читать дальшеОдним из почитателей и горячих сторонников Руссо, идеи которого вдох-
новили его на педагогическую деятельность, был И.Г. Песталоцци (1746—
1827). .
Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и ока-
зался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школь-
ное образование, несколько лет проучился в Каролинуме — высшей
школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятель-
ности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в
том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка.
В ранние годы увлекся произведениями Руссо, укрепившими в нем
стремление к самоотверженному служению народу, бедствия которого он
видел. В это время в Швейцарии происходит процесс усиленного разви-
тия промышленности, обнищания и разорения крестьянства. Тяжелые
картины нужды и бесправия рабочих и крестьян произвели огромное
впечатление на Песталоцци, и он стал сторонником радикальных преоб-
разований в обществе.
После того как был оставлен Каролинум, он направился к известному
зажиточному сельскому хозяину в его имение с целью изучения постанов-
ки дела в этом образцовом хозяйстве.
Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйст-
во в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.). Он хочет жить рядом с
крестьянами, помогать им, показывая образец в ведении дел, намерева-
ется соединить с земледелием торговлю сельскохозяйственными продук-
тами крестьян.
. Но вскоре выяснилось неумение Песталоцци организовать сельское
хозяйство, прибыли не получилось, убытки были велики, он попадает в
тяжелое положение и разоряется.
И в это время он решается на новый эксперимент, который ему пред-
ставляется истинным служением народу. В Нейгофе он организовал «Уч-
реждение для бедных», в котором намеревался соединить обучение с про-
изводительным трудом. Так он хотел помогать беднейшему крестьянству,
и именно в это время он подошел к осуществлению своей заветной мечты
о служении народу.Песталоцци руководствуется идеей, что крестьянских детей нужно
подготовить к жизни в своей среде, не отрывать от нее, а приспособить
их к ней. Детей нужно приучать к профессиональному труду в тех скром-
ных условиях, в которых они живут и будут продолжать жить.
В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков беспризорных
сирот 8—15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно
приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял
их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремес-
лом, в будущем будут спасены от бедности, Он стремился воплотить в
своем опыте прекрасную идею — соединить обучение и труд, но не
смог найти методов осуществления этой связи. Нейгофское учреждение
для бедных не пользовалось никакой общественной поддержкой, так
как дети, оказавшиеся в нем в силу их социального положения, вызы-
вали не столько сострадание, сколько враждебность. Сам эксперимен-
татор с трудом справлялся с такими большими и трудными обязаннос-
тями. И в 1780 г. «Учреждение для бедных» прекратило свое
существование. Благодаря самоотверженности жены и помощи друзей
с трудом удалось выбраться из долгов.
В эти же годы он осуществил опыт воспитания собственного ребенка
в соответствии с идеями Руссо, результатом чего явился его первый, педа-
гогический труд «Дневник отца».
Последующие восемнадцать лет Песталоцци как участник преобразо-
вательного движения посвятил литературному труду. В это время он на-
писал много статей по вопросам воспитания, основная мысль которых —
преобразование общества должно осуществляться путем нового воспи-
тания, которое преобразило бы народ.Уже с 1781 г. Пееталоцци стал, одним из наиболее известных в Европе
писателей-романистов. Самым популярным его сочинением был четырех-
томный роман «Лингард и Гертруда» (1781—1787). Сюжет его прост.
Место действия — деревня, в которой главным человеком является ста-
роста, он же трактирщик. Школа возглавляется невежественным учите-
лем, пастор и помещик мало интересуются жизнью крестьян. Но сменив-
шие их молодой помещик, новый пастор и новый учитель перестраивают
жизнь деревни. Простая крестьянка — Гертруда, благодаря своей рассу-
дительности и настойчивости, своему трудолюбию и терпению, спасает
мужа Лингарда от пьянства и лени и добивается успехов в воспитании
детей. Постепенно в крут влияния новых идей вовлекаются соседи и про-
исходит преобразование целой деревни. Так автор произведения стре-
мился, показав великую миссию воспитания, разработав его методы,
обеспечить для каждого ребенка возможность морального и умственного
развития и в конце концов изменить общество к лучшему. В этом видел
и смысл, и цель всей своей жизни сам Песталоцци,Благодаря своим сочинениям Песталоцци становится известным дея-
телем, и в 1792 г. Законодательное собрание Франции награждает его вы-
соким званием гражданина Франции.
В 1789 г. происходят серьезные изменения в жизни знаменитого швей-
царца — он становится во главе сиротского дома в городе Станце, где после
кровавой расправы французских солдат с восставшими крестьянами оста-
лось много беспризорных детей. С этого времени на долгие годы Песталоц-
ци уходит в практическую педагогическую деятельность. В здании бывшего
монастыря был открыт приют для 80 детей от 5 до 10 лет. И здесь начался
новый период экспериментов Песталоцци — практический поиск путей
воспитания детей. Первым условием и принципом работы он считал созда-
ние такой обстановки, при которой раскрывалось бы сердце детей, обста-
новки любви к детям и понимания их психологического состояния. Из со-
страдания к воспитанникам, стремления помочь им Песталоцци постоянно
был с детьми («с утра до вечера я был один среди них»). Воспитатель и
воспитанники были во власти одних чувств и настроений: «Моя рука лежала
в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их сле-
зами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни
дома, ни друзей, ни прислуги, были только они», — напишет он в письме к
своему другу. Такая полная отдача педагога детям вскоре принесла свои
результаты: дети не дичились, стали открытыми, готовыми к деятельности,
искоренились дурные привычки и поступки.
И начались занятия с детьми, имеющие своей целью развитие умст-
венных способностей; снова Песталоцци стремится связать их с ручным
трудом.
Опыт был непродолжительным, так как приют был закрыт — пона-
добилось здание для госпиталя.
Тогда Песталоцци продолжает свою педагогическую деятельность в
качестве помощника учителя в деревенской школе Бургдорфа (где учите-
лем был невежественный деревенский сапожник); правда, и здесь он про-
был недолго — родители детей не одобрили его нововведений. Но в этой
школе он применил новую форму занятий — предметный урок и объявил
о том, что хочет психологизировать воспитание. Песталоцци сумел дока-
зать преимущества своих методов обучения, и власти открыли для прове-дения его экспериментов школу с интернатом и отделение для подготов-
ки учителей; это был ставший вскоре знаменитым во всей Европе
Бургдорфский институт. В эти годы Песталоции ищет ответ на вопросы:
чему и как учить в школе. Частично он пытался ответить на них в своем
сочинении «Как Гертруда учит своих детей» (1801).
В 1805 г. он перевел свой институт в Ивердон; институт Песталоцци
привлекал внимание писателей, ученых, политических деятелей разных
стран. В нем учились дети из аристократических и буржуазных семей, чтоглубоко огорчало создателя института, всегда стремившегося принести
пользу простому народу. В Ивердоне делалось много полезного: сторонни-
ки идей Песталоцци составляли учебники, писали статьи, различные ру-
ководства для учителей.
В 1825 г. Песталоцци возвращается в Нейгоф, здесь он написал свое
последнее педагогическое произведение — «Лебединая песня» (1826).
Скончался Иоганн Генрих Песталоцци в 1827 г.
§ 2. 1ЩАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполага-
ет обеспечение единства умственного, нравственного и физического раз-
вития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует состав-
ные части образования:
1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого яв-
ляется всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности
суждений и владения навыками интеллектуальной работы.
2. Физическое элементарное образование — это всестороннее разви-
тие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоя-
тельности» и владения «физическими навыками».
3. Нравственное элементарное образование, целью которого является
всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспе-
чения самостоятельности нравственных суждений и привития определен-
ных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание тво-
рить добро.
Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное
развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или
физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представ-
ляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необу-
зданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой бо-
гатства и стремлением к насилию.
Так же и все претензии человека на высокую мораль, если ее источ-
ником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляютсобой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее
люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на
свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали».
Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому
действию, ограниченных бессильным доброжелательством.
Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает вос-
питание в равновесии, в гармонии с самим собой.
Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие
«сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческихумений». Сама человеческая природа определяет естественный ход разви-
тия. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, дей-
ствует «в совокупности на сердце, ум и руку».
Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению
«внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упраж-
нениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слы-
шать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и
любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне».
Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив
их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо
искусное направление воспитателем развития задатков и способностей
детей.
При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в
человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том,
чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, под-
держивает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного
развития. Моральные, умственные и практические силы человека «долж-
ны воспитываться внутри его». Так, вера укрепляется благодаря собст-
венному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опира-
ется на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней,
мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей.
Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизволь-
ное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед за-
дачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами
для их деятельности.
Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспита-
ния как последовательного развития ребенка путем соответствующих уп-
ражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении
его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, ко-
торые считал основой обучения — это число, форма, слово, а элементар-
ное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью.
Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природ-
ных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением пред-
метов, а не слов, с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость .
предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувст-
венному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впе-
чатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение
в словах.
Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме,
благодаря счету — числом, посредством развития речи — словом. Со-
держанием элементарного образования и является чтение, письмоарифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме
того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная
программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Осо-
бенностью обучения стало постепенное восхождение от простого к
сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простей-
шие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод, начинавшийся с
преподавания правил, принципов, общих определений. Его место зани-
мали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания
стало развитие учеников, я не догматическое заучивание ими материала.
Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель
первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося,
а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утвержда-
ет Песталоцци,
Для школы важны те отношения, которые устанавливаются между
учителем и учениками. Они в своей основе должны иметь любовь учителя
к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и
последователи называли его отцом. В школе должна царить домашняя,
семейная обстановка.
Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое
воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься пряде-
нием и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои
грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти,
знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастер-
скими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и гото-
вить к предстоящей деятельности.
Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее
развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в
жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распростране-
нию и школьной практики знаменитого педагога. Так как институт
Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и
многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога
стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в
других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем
Песталоцци.