читать дальшеОтличается:
1. строгой структурой
2. логикой изложения учебного материала
3. обилием сообщаемой информации
4. системным характером освещения знаний
Предметом школьной лекции является обычно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера. Лекция применима только в работе с учениками старшего возраста, когда они достигают требуемого уровня подготовки.
Условия эффективности лекции
• составление детального плана лекции
• ознакомление учащихся с планом, темой, целью и задачами лекции
• последовательное изложение всех пунктов плана
• краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта лекции
• логические связи при переходе от одной части к другой
• проблемность и эмоциональность изложения
• живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов
• контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся
• многостороннее раскрытие важнейших положений лекции
• оптимальный темп изложения
• использование наглядности
Лекция — такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
(То, что рассказывала ЭФ)
Лектор — чтец, наставник (лат.).
Студент — старательный, усердный, преданный наукам (тот же благородный язык).
В России лекции появились в 18 веке, связаны с именем Ломоносова.
Цель лекции:
• Информационная
• Методологическая
• Воспитательная
Типы лекций:
• Вводные, вступительные
• Систематические, курсовые
• Обзорные
• Заключительные
• Проблемные
• Мотивирующие
• Актовые, эпизодические
• Публичные
Аргументы бессмертия лекций:
• учит ориентироваться в науке
• общение с преподавателем
• возможность задавать вопросы и получать ответы
• пробуждение интереса и мотивов к обучению
• возможность высказать свою точку зрения
Недостатки лекций
• Нет обратной связи
• Нет индивидуализации
• Приучает к пассивности
Подготовка преподавателя к лекции
• Опытный материал
• Освежение знаний
Проблемы лекций
• Что излагать?
• Темп лекции
• Посещение
• Время
Динамика лекций
• Начало восприятия (5 мин.)
• Оптимальная активность (20-30 мин.)
• Фаза усилий (10 мин.)
• Фаза утомления (40 мин.)
Критерии оценки лекций
• Высокий научный уровень
• Освещение последних научных достижений
• Высказывание преподавателем своей точки зрения
• Теория+практика
• Убедительность, аргументированность
• Лекция должна будить мысль и формировать интерес
• Указание на самостоятельную работу
• План лекции
• Ясность, простота, правильность языка
• Эмоциональность подачи материала
• Отношение к студентам
• Вопросы аудитории