читать дальше«Ни одно имя не было окружено уже в XVIII в. таким ореолом славы, как
имя Руссо. Он был самым знаменитым писателем Франции, Европы, мира.
Все, что сходило с его пера, немедленно издавалось и переиздавалось,переводилось на все основные языки»1, —• писал известный отечествен-
ный историк A3. Манфред.
Но и трудно назвать еще человека, который не только при жизни, но
даже столетия спустя продолжал бы вызывать такие ожесточенные
споры. Его объявляли опасным смутьяном, проповедником свободы, бун-
тарем, родоначальником всех революционных брожений, ниспровергате-
лем устоев общества и т.д. и т.п. И в то же время великим гуманистом,
великим педагогом, титаном мысли.
Руссо жил во Франции в эпоху, когда наступал закат королевской влас-
ти, но в народе еще жила вера в доброго и справедливого короля. Росло
Bceo6iyee недовольство мастеровых, бедноты городов; толпы их выходили
с угрожающими возгласами на городские площади. Это было время нака-
нуне революции, вызванной определенными объективными причинами.
Крестьянство в XVIII в. составляло большую часть населения Франции,
но оно было задавлено огромными налогами. В стране активно развива-
лись мануфактуры, промышленность с преобладанием ручного труда.
Франция находилась постоянно в состоянии войны с другими государст-
вами, стремясь добиться гегемонии. Возрастали траты на содержание ко-
ролевской власти: торжественный придворный церемониал, огромная
свита, бесконечные празднества, пышность королевского двора, возвели-
чивание особы короля — все это было символом торжества абсолютизма.
Народ стонал от произвола господ, непосильных поборов и повинностей,
от беззаконий королевских чиновников: ни справедливости, ни правды
нельзя было добиться в судах. Огромными были сословные привилегии.
Все это вызывало всеобщее недовольство.
Вторая половина XVIII в. прошла в борьбе против абсолютизма. На-
родные массы, парламенты городов, часть аристократии выступают с тре-
бованием ограничения королевской власти.
Школьное дело в XVIII и даже в начале XIX столетия сохраняло черты
Средневековья не только во Франции. В европейских странах школы
были убогими и далекими от своего назначения. Школы для народа обыч-
но не имели специальных зданий, а помещались на дому у учителя или в
мастерской ремесленника, который совмещал учительство и ремесло.
В учителях были деревенский сторож, каменщик, токарный мастер, са-
пожник, которым нужен был приработок. При выборе учителя из подобных кандидатов предпочтение отдавалось тому, кто имел подходящее по-
мещение для школы. Такому учителю и не требовались особые познания,
так как учение ограничивалось приобретением учеником навыков чтения
и заучивания текстов катехизиса.Весь XVIII в. прошел в Европе под знаком идей Просвещения.
Просвещение — широкое идейное течение, зародившееся во Фран-
ции, отражавшее интересы широких масс. Инструментом улучшения об-
щества деятели Просвещения считали воспитание.
В рядах этого течения была блестящая плеяда выдающихся мыслите-
лей, писателей, ученых. В XVIII в. появилось множество словарей по раз-
ным отраслям наук, среди них «Энциклопедия, или Толковый словарь
наук, искусств и ремесел» Д. Дидро. В ней впервые объяснялись такие
слова, как депутат, деспотия, конституция, привилегия и др. Писатели,
чиновники, а не только аристократы, стали собирать библиотеки, книги
стали читать даже кучера и горничные. Книги печатали в Голландии и
Швейцарии и тайно перевозили во Францию. Запрещенную литературу
власти сжигали, но она продолжала ввозиться и распространяться во
Франции, что оказало существенное влияние на приближение революции.
Крупнейшие представители французского Просвещения: Вольтер,
Руссо, Монтескье, Гельвеции, Дидро. Они восприняли некоторые идеи
Локка и дали им свое толкование и дальнейшее развитие. Просветители
боролись за установление «царства разума», основанного на «естествен-
ном равенстве», за политическую свободу. Большое место в достижении
этих целей, установлении нового общественного порядка отводили рас-
пространению знаний. Они мечтали о создании такого идеального обще-
ства, в котором не будет пороков, угнетения и насилия, резко критикова-
ли существующую форму правления, церковь, мораль. Эта критика и
превратила просветителей в идеологов французской революции конца
XVIII в., хотя они не призывали к ней. Средством установления справед-
ливого порядка, преобразования общества деятели Просвещения считали
воспитание, просвещение.
Самым ярким и блестящим писателем и публицистом в замечатель-
ной плеяде просветителей был Руссо.Этот индивидуалист, сторонившийся людей, стал после смерти учите-
лем восставших народных масс, их идеологом. Мысли, заветы Руссо были
взяты на службу как революционными вождями, так и их противниками.
§ 2. ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ
Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье францу-
зов. Он был выходцем из народных низов, его предками были крестьяне
и ремесленники, а отец — часовых дел мастером. Рано лишившись мате-
ри, Жан Жак рос как круглый сирота, так как отец мало занимался им.
Предоставленный самому себе, он увлекся чтением, «поглощая» книгу за
книгой.
В 13 лет Руссо отдали обучаться ремеслу: вначале он был учеником
клерка, но, оказавшись неспособным к этому делу, стал учеником в мас-
терской гравера, где тоже задержался ненадолго. На него там кричали, не
скупились на подзатыльники. Однажды он твердо решил покинуть мас-
терскую навсегда.
С 1728 г. начинается долгий период скитаний; пешком, с посохом в
руках, по проселочным дорогам юный Руссо обошел Швейцарию, Фран-
цию, Италию. Эти путешествия дали ему очень много, он познал жизнь,
хотя и странствовал без определенной цели. Он был полон доверия к
людям, улыбчив, пел, смеялся и необыкновенно быстро располагал к себе
людей. Помогал ему и удивительный дар красноречия. В эти годы он пере-
пробовал разные занятия.
Эта десятилетняя школа странствий определила многое в его судьбе.
Он познал жизнь не из книг, которых и до, и после своих путешествий
прочел много, он познал реальную жизнь. В знаменитых государствах
Руссо видел низкие, вросшие в землю хижины, где он часто находил
приют, измученных крестьян, чахлые посевы, бедность и убогость, но
также видел и великолепные дворцы знатных вельмож, которые обходил
стороной.
Крестьянская нужда, народные бедствия, сословное неравенство, т.е.
сама жизнь, виденная им, стала первым источником его общественно-
политических идей.Важную роль в его жизни сыграла встреча с образованной, склонной
к вольнодумию настоятельницей монастыря в Аннеси, пользовавшейся
особым покровительством папы и долгие годы помогавшей Руссо. Она
пыталась обратить Руссо в католичество, поместила его в католическую
школу для подготовки миссионеров, но попытка не принесла успеха. Он
оставался равнодушным к религии. Тогда, чувствуя его одаренность, насто-
яла на учебе в музыкальной школе; здесь он добился больших успехов и
сам стал сочинять музыку.Но самое главное в этих годы — его занятия под руководством своей
покровительницы. На протяжении 10 лет он постигал все, чего ему не
хватало, занимался самообразованием. Естественные и общественные
науки, литература, искусство — все, что было создано наиболее значитель-
ного в них, изучено Руссо в те годы. Это было систематическое образова-
ние, в результате которого впоследствии Руссо поражал своих собеседни-
ков начитанностью. Он изучал астрономию, химию, ботанику, физику,
даже проводил опыты, увлекся философией, но самыми любимыми пред-
метами были история и география. Так, постепенно Жан Жак Руссо пре-
вратился в одного из самых начитанных и образованных людей своего
времени, сформировался как оригинальный и глубокий мыслитель. При
этом он сохранил простоту и выразительность слов, ясность в выражении
мысли. Самообразование — это второй университет Ж.Ж. Руссо (пер-
вый — сама жизнь).
В конце 30-х гг. Руссо служил в Лионе домашним учителем двух сы-
новей местного судьи. Этот опыт послужил основой для написания трак-
тата «Проект воспитания де Сент-Мари», где он изложил свое понимание
задач и содержания воспитания.
В 1742 г. Руссо появляется в Париже, где, благодаря рекомендатель-
ным письмам, оказался в модных салонах, куда он входит с тайным пред-
убеждением, отвращением к богатству и недоверием к ослепительным
дамам и господам. Руссо приглядывался, прислушивался, наблюдал. И по-
степенно он осознал, как справедливы были его догадки: он разглядел в
посетителях салонов ложь и лицемерие, тайный и холодный расчет, бес-
пощадность к своим конкурентам. Отвращение к богатству не убавилось,
а возросло и обострилось. Опыт общения с элитой парижского света при-
вел его к критической оценке современного ему общества. Он подошел к
тем идеям о происхождении неравенства, которые принесли ему позже
громкую славу.
Дамы, покровительствующие Руссо, выхлопотали ему пост во фран-
цузском посольстве в Венеции. Но карьера ему не удалась, Руссо, с детства
отличавшийся строптивостью, не ужился с начальством и, хлопнув две-
рью, возвратился в Париж.Руссо вообще не принадлежал к «людям карьеры», не искал легкого
«пути наверх», а, наоборот, отвергал его. В высшем свете Парижа Руссо
имел огромный успех, все искали с ним знакомства. Но он не обратил эту
славу в деньги, поместья, титулы, слава ему была не нужна. «Мне опроти-
вел дым литературной славы», — говорил он в конце жизни.
Небольшое наследство, оставшееся Руссо после смерти отца, позволило
ему жить, не думая о заработке. И он решает посвятить себя музыке, тем
более что в Париже, благодаря его музыкально-литературным произведе-
ниям, за ним упрочилась репутация музыканта и одаренного композитора.В 40-е гг. Руссо пишет сочинения по теории музыки, создает музы-
кальные и поэтические произведения; но в это время он особенно остро
ощущает разлад с парижским светом.
В своей напряженной и трудной жизни Руссо находит отдушину в
лице молодой белошвейки Терезы Аевассер, ставшей его подругой, а
потом и женой на всю жизнь. «Ее ум оставался таким же, каким создала
его природа; образование, культура не приставали к ее уму», — пишет он
в своей «Исповеди». Но ее кротость, беззащитность, доверчивость поко-
рили его и сделали счастливым. Видимо, с этой простой девушкой он ощу-
щал какое-то родство.
Руссо сдружился с молодыми людьми, которые были критически на-
строены к существующим порядкам; среди них оказался Дени Дидро, чья
судьба в чем-то была схожа с его собственной.
Дидро и его друзья решили издавать Энциклопедию наук и ремесел.
Авторами стали литераторы, объединенные антифеодальными идеями и
идеями просветительства. Руссо тоже стал одним из энциклопедистов,
вступивших в бой со старым миром. В томах «Энциклопедии» выража-
лась новая идеология, противопоставленная существующему порядку в
обществе, его морали и догмам. В идеологической подготовке француз-
ской революции она сыграла огромную роль. Руссо, предвидя революцию,
писал, что она уничтожит зло, но при этом ее следует бояться так же,
как существования зла.
В конце 40-х гг. Руссо уже пришел к тем идеям, которые высказывал
в трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), принесшем ему
широкую известность. Однажды он, направляясь пешком к месту заклю-
чения Дидро под Парижем и перелистывая журнал, прочитал объявление
Дижонской академии о конкурсе на тему: «Способствовало ли возрожде-
ние наук и искусств очищению нравов?». Он в тот же день принялся за
трактат — так заинтересовала его тема. Дижонская академия присудила
сочинению Руссо первую премию. Опубликованный трактат вызвал горя-
чую полемику. Статьи по поводу произведения Руссо были позже опубли-
кованы в двух толстых томах.На поставленный вопрос о положительном влиянии наук и искусств
на нравы общества автор трактата отвечает отрицательно. Он пишет, что
человечество понесло невосполнимый ущерб, уйдя от своего «естествен-
ного состояния». Но при этом он вовсе не призывал к уничтожению ци-
вилизации — «такой вывод вполне в духе моих противников». Прогресс
человечества он видит в воспитании, которое будет проходить 6 гармо-
нии с природной сущностью ребенка.
Еще одно произведение Руссо (кстати, самое любимое им) — роман
«Новая Элоиза», написанный в 1758 г., а опубликованный в 1761 г., имел
необыкновенный успех, за 40 лет он издавался 70 раз, в том числе и нарусском языке. Ни одно художественное произведение XVIII в. не поль-
зовалось такой популярностью. Это сентиментальная история о средневе-
ковых влюбленных, вынужденных жить в разлуке, так как любовь оказы-
вается бессильной перед общественными предрассудками: герой романа
недостаточно родовит по сравнению с возлюбленной — дочерью барона.
Роман написан в виде писем героев друг другу.
В своих письмах герои рассуждают на религиозные, эстетические, пе-
дагогические темы. «Новая Элоиза» оказалась предшественницей педаго-
гического романа.
В 1753 г. Руссо начал работать над романом «Эмиль, или О воспи-
тании», опубликовав его в 1762 г. в Париже и Амстердаме. Публикация
романа вызвала целую бурю гнева и ярости властей и церкви. Сразу же
по выходе в свет роман был запрещен церковью, через 10 дней после
публикации весь тираж в Париже был конфискован и сожжен пуб-
лично.
Против автора было возбуждено церковью судебное дело. Он был вы-
нужден скрыться и бежать в небольшое селение недалеко от Берна
(Швейцария), но вскоре власти Женевы и Берна отказали ему в убежище,
тогда он нашел приют в небольшом городке. «...Они могут меня лишить
жизни, но не свободы», — писал Руссо.
Амстердамский тираж также сожгли, а затем книги были «казнены»
в Женеве. «Эмиль» был внесен в список запрещенных книг, а Руссо пре-
дан папой анафеме.
Русская императрица Екатерина II, прочитав «Эмиля», высказала свое
мнение: «...не люблю я эмильевского воспитания...» — и ввоз романа в Рос-
сию был запрещен.
Неприятие властями Руссо понятно — «Эмиль» содержал прямые на-
падки на аристократию и церковь, они и ополчились на него. Он вступил,
таким образом, в конфликт с обществом, до этого его признававшим.
Не поняли рассуждений Руссо и некоторые недавние его друзья, на-
пример Гельвеции, Вольтер.
Но многие выдающиеся мыслители Европы приветствовали Руссо, на-
пример знаменитые философы Кант, Юм. Ведь роман отражал мировоз-
зрение автора, оригинальное и конструктивное.Бесспорным является то, что благодаря «Эмилю» в Европе возник ог-
ромный интерес к проблеме воспитания, во Франции резко увеличилось
количество педагогических сочинений. Под впечатлением от прочтения
«Эмиля» появились горячие сторонники идей Руссо, желавшие воплотить
их в практике.
В это самое время автор бунтарского и нашумевшего произведения
живет, скрываясь от преследования властей. Из Швейцарии он тайно
перебирается в Германию, потом в Англию, где его приютил Юм.И в 1767 г. он снова во Франции, но живет под чужим именем. В пос-
ледние годы жизни он пишет еще несколько работ: «Исповедь» — свое
жизнеописание и философское осмысление жизни, «Прогулки одинокого
мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где снова возвраща-
ется к вопросам воспитания.
Скончался Жан Жак Руссо в 1778 г.
§ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО
Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагоги-
ческим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взгля-
дов на воспитание; в нем разумное воспитание понимается Руссо как
способ общественною переустройства. В романе действуют два персона-
жа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы
воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали
от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне при-
роды.
Что такое «воспитание»? В современном Руссо обществе бытовало
понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по уста-
новленному образцу с помощью литературы, религии и т.п. и превраще-
ние его путем обучения в такого человека, который нужен для соответст-
вующего «места» в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию
личность, воспитанную средствами природы, с собственными естест-
венными интересами, руководствующуюся в жизни собственными при-
родными способностями. Если господствующее воспитание стремилось
сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета,
то для Руссо воспитанный человек — это глубоко человечная личность,
добившаяся развития своих способностей и дарований.
«Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках чело-
века. Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой,
одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает
и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою
лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобраз-
ное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа —
не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как ло-
шадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево
в своем саду».Так существующее воспитание, ломая ребенка, портит его. И все это
потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с
положением его родителей: быть военным, адвокатом, служить церкви.Такое воспитание вредно для воспитанника. Руссо призывает к другому.
«Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он
не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего
человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае на-
добности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни пере-
мещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Нужно
научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету,
жить в любых условиях. Но «жить — это не значит дышать: это значит
действовать... пользоваться нашими органами, чувствами, способностями,
всеми частями нашего существа... Не тот человек больше всего жил, кото-
рый может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал
жизнь»1.
Итак, цель воспитания — сделать воспитанника человеком, воспитать
в нем прежде всего черты, нужные любому человеку.
Кто является воспитателем? По утверждению Руссо, существуют три
источника воспитания: природа, вещи, люди.
Воспитание дается нам или природою, или людьми, или вещами, но,
считает Руссо, результат достигается в воспитании тогда, когда они не
противоречат друг другу.
Природа как источник воспитания — это внутреннее развитие спо-
собностей и органов чувств человека. Природа в данном контексте — это
природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие
мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка со-
гласно его природе.
От вещей, т.е. от окружающего мира, ребенок получает много. Ребенок
появляется на свет «чувственно восприимчивым» и получает различные
впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все
больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этом развиваются
способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.
Основное воспитание зависит от людей: родителей, воспитателей, учи-
телей. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека прояви-
лась наиболее полно. Привести в гармонию действие перечисленных фак-
торов и предстоит воспитателю.Идеалом Руссо представляется человек в его естественном, не испор-
ченном обществом и воспитанием состоянии. «Если вы хотите, чтобы он
сохранил свой оригинальный вид, берегите этот вид с той самой минуты,
как ребенок является в мир... без этого вы никогда не добьетесь успеха»2.
Для того чтобы ребенок сохранил свое естественное состояние, нужно
естественнее воспитание.Руссо считает большим заблуждением педагогов стремление искоре-
нить инстинктивные склонности ребенка. Существующая система воспи-
тания портит совершенную природу ребенка. Человек по натуре добр, но
общество портит и развращает его. «Природа создала человека счастли-
вым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», — ут-
верждает Руссо.
Условием сохранения естественного состояния является свобода, она
несовместима с тиранией воспитателя. Эмиль воспитывается так, что не
чувствует гнета воспитателя. Он делает то, что ему захочется. Его обучение
состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель
больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет
от него воспитатель. Руссо пишет, что пусть воспитанник считает себя
господином, а на деле господин — воспитатель, пусть думает, что он дей-
ствует по своему желанию, на самом же деле это желание воспитателя:
«Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть
только того, чего вы от него хотите». «Нет подчинения столь совершенно-
го, как то, которое сохраняет наружный вид свободы»1, — утверждает
Руссо.
Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время
воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится
на 4 периода:
младенчество — от рождения до 2 лет;
детство — от 2 до 12 лет;
отрочество — от 12 до 15 лет;
юношество — от 15 до вступления в брак.
В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, ме-
няются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля
Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.Первые годы жизни — это время физического развития, когда ребе-
нок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы,
нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками.
В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка.
Вскармливать ребенка нужно самой матери. Не следует торопить при-
роду, заставляя ребенка говорить — всему свое время. «Подготавливайте
исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами,
предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность
быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле,
как только будет иметь ее».В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чув-
ственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содер-
жания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до на-
ступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, но
образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее
его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в трм, чтобы
отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам,
а созданный запас знаний пополнится впоследствии. «...Если хотите раз-
вить ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми он должен
управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и
здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает,
действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении: пусть он
будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму»1.
Тогда он вынужден много наблюдать, набираться опытности. Так,
Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки кни-
гами — это значит научить его пользоваться умом других, все прини-
мать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы
чувств.
В моде обучение, пишет Руссо, которое рекомендует рассуждать с
детьми; так получаются «юные ученые, и старые дети». Но дети должны
оставаться детьми, прежде чем стать взрослыми. Стремясь сделать ребен-
ка разумным, начинают его воспитывать с помощью разума, а это значит,
что начинают с конца: «Говоря с детьми с самого начала непонятным для
них языком, мы приучаем их отделываться пустыми словами». У детей
своя манера видеть, думать, чувствовать, поэтому бессмысленно требовать
от десятилетнего ребенка взрослого рассуждения.
Но все-таки необходимо учить ребенка чтению, письму, а для этого,
советует Руссо, прежде всего необходимо возбудить желание учиться:
«Внушите ребенку это желание... и всякая метода будет хороша», «Непо-
средственный интерес — вот великий двигатель, единственный, кото-
рый ведет верно и далеко».Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.
Живя в деревне, ребенок получает из своих наблюдений понятия о
полевых работах; этому возрасту свойственно желание создавать, действо-
вать, подражать. И у Эмиля появляется желание заняться огородничест-
вом; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживает за
всходами. Но однажды: «...О, зрелище! О, горе! Бобы все вырваны, почва
вся взрыта — не узнать даже места. Увы! ...Молодое сердце возмущено...
слезы текут ручьями». Выясняется, что натворил беду огородник — он
еще раньше засеял этот участок семенами дынь. «Никто не трогает ого-
рода своего соседа, каждый уважает труд другого, чтобы и его собствен-
ный был обеспечен», — наставляет он Эмиля. Так идея собственности
также осваивается мальчиком из личного опыта, а не из отвлеченных на-
ставлений и рассуждений.
Также из опыта ребенок получает уроки поведения, нравственных
отношений. Он не хочет считаться с окружающими, доставляет им жиз-
ненные неудобства — пусть из своего опыта поймет невозможность та-
кого поведения: «Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее
новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей ком-
нате: пусть на него дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк:
лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом».
«Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно
должно всегда являться естественным последствием их дурного поступ-
ка», — указывает Руссо. Не надо наказывать детей прямо за то, что они
солгали, но на них должны отразиться все дурные последствия их по-
ступка.
Физическому развитию, начинающемуся с самого рождения ребен-
ка, нужно по-прежнему уделять особое внимание. Одежда ребенка
должна быть самой простой, удобной, не стесняющей его движений;
поменьше пользоваться головными уборами. Следует приучать детей к
холоду, он никогда не вредит, если с ранних лет их не кутать; приучать
их к солнечному жару. Детям нужен продолжительный сон, нужна
жесткая постель, так как мягкая расслабляет тело. Пища должна быть
простой.«Пусть Эмиль бегает по утр;ш босиком... по комнате, по лестнице,
саду... пусть умеет прыгать с разбегу, в высоту, лазать;по дереву, перелезать
через стену» и т.н. Благодаря движению у него развиваются представления
о высоте, длине, расстояниях, таким образом виденное зрением проверя-
ется осязанием, слухом и т.д.
Итак, здоровый, крепкий, резвый, хорошо развивающийся ребенок в
12 лет будет живым, кипучим, бодрым. У него нет затверженных речей
или заученных манер, но всегда верное поведение. «...Мой воспитанник не
говорит бесполезных слов и не тратится на болтовню; ...если он ничего незнает на память, он много знает на опыте; если он хуже другого ребенка
читает в книгах, зато он лучше читает в книге природы; его ум — не в
языке, но в голове». Так в этом периоде осуществляется естественное раз-
витие ребенка.
В отроческом возрасте (12—15 лет) происходит переход от ощуще-
ний ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предме-
тов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в
том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам.
Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в
нем интерес, дать ему методы изучения. Нужно приучать ребенка сосре-
доточиваться на одном предмете, но не с помощью принуждения, а с
помощью получаемого им при этом удовольствия. Не стоит полностью
удовлетворять его любопытство, когда он обращается к наставнику с во-
просами, тогда у него возникает желание и самому дополнительно узна-
вать новое. Ребенок должен быть поглощен предметом изучения, а воспи-
татель — поглощен ребенком, чтобы незаметно для него наблюдать за
ним, заранее предугадывая его чувства, так же незаметно направлять их,
подмечать те выводы, которые делает ребенок.
Руссо поясняет свои выводы некоторыми примерами. Так, чтобы оз-
накомить ребенка с законом преломления света в воде, он подводит вос-
питанника к пруду, в котором находится палка, кажущаяся преломлен-
ной. Рассматривая палку, совершая с нею разные действия, доходят до
понимания названного закона.
Или еще пример. Воспитатель попытался говорить с Эмилем о вра-
щении Земли, об ориентировании на местности по Солнцу, но тот не
стал его слушать — зачем это? На другой день, они решили совершить
до завтрака прогулку в лес. Забрели в лес и заблудились. Изнемогая от
жары, усталые и голодные, они запутываются все больше и больше.
И тогда, сев, чтобы отдохнуть, воспитатель «наводит» Эмиля на ответ,
как искать путь домой: по тени, по Солнцу, по времени и т.п. — обо
всем этом говорилось вчера, но безуспешно. Теперь это воспринимается
совсем по-другому.Таким образом решается задача воспи-
тателя — искусно зародить желание воспитанника к изучению науки,
вызвав интерес к ней.
В результате принужденный учиться сам, Эмиль пользуется своим, а
не чужим разумом. У него мало познаний, но те, какие есть, являются его
собственными и у него нет полузнаний: «У него ум всеобъемлющий, но
не по сведениям, а по способности приобретать их — ум открытый, смет-
ливый... готовый к просвещению».
Еще одной важной стороной жизни Эмиля являются занятия трудом.
Труд, по утверждению Руссо, — неизбежная обязанность для человека,живущего в обществе: «Всякий праздный гражданин — богатый или бед-
ный, сильный или слабый — есть плут».
Ручной труд больше всего приближает человека к его естественному
состоянию, ремесленник зависит только от своего труда. Земледелие —
первое ремесло человека, оно самое честное и полезное, с него и началось
трудовое воспитание Эмиля. А дальше он сам выберет, чем ему заняться;
ведь он уже умеет пользоваться токарным станком, рубанком, пилой,
нужно лишь приобрести быстроту и легкость в их употреблении. Мужчи-
не не подойдут такие занятия, как портняжное дело (это женское ремес-
ло), торговля. Эмилю пришлось бы по вкусу ремесло, столяра; тем же
юношам, которые имеют другие наклонности, полезно делать математи-
ческие инструменты, телескопы и т.п. Лучше всего заниматься нескольки-
ми ремеслами, ведь эти занятия нужны не для того, чтобы стать специа-
листом, а для того, чтобы стать человеком. К юношескому возрасту Эмиль
трудолюбив, воздержен, терпелив.
Необычна и своеобразна роль воспитателя: он ничему не учит ребенка,
он пробуждает у него желание учиться; он незаметно направляет его
деятельность, создавая нужные условия; он организует ситуации, кото-
рые позволяют воспитаннику узнать о нормах морали. Таким образом,
воспитатель ничего не навязывает своему воспитаннику, а способствует
Эмилю почерпнуть знания из собственного опыта.
Юношеский возраст (от 15 лет): если до этого укреплялось тело
Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, то теперь настало время
для воспитания его сердца.
В это время особое значение для человека имеют чувства. Ребенок по
природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружа-
ющим. Первое его чувство — любовь к себе, а второе — к тем, кто его
окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и рели-
гиозности.Любовь к себе должна быть в это время направлена к добру, а основой
всей жизни становятся эмоции. Воспитание и в этом возрасте происходит
не наставлениями, а общением с людьми, примером, изучением истории:
«...Все уроки нужно давать молодым людям в форме действий, а не слов.
Пусть они не учат из книг того, чему можно научить их из опыта». Но в
тех случаях, когда опыт опасен, вместо того, чтобы переживать его само-
му, можно остановится на извлечении урока из истории. Так Эмиля на-
учили избегать зла и делать добро. Особенно развиты в нем симпатия к
бедным и угнетенным и желание помочь им.
Таким же образом протекает религиозное воспитание — Эмиль по-
степенно и естественно приходит сам к познанию Божественного нача-
ла, к мысли о творце мира. В рассмотрении религии Руссо выступил
скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой,
свое изгнание.
Так закончился и этот этап жизни Эмиля, теперь ему нужна подруга.
Ей посвящена последняя, пятая книга романа, названная «Софи, или Жен-
щина».
Женщина специально создана для того, чтобы нравиться мужчине и
быть ему подчиненной. Софи имеет добрые задатки от рождения, сердце
ее чувствительно, ум у нее хотя и неглубокий, но проницательный, харак-
тер уживчивый. Софи не красавица, но возле нее мужчины забывают кра-
сивых женщин. Софи любит наряды и знает в них толк. У Софи есть
природные таланты; она научилась петь, умеет играть на клавикордах,
танцевать. Она может сшить себе платье, знакома с кухней, умеет хорошо
вести счета. Софи религиозна, но в ней мало догматов и обрядов; она мол-
чалива и почтительна, т.е. обладает всеми качествами, чтобы понравиться
Эмилю. Ее воспитание как женщины, естественно, довольно значительно
отличается от того, которое получил ее жених.
Эмиль вступает в пору любви и счастья; когда он готов обвенчаться с
любимой, воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы по-
знакомиться с жизнью других народов. Только после возвращения из пу-
тешествия юноша получает согласие на брак. Воспитатель предлагает ему
поселиться в сельской местности: там возможно естественное существо-
вание людей с неизвращенным сердцем, там они смогут совершить много
благодеяний для поселян. ,
Так заканчивается роман, вызвавший такую бурную реакцию обще-
ства. В нем автор, изобличая пороки современного общества, показал
тот путь, который способен преобразить его, — это воспитание нового
человека. Руссо определил совершенно новую систему воспитания, так
как он никогда и ни в чем не был подражателем, то всегда оставался
оригинальным в поэзии, философии, музыке, в самом восприятии мира
и мышлении.Основные педагогические идеи
— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природ-
ными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить при-
родные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обще-
ством и воспитанием человек в его естественном состоянии.
— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой,
природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему
учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка
лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает
науку.— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то,
что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но
хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.
— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к
занятиям и желание учиться.
— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения;
но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формули-
руются выводы.
— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною
знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способ-
ность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми — этой
задачей следует руководствоваться в учении.
— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление
свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных за-
датков и возможностей.
Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде,
в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые други-
ми энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в
практике воспитания и обучения.