читать дальшеСледующий период в развитии человечества, повлиявший на дальнейшее куль¬тур¬ное развитие в значительной степени неолит (новый каменный век). Основное собы¬тие, подчеркивающее значимость этого периода – переход от присвоения готовых про¬дуктов посредством охоты, рыболовства, собирательства к производству продуктов питания с помощью орудий труда. В 30-е гг. ХХ в. английский археолог Г. Чайлд дал этому процессу определение ¬- «неолитическая революция». В отношении хронологии этого явления среди ученых отсутствует единство. Они сходятся только во мнении, что наступ¬ление неолитической революции было не одновременным в различных регионах. Что ка¬сается ближневосточного региона, то здесь неолитическая революция датируется X – V тыс. до н. э. Но если говорить о выработке конкретных форм производящего хозяйства, то выделяют VIII – VII тыс. до н. э.
Качественные изменения в технике производства привели к следующим явлени¬ям, которые выступают как основ¬ные характеристики раннеземледельческих культур:
– переход к земледелию и скотоводству;
– переход к оседлому образу жизни, что обусловило демографический взрыв;
– накопление знаний и опыта и передача их от поколения к поколению;
– появление перспективы в материальном производстве;
– зарождение мифологии;
– закрепление рациональных знаний о мире;
– появление письменности;
– развитие в изобразительном искусстве орнамента;
– появление первых архитектурных сооружений.
Переход к земледелию и скотоводству. Для перехода к земледелию было необходимо культивирование высокопродук¬тив¬ных злаков. Первый злак, который люди стали сжинать в диком виде – ячмень, затем были культивированы – пшеница, кукуруза, рис. Это привело к устойчивости в обеспечении племенных групп продуктами питания. Где это произошло раньше сказать сложно, но уже между X – VIII тыс. в Палестине (долина Мертвого моря), в центральной Турции (Анатолия) и западных склонах Иранского нагорья (в горах Загроса) сеяли хлеб. В этот же период и на этих же терри¬ториях стали доместицировать животных – козу, овцу, осла (собаку еще раньше – палео¬лит), позднее – крупный рогатый скот и свиньей.
В VIII – VI тыс. люди научились делать сложные каменные орудия, плести кор¬зи¬ны, глиняную посуду – это создало лучшие условия для хранения и приготовления пищи.
Доместикация животных и растений является решающим фактором на ранних этапах формирования экономики нового типа. В дальнейшем все большие значение стали играть условия, способствующие быстрому развитию высокопродуктивных форм земле¬делия и скотоводства.
Переход к оседлому образу жизни. Что касается образа жизни, то мобильность ос¬тается, но перестает быть опреде¬ляющим элементом, так как этому припятствует занятие земледелием. Происходит освоение малообитаемых пространств. Схема расселения меня¬ется от линейно-маршрут¬ной к сложно-точечной системе. Все большее значение при¬обретает оседлый образ жизни, а это в свою очередь связано с увеличением числа насе¬ления. По Брэдвуду, насе¬ление этого периода увеличивается в 15 раз, возврастает и коофициент плотности: ранее на 100 км – 5–7 чел., в этот период не менее 1000 человек, на VII тыс. до н. э. население составляет около 66 млн чел. (Ханкевич. С. 19).
Накопление знаний и опыта. Оседлый образ жизни способствует накоплению зна¬ний и опыта, которые начинают передаваться от поколения к поколению, стабиль¬ность этого процесса. Для кочевых племен поддерживать этот процесс трудно.
Появление перспективы в материальном производстве. В материальном производ¬стве происходят существенные изменения:
- Прежде всего они касается возделывания зерновых культур, производства продуктов питания. Начинает применяться поливное земледелие – основа будущих циви¬лизаций (посевы под дождь; системы одноразового орошения; ирригационные системы).
- Совершенствуется специализация производства – развивается гончарное произ¬водство, строительное дело, изготовление украшений.
- Происходит разделение труда – отделение ремесла от земледелия.
- Складывается общественная организация производства. Новый тип культуры основан на социальной организации управления. Заклады¬вается социальная иерархия общества: появление культа тайных союзов, зарождение примитивной государственной власти, господство мужчины, переход к патриархату.
Закрепление рациональных знаний о мире. Рациональные знания первобытной куль¬туры включали в себя: календарно-астрономические представления; проведение матема¬тических, биологических, географических расчетов. Естественно они были примитивны¬ми, но, познакомившись с древнейшими очагами раннеземледельческих культур, такими как Иерихон, Чатал-Хююк, Джармо, возникает убеждение, что для их создания требуется определенный запас рациональных знаний.
Также на рубеже каменного и бронзового веков на территории Англии возникли мегалитический комплекс Стоунхендж, где точно фиксировались точки восхождения солнца в день летнего солнцестояния и его захода в день зимнего солнцестояния, пред¬сказывались солнечные и лунные затмения. Требовало определенного запаса знаний создание монументальных архитектурных сооружений в виде менгиров, дольменов, кромлехов. Развитие скотоводства способствует накоплению зоологических знаний, развитие земледелия – ботанических, химических.
В развитии человека, общества и его культуры мы выделяем два культурных этапа.
Первый связан с культурой "присваивающего хозяйства" или культурой присвоения и продолжается до ХI-Х тысячелетия до н. э.
Второй этап образует культура "производящего хозяйства", культура производства, и именно эта культура определяет общественное развитие вплоть до современности.
Переход от культуры присвоения к культуре производства получил название "неолитическая революция". Термин был введен В. Г. Чайльдом и сегодня стал общеупотребительным. В. Г. Чайльд считал, что переход от охоты, собирательства и рыболовства, которые характерны для культуры присвоения, к земледелию и скотоводству, - видам деятельности, составляющим культуру производства, происходит относительно быстро. Он сопровождается переходом к осёдлости, появлению первых поселений, архитектуры и т. д., то есть к обогащению культуры на основе регулярно получаемого избыточного продукта.
Современные исследования процессов перехода к культуре производства отмечают, что этот процесс вызревает ещё в недрах старой культуры, он происходит постепенно, проходя ряд промежуточных этапов. Так, на первом этапе человек в основном пытается ещё не преобразовать природу, а сохранить её, законсервировать, добиться гармонии в отношениях с природой. Оказавшись в благоприятных условиях, культура присвоения подчас сохранялась вплоть до ХХ века. Но чаще всего человек вынужден был искать новые пути взаимодействия с природой, преобразовывать её для производства в соответствии со своими потребностями, умениями, интересами. Это привёло к появлению земледелия из собирательства, скотоводства из охоты. А вот рыболовство ещё долго сохраняется, не приобретая облик производящей деятельности, и только в ХХ веке от него отпочковывается марикультура.
Раньше считали, что переход к земледелию или скотоводству облегчает труд человека, даёт ему больше свободного времени. Последние исследования показывают упрощённость такой трактовки: переход к культуре присвоения в её аграрном, сельскохозяйственном виде сопровождается увеличением рабочего времени, усилением напряженности, монотонности труда, потерей его творческого характера. Единая ранее, синкретичная культура охотников и собирателей разделяется: из материальной культуры выделяется умственная, духовная культура в качестве самостоятельного вида деятельности.
Теперь единство культуры достигается в результате обмена избыточного продукта на услуги, духовную продукцию. Каждая из культур специализируется в своей области, взаимно дополняя друг друга, способствуя развитию друг друга, то есть выступает в коэволюционных связях. Тот или иной вид культурной деятельности закрепляется за определённой группой лиц и передаётся со временем по наследству: происходит становление каст, варн, сословий и т. д.
Пожизненное закрепление за тем или иным видом деятельности приводит к ограничению свободы человека. Выбрав один вид занятий, он не может заниматься другими. Закрепление специфического вида культуры за группой лиц и передача этой деятельности по наследству приводят к ещё большей потере свободы. Теперь человек теряет право выбора уже самим фактом своего рождения в касте. Например, он обречен быть воином и никем другим.
Но процесс дифференциации и специализации имеет и положительные стороны: быстрее происходит накопление опыта в конкретной области культуры, его сохранение и передача. Теперь отдельно накопленные знания, умения, навыки не теряются, а передаются внутри слоя и чаще всего - внутри семьи: от отца к сыну, от матери - к дочери.
Специализация культуры имеет ещё одну сторону - она сама является важнейшим фактором роста производительности труда. Теперь работник материального производства заинтересован в производстве не только необходимого, но и избыточного продукта с тем, чтобы обменять его на услугу, продукт духовной деятельности - шамана, колдуна, певца, сказителя, врачевателя и т. д. В то же время, последние заинтересованы в производстве продукции, востребованной производителями материальных благ, что является важнейшим стимулом для духовного творчества.
Переход к новой культуре сопровождается и изменениями в объекте поклонения. Ранее это были хозяева природного богатства - духи покровителей, хранителей леса, воды, стад, рыбьих стай и т. д. "Взяв" у них часть богатства, необходимо было вернуть им "эквивалентный" продукт - жертву.
С переходом к земледелию и скотоводству объектом поклонения стали иные боги - ответственные за производство, создатели - творцы, демиурги - порождающие новый продукт: зерно, животных и самого человека. Создаются и иные праздники: сельскохозяйственного цикла у земледельцев, природного цикла обновления степей и домашних животных - у скотоводов. Объекты поклонения приобретают зооморфную, а позднее антропоморфную форму. Важную роль начинают играть солярные (солнечные) и астральные (звёздные) культы.