читать дальшеСущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую его эффективность обеспечивает такая организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитанникам. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
ПВ — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность этого процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.
Особенность ПВ проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность ВП обусловлена и тем, что он очень подвижен, динамичен и изменчив.
ПВ отличается длительностью: по сути, он длится всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.
Одна из особенностей ВП — его непрерывность. Это процесс непрерывного, систематического воздействия учителей на учеников. Если ВП прерывается, то воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
ПВ — процесс комплексный. Комплексность в данном случае означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.
ПВ присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях они могут очень различаться. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
ПВ имеет двухсторонний характер. Его течение идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и обратно (обратная связь). Управление процессом строится на обратных связях, на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении учителя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.