей, мотивы их поступков – подобны человеческим. Божественная сверхчеловечность для греков – это красота и абсолютная гармония, причем данную «идеальность» они считали достижимой и для человека, по крайней мере, для героев. Жизнь – это борьба, но в ней есть упоение победой. И хоть за жизнью следует смерть, главное в жизни – радость. В основе древнегреческой философии и искусства лежали представления о силе и красоте человека, его личности, находившейся в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природой и социальной средой.
В Греции получила большое развитие общественная жизнь, а архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер. В архаический период в монументальной архитектуре появляется храм как модель мира и дом бога. Возникает система ордеров[8], т. е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-строечной конструкции. Определились декоративно-художественные особенности двух главных стилей: дорического и ионического[9].
Различие между ними – результат не только местных традиций и культурных влияний, но в значительной мере и особенностей используемых строительных материалов. В западных районах греческого мира были деревья строевых пород, позволявшие из стволов большого сечения высекать необходимые брусья для колонн и перекрытий. Это в основном и определило наличие в дорическом ордере крупномасштабных элементов.
В восточных районах, наоборот, были породы деревьев, мало подходящие для строительных целей, с относительно тонкими стволами, что вызывало необходимость для обеспечения того или иного сечения сплачивать ряд мелких брусьев. Это, очевидно, повлияло на сильную расчлененность ордерных элементов ионического стиля, его изящество, «хрупкость». Этот стиль, кроме того, был генетически связан с архитектурой Востока.
Греческие храмы времени архаики строились из дерева и кирпича-сырца. Деревянными были колонны и вся система перекрытий. Стены основного прямоугольного помещения – целлы (святилища) выкладывались из кирпича-сырца. Эта система со временем начала перестраиваться: сырец стал вытесняться более прочным материалом – камнем, колонны тоже высекались из каменных блоков. Но этот процесс происходил постепенно.
Дорический стиль отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью[10], стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом стиле ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель имела характерную форму. Выдающимся памятником ионического храма являлось святилище Артемиды в Эфесе в Малой Азии[11]. Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись в интерьере.
Композиция греческих храмов различна. Самым распространенным видом храма был периптер – прямоугольное сооружение, по периметру обнесенное колоннами. Шестиколонный периптер (гексастильный) на боковых фасадах имел по 13 колонн. Целла в периптере состояла из трех частей – передней (пронаоса), собственно целлы (наоса) и третьей части, примыкающей к заднему фасаду и по размерам равной пронаосу – опистодома. Опистодом отделен от наоса глухой стеной, и доступ в него возможен только с заднего фасада. В опистодоме обычно содержались реликвии, приносимые в дар божеству, в честь которого воздвигался храм. Периптер был основным видом сооружения в дорической архитектуре.
В ионическом зодчестве ведущую роль играл так называемый диптер – своеобразная разновидность периптера, в котором целла имеет на боковых фасадах не один, а два ряда колонн.
В архаический период появляется монументальная каменная скульптура в виде куросов и кор. Курос (юноша) – обобщенное изображение обнаженного атлета, рассчитанное на фронтальный обзор[12]. На устах куросов, именуемых иногда архаическими Аполлонами, играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка». Это есть воплощение божественной красоты, поскольку люди своими формами походят на богов. Куросами украшали стадионы. Право на изображение получали олимпионики[13].
Кора (девушка) – женское изображение в полный рост, в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации, при этом они полихромны. Традиция раскрашивать мраморную скульптуру существовала в этот период. На лице коры также играет «архаическая улыбка», но к началу Греко-персидских войн улыбка сбегает с лиц.
В эпоху архаики одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор, кратеров, лекифов. Выделяют два типа росписи: чернофигурную и краснофигурную. В конце VI в. до н. э. в краснофигурном стиле работали выдающиеся мастера вазописи Евфроний и Евтимид, а амфора работы Эксекия «Аякс и Ахилл, играющие в кости» является классическим образцом чернофигурного стиля.
Таким образом, культура и искусство архаического периода подготовили небывалый расцвет и взлет творческой активности в период классики.