читать дальшеОбучению присущи закономерности, на основе которых протекает воспитание в целом:
• Направленность обучения на решение задач всестороннего развития
• деятельностный характер обучения
• единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности учащихся
• проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения
• раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества
• учет возрастных и индивидуальных особенностей
• повышение влияния коллектива на улучшение качества работы
Специфические закономерности обучения:
• научная и мировоззренческая направленность
• проблемность
• наглядность
• активность и сознательность учащихся
• доступность
• систематичность и последовательность
• прочность обучения и его цикличность
Для реализации научной и мировоззренческой направленности учителю необходимо:
1. Глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок и неточностей
2. Обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале
3. Показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствие интересам людей
Проблемность обучения обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Только сталкиваясь с проблемами, вопросами и задачами, которые необходимо решить, учащийся включается в познавательную деятельность, проявляет мыслительную активность.
Наглядность обусловлена рядом факторов:
1. Она вытекает из того, что обучение является для учащихся способом познания окружающего мира, и поэтому процесс происходит более успешно, если он основан на наблюдении и изучении объектов, предметов и явлений.
2. Педагогический процесс требует включение в овладение различных органов восприятия; «знания будут тем полнее и точнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются» (Ушинский).
3. Наглядность основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному; ребенок мыслит больше образами, чем понятиями.
4. Наглядность повышает интерес к знаниям и делает обучение проще.
Активность и сознательность обуславливаются прежде всего целевой установкой школы — необходимостью подготовки активных и сознательных членов общества. Суть этой особенности еще и в том, что без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладеть материалом.
Доступность обучения отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной сложности перегруженности.
1. Сделать обучение доступным — значит правильно, с учетом возрастных познавательных возможностей определить его содержание, объем знаний, умений и навыков, которым необходимо овладеть.
2. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения материала.
3. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения.
4. Учет индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся
Систематичность и последовательность. Подготовка всесторонне развитого, высококультурного человека требует такого обучения, которое обеспечивало бы последовательное усвоение учащимися определенной системы знаний в разных областях науки.
Прочность и цикличность. Овладение знаниями, умениями, навыками достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены, хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Решение этой задачи требует прежде всего, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: прочное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, работа по его запоминанию, применению знаний на практике, повторение и систематизация.
Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Овладение системой научных знаний, развитие мыслительных способностей и памяти, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
1. Продумывание учителем конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, которые он будет решать
2. Подбор фактического материала
3. Выбор методов обучения
Принципы обучения
Обучение должно быть:
• наглядным
• активным и сознательным
• научным
• доступным
• систематическим и последовательным
• прочным