читать дальшеДжон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог,
оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и пе-
дагогики.
Он жил в эпоху английской революции, означавшей переход от доин-
дустриального к индустриальному типу производства, время глубинных
перемен в жизни европейских народов, характеризующееся появлением
новых условий для развития личности.Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника
революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Окс-
фордском университете увлекся естественными науками, медициной,
философией. По окончании университета стал домашним врачом и
воспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального полити-
ческого деятеля. Основной педагогический труд — «Мысли о воспита-
нии».
§ 1. ОПЫТ — ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ
Чувства и опыт. Локк рассматривает одну из важнейших проблем фило-
софии — сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике. В своем
труде «Опыт о человеческом разуме» он выступает против концепции
врожденности идей, которую провозглашали и пропагандировали цер-
ковь и философы-метафизики, концепции, имевшей большую поддержку
в обществе. Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей,
доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаи-
модействию с предметами и людьми — средой.
Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, полу-
чаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания,
исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются
простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмыс-
ления опыта, опыт является источником познания.
Эти утверждения Локка выражают новый в его эпоху взгляд на чело-
века и его воспитание.
Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь
ребенка и воспитание ничего не в состоянии изменить. Отрицая врож-
денность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малей-
ших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решаю-
щую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на
котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить
все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются
тем., что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезны-
ми — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие раз-
личия-между людьми»1, — пишет Локк.
Но здесь нужно отметить и еще одну особенностьего рассуждений:
он никогда не считал воспитание способным изменить мир, как, напри-
мер, французские просветители XVIII в. Существующий строй он считал
вполне рациональным и нужно лишь укрепить его, дав разумное воспи-
тание добродетельному буржуа.Мораль. Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных
принципов, человек не родится ни нравственным, ни безнравственным.
Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни; таким об-
разом, не существует и врожденной порочности человека — излюбленно-
го утверждения, насаждаемого церковью-в эпоху Средневековья. Так как
правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается
впечатление, что они врожденны. Взрослые, воспитываясь с детства в по-
чтении к определенным принципам, считают, что они были наделены ими
от рождения, являются вечными и неизменными. По мнению Локка,
нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и
основным их критерием является полезность. Главным принципом нрав-
ственности является добродетель. Поэтому нравственный человек
добродетелен, а добродетельный человек счастлив.
В «Опыте о человеческом разуме» Локк так определяет добро и зло.
«Добром» мы называем то, что может принести удовольствие или про-
длить его, уменьшить страдания, а «злом» — то, что приводит к страда-
нию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага. «Счастье или не-
счастье человека является делом его собственных рук» и происходит от
того, чего он предпочитает придерживаться в жизни — добра или зла.
Наследственность и среда. Отрицая врожденность идей, Локк в то
же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способ-
ностей: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в ко-
торых заложена возможность освоить почти любую вещь, ...но только уп-
ражнения этих сил могут сообщить нам умение и вести нас к
совершенству».
Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врож-
денные особенности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым»,
«меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать на
душу» каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена.
Среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому
же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа,
например, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у
них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к определен-
ным условиям жизни, и менять эти условия — дело ненужное и даже
вредное, утверждает Локк.Таким образом, не отрицая совсем некоторого влияния наследствен-
ности и среды, Локк считает решающим в становлении ребенка воспита-
ние, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Пер-
вые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, по его
мнению, активно.§ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание способно сформировать особую «породу» людей — джен-
тльменов. Основная цель воспитания — счастье человека, основываю-
щееся на добродетели, «добродетель в прямом смысле является высокой
и трудно достижимой целью воспитания». Она возникает не только под
воздействием наставлений и бесед воспитателя, «весь труд и все искусство
воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу
добродетелью», до тех пор, пока молодой человек «органически не полю-
бит ее», тогда он будет видеть в ней свою славу и получать от нее удоволь-
ствие. Воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья
и не препятствовать в этом другим. В душе ребенка следует закрепить
понятие о Боге, делающем добро всем, кто Его любит и почитает.
Так Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не
небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Если счастье
есть цель жизни человека, то оно должно быть и целью воспитания.
Препятствием для достижения этой цели являются: телесное чувство
неприятного; неверные, ложные суждения.
Поэтому первой задачей педагога становится достижение крепкого
физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и де-
лать необходимые для жизни выводы.
Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает
здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополу-
чия. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание
счастливого состояния в этом мире». Тот, у которого нездоровое и слабое
тело, никогда не может быть счастлив.
Заботиться о здоровье нужно с раннего возраста ребенка: закаливать
его, приучать не бояться холода, для этого обмывать его ноги ежедневно
холодной, даже ледяной водой, не бояться, что обувь промокнет от луж;
пища должна быть самой простой, следует избегать пряностей; постель
ребенка должна быть жесткой и т.н. Физическое здоровье поддерживает-
ся упражнениями в соблюдении режима жизни, благодаря спортивным
занятиям и прогулкам. Хорошо поставленное физическое воспитание спо-
собствует выработке мужества и настойчивости.Важнейшими задачами воспитания признается выработка характе-
ра, воли, нравственности, умственное развитие. Родителям дается совет:
«Ищите человека, который знал бы, как можно благоразумно сформиро-
вать характер мальчика; отдавайте его в такие руки, которые смогут... ох-
ранять его невинность, любовно поддерживать и развивать в нем хорошие
начала»1. В воспитании характера особенно важны: упражнения, опыт,
пример воспитателей и родителей.Не стоит удовлетворять все желания ребенка, но нельзя и отказывать
ему в естественных «законных» требованиях. Направлять поведение ре-
бенка помогут в первое время «страх и уважение», а в более поздние годы
воспитатель сможет влиять на поступки воспитанника благодаря любви
и дружбе с ним.
Рассуждения и поучения приносят мало пользы в воспитании; более
действенными средствами являются упражнения, пример, окружение ребен-
ка. «Детей нельзя воспитывать правилами», приучение их делать что-то осу-
ществляется практически, как только представится случай, «если возможно,
сами создайте случай». Воспитателю необходимо помнить о том, что гру-
бость и насилие следует исключить из обращения с ребенком. Кроткое, как
бы случайное внушение, ласковый тон и добрые слова, не приказ, а напоми-
нание помогут добиться результатов в воспитательной деятельности. Телес-
ные наказания нежелательны, так как «рабская дисциплина создает и раб-
ский характер»; они возможны лишь в исключительных случаях.
Джентльмен, о воспитании которого пишет Локк, должен иметь твер-
дую волю и сильный характер, но они должны быть подчинены разуму.
«Высшая инстанция, к которой человек прибегает, определяя свое пове-
дение, есть его разум... Поэтому в высшей степени важно тщательно забо-
титься о разуме, заботиться о том, чтобы правильно вести его в поисках
знания»1 и суждений.
Именно цель воспитания определяет роль и место умственного об-
разования. Ведь что, по мнению Локка, мешает личному счастью человека?
Ложное суждение. Локк резко критикует те знания, которые получили
юноши в школьном и домашнем обучении, — схоластические, оторван-
ные от жизни. Нужны такие знания, которые помогут воспитаннику ус-
пешно вести свои дела, устраивать личное счастье.
Какие научные знания следует сообщать детям? Задача воспитания
состоит не в том, чтобы дать основательное знание в любой науке, а в том,
«чтобы дать такое развитие и предрасположение уму, которое в наиболь-
шей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они самосто-
ятельно ею займутся». Следовательно, тем самым подготовить воспитан-
ника к самостоятельному добыванию знаний.Чтение, письмо, рисование, родной и французский языки, география,
математика, астрономия, хронология, этика, история, законоведение со-
ставляют круг дисциплин, необходимых джентльмену.
Словесной форме обучения, по мнению Локка, следует предпочесть
обучение с опорой на чувственный опыт, ведь чувственные представле-
ния составляют основу для возникновения сложных понятий. Для получения верных суждений требуются нормально развитые чувства, что воз-
можно при физическом здоровье. Здоровое тело — залог полноценного
умственного развития.
В методе обучения следует соблюдать определенные правила:
1. Ни один предмет, который дети должны изучить, не следует навя-
зывать им, как нечто обязательное, не нужно превращать его в бремя.
Все, что навязывается, становится тут же скучным для детей, даже если
раньше это казалось им приятным. Детям хочется показать, что они сво-
бодны, «что их хорошие поступки исходят от них самих, что они само-
стоятельны и независимы». Если же они сами не проявляют такой готов-
ности, следует их вначале расположить к труду и возбудить охоту к
предстоящим занятиям, тогда «ребенок усвоит в три раза больше» того,
что он делает неохотно или по принуждению. «Аобейтесъ того, чтобы не
воспитателю приходилось звать учиться, а чтобы они сами просили его
поучить их», тогда они станут чувствовать себя свободными в выборе и
будут увлечены учебой так же, как игрой.
2. Нужно приучить детей господствовать над собою, чтобы они были
способны в случае необходимости легко и с удовольствием переключаться
на занятия новым предметом, даже если сильна увлеченность прежним.
Ребенку нужно научиться «стряхивать с себя вялость и энергично прини-
маться за то, что указывает разум», перейти от интересного к менее при-
влекательному. Нельзя давать ребенку привыкать к лени из-за нерасполо-
жения к какому-то предмету.
Важная сторона воспитания — овладение ребенком ремеслами, тру-
довая его закалка. Живопись, токарное, плотничное, столярное дело, садо-
водство и другие полезные ремесла заслуживают усвоения и совершенст-
вования в них. Ручной труд, ремесло укрепляют здоровье, развивают
ловкость и сноровку, а также служат развлечением после занятий умст-
венным трудом. Люди, ведущие сидячую или кабинетную жизнь, должны
иметь какое-нибудь упражнение, которое могло бы одновременно развле-
кать их душу и давать занятие телу, рекомендует Локк. Отдых заключа-
ется Не в безделье, а в перемене занятий. Копание земли, посадка дере-
вьев и другие подобные и полезные занятия могут быть не меньшим
развлечением, «чем любой праздный модный спорт».При выборе ремесла или другого ручного труда для воспитанника сле-
дует избегать принуждения, «ибо приказание и насилие часто вызывают
отвращение». Нелюбимое дело ребенок захочет бросить, а если и будет
заниматься им, оно принесет мало пользы.
Локк считает необходимым изучение бухгалтерии: хотя знание бухгал-
терии не поможет джентльмену нажить состояния, она нужна, чтобы со-
хранить ему состояние. Умение вести счета потребуется человеку в тече-
ние всей жизни.Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые
могут быть кратко представлены следующим образом:
— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и
пороков;
— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощуще-
ниям и собственному опыту;
— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ре-
бенок;
— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на
добродетель;
— здоровье ребенка — первая задача воспитания;
— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;
— следует отказаться от принуждения в воспитании;
— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в вос-
питании и обучении.
Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспита-
ния, практицизм- и рационализм. Педагогические идеи Локка были изу-
чены, критически осмыслены и развиты в работах французских просвети-
телей XVIII в.