читать дальшеЗакономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет доби¬ваться эффективных результатов в развитии и формировании лично¬сти.
Закономерности воспитания:
а) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятель¬ность. Нельзя воспитать у него трудолюбия, коллективизма, не во¬влекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел.
Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельнос¬ти. К ним, в частности, относятся:
учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в про¬цессе которой решаются задачи умственного и технического разви¬тия;
гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;
общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий разви¬тие всех других сторон развития личности;
морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, ин¬валидами и т.д.);
художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстети¬ческому развитию;
физкультурно-оздоровительная, и спортивно-массовая работа, обеспе¬чивающая физическое развитие.
Необходимость взаимосвязанной организации всех назван¬ных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личнос¬ти является существенной закономерностью воспитания.
б) Воспитание есть стимулирование активности формируемой лич-ности в организуемой деятельности. Указанная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при усло¬вии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Примеров тому множество. Школьники или студенты успешно овладевают знаниями и развивают свои умственные спо-собности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-по-знавательной деятельности.
Активность личности - это деятельное состояние субъекта, т.е. действующего лица.
Большой движущей силой активности и развития человека явля¬ется интерес. Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой дея¬тельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворе¬ние, что и побуждает его к проявлению активности.
в) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уваже¬ние к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологи¬ческой основой этой закономерности является то, что характер отно¬шений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней опре-деленные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и не-посредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжела-тельностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспи-тательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащих¬ся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
г) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В ос-нове этой закономерности лежит психологическая идея о роли опе-режающего отражения в сознании человека тех действий, которые он стремится совершить, и тех результатов, которых он хочет до¬стичь в своем развитии.
Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность че¬ловека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и таким образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов.
д) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на поло¬жительные качества учащихся. Психологической основой этой зако-номерности является то, что, открывая перед учащимися перспек¬тивы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего лич¬ностного формирования.
Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся не¬достатки, в определенной мере обладают отрицательным внушаю¬щим воздействием. П.П. Блонский считал, что в этих случаях гораз¬до эффективнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против его недостатков.
Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектиро¬вать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задат¬кам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков.
На необходимость опираться в воспитании на положительные свойства и качества личности указывал В.А. Сухомлинский: «Главное – умение подметить в каждом ребенке его самую силь¬ную сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила свое претво¬рение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала чело¬веческая индивидуальность».
е) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуаль-ные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особен¬ности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся на¬ходится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учите¬ля. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное раз¬витие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредован¬ный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.
Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия. Один школьник от¬личается спокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на замечания, в отношениях с педагогами и сверстниками проявля¬ет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских от¬ношений. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся с уравновешенным характером легче вовле¬каются в совместную деятельность, быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Школьники же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткос¬ти, уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.
ж) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллек-тив. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективиз¬ма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Естественно, что указанная цель может быть достигнута только при условии, что лич¬ность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого вос¬питанника. Воспитание по принципу парного воздействия: педа¬гог – воспитанник – А.С. Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием кол¬лектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоро¬вой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и худо¬жественно-эстетических отношений. Вот почему в процессе педаго¬гической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разносто¬роннего развития учащихся. Без такого коллектива трудно рассчи¬тывать на высокую эффективность воспитания.
з) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласо¬ванности педагогических усилий учителей, семьи и общественных органи¬заций. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании актив¬ное участие принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность. Нетрудно представить себе, что если все эти влияния не будут сгармонированы и будут действовать в различ¬ных или тем более в противоположных направлениях, воспитатель¬ная работа не будет давать желаемого эффекта.
«...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть ника¬кого воспитательного процесса».
Таковы общие закономерности воспитания. Они называются общими, потому что относятся как к учебной работе, так и к воспи-танию у учащихся личностных качеств.
Принципы воспитания – это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. Принципы практической воспитательной деятельности устанавливаются людьми сознательно. К принципам предъявляются следующие требования.
1. Обязательность. Принципы воспитания обязательны для реализации на практике. Нарушение, игнорирование принципов снижает эффективность воспитательного процесса.
2. Комплексность. Воспитательный процесс строится с учетом не отдельных принципов, а их совокупности.
3. Равнозначность. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить.
4. Системность.