читать дальшеУпорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Также под МО часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
В структуре МО выделяются приемы. Прием — элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.
Также в структуре выделяются объективная и субъективная части. Объективная часть обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе: общие дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть обусловлена личностью педагога, конкретными обстоятельствами.
Существуют десятки классификаций МО. Ныне считается, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный, диалектический процесс; система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать происходящие изменения.
1. Традиционная классификация. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово.
В данной классификации выделяется 5 методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
2. Классификация методов по назначению. В качестве общего признака выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке:
• приобретение знаний
• формирование умений и навыков
• применение знаний
• творческая деятельность
• закрепление
• проверка
3. Классификация по типу познавательной деятельности.
ТПД — уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по схеме обучения.
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Проблемное изложение
• частично поисковый
• исследовательский
4. По дидактическим целям выделяют 2 группы методов:
• методы, способствующие первичному усвоению учебного материала (информационно-развивающие методы, поисковые методы, исследования)
• методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (упражнения, практические работы)