читать дальшеэтапы развития библиотековедческой мысли в России и за рубежом.
90 годы вновь слияние библеофикации. Библиотеоквед. Не сущ. Сущ. Информатики. Наши специалисты отставали в области развития информатики более чем на 30 лет и когда идеи американских библиотекарей пришли к нам в 90 годы, наши библиотекари растерялись. Скворцов утверждал, что библиотековедение - наука информационна и это взято из-за рубежа но отечественные специалисты не понимали как может информатики быть основой библиотековедение, когда библиотековедение имеет этапы развития. Библиотековедение имеет длительную фундамент развития. Два этапа: 1) предыстория (до начала 19 века): античный период, средневековый,эпохапросвящения и пр в которые создавалась библиотековедческая мысль, это было на эмперическом уровне т.е появились первые рукописи и жрец решил разделить их на архивные,храмовые док-ты, движение небесных тел,которые влияют на разлив нила, защита гос-ва и пр. Те возникает мысль, а в 17 веке появляются настоящие каталога В 18 веке уже начинается строение проекта библиотек (Анри Грекуар), но в среде просвятителей происходит толчок, начинают задумываться над тем, как библиотеку организовать. Словарь Татищева - впервые сказано что библиотекарь это тот кто знает и может заниматься двумя частями библиотеки - как ее организовать и как ей управлять. С начала 19 века идет складывание библиотековедение, как науки и появляется этот термин. Впервые этот термин ввел монах Шретенбер. Далее немецкие библиотековедение насыщают этот термин новыми знаниями и со второй половины 19 века при соединяются американцы - МэлвиДьюи - открыл школы, создал ассоциации те выделил библиотечную деятельность в отдельную сферу труда, которая должна иметь под собой научный фундамент. Начинают обращать внимание на фонды, классификации и пр. В России Собольщиков пишет работу о создании и организации публичных библиотек в губернских городах России, т.е. он предлагает библиотекарям практику под теоретическую основу. В Рос.большое значение отдавалось читателю, создавалась рекомендательная библиография для читателя, рассматривались отдельные читательские группы, Стасов сказал, что библиотека не должна быть храмом, а должна быть открытым пространством для читателя и для этого нужно познакомить читателя с книгой - создавались экскурсии, появлялись каталоги. Рубакин задумался о том, кто такой читатель - появляются этюды о самообразовании, он зад умывает о чтении как влияния здоровья на человека. Начинают задумываться на рубеже веков о типологии библиотек, классификации библиотек - улучшение работы библиотеки.
2) знания. После реформации начинается период дифуркации - разделения. На первом месте стоит вопрос о критике библиотечной буржуазной теории, марксисткой-ленинской теории. Проблема создания библиотечного стандарта.разработка начинается в 30 годы. Внимание отдается рабочим читательским группам. То затухает, то разгорается вопрос о типологии библиотек, возникают предложения о разделение научных и массовых, специальных и прочее. Попов разделяет на универсальные и специальные. Начинается великая отечественная война, начинается развитие информатики(прикладной). Писали о социальных функциях библиотековедении, задумывались вновь о типологии библиотек, стали выдвигать научные, массовые, специальные библиотеки. Выдвигался вопрос о детских. В н. 80 ых годов возникает вопрос о сущности библиотековедения. Период в 90 годы (слияние)
Задача Америки - образование (Тони Блэр).
В развитии библиотековедения выделяются два исторических этапа, которые, в свою очередь, делятся на периоды. Первый их них донаучный - этап библиотековедческой мысли, предыстория библиотековедения, который начинается в середине II тысячелетия до н.э. и заканчивается в XVIII - начале XIX в.; второй - научный, этап собственно библиотековедения, который длится с начала XIX в. по настоящее время.
Первый этап характеризуется тем, что основное его содержание составляли самые первоначальные и элементарные представления о библиотечном деле и библиотеках, которые еще не достигли уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему знаний, отражая лишь эмпирическое восприятие библиотеки в сознании человека. Библиотековедческая мысль, в отличие от собственно библиотековедения, это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения выражается в том, что первая послужила истоком, отправной точкой возникновения, становления и развития последнего как научной дисциплины [1; 22].
Основное содержание второго этапа заключается в том, что на основе библиотековедческой мысли складывается и развивается собственно библиотековедение как научная дисциплина, как система научных знаний, в конце концов получившая статус самостоятельной науки. Практически одновременно с этим шел процесс формирования библиотековедения как учебной дисциплины.
В ходе второго этапа представления о сущности библиотековедения претерпели существенные изменения. Выделяются три основные концепции сущности библиотековедения, которые последовательно сменяли друг друга в течение XIX-XX вв.:
1. Формально-техническая
2. Документалистская
3. Информационная.
При этом процесс смены концепций происходил не как полное отрицание предыдущего, а как развитие с удержанием всего ценного и целесообразного, достигнутого в предшествующий период. Так, последние две не содержат в себе полного отказа от первой. Момент "удержания" заключается в том, что библиотековедение рассматривается ими как научная дисциплина, характеризующаяся в основном прикладной (а не фундаментальной) направленностью исследований. Последняя не содержит в себе абсолютного отрицания второй, так как в необходимых случаях считает естественным и даже обязательным рассмотрение отдельных библиотечных явлений и с позиций документалистстской концепции.
Формально-техническая концепция сущности библиотековедения была характерна для XIX в., хотя ее отголоски давали о себе знать вплоть до середины XX в. Сущность библиотековедения сводилась к вопросам практического обустройства библиотек. Немецкий библиотековед М.Шреттингер, который впервые ввел понятие библиотековедения, писал, что это "...практические знания, которые требуют всецело самостоятельного изучения и которые я объединяю понятием "библиотековедение". Некоторую дань этой концепции, хотя и на более высоком уровне теоретического развития, отдала и Л.Б.Хавкина, которая делила библиотековедение на два раздела: "теоретический" и "прикладной" (практический). Лишь во второй половине XX в. данная концепция полностью утратила свое значение, однако сохранившись в "снятом" виде в последующих взглядах на сущность библиотековедения.
Господствующее положение в библиотековедении всей первой и отчасти второй половины XX в. занимала документалистская концепция. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателя и документа (главным образом, произведения печати), опосредствуемого библиотекарем, т.е. обеспечиваемого им в необходимых отношениях. Данная концепция была крупным прогрессивным шагом теории по сравнению с формально-технической. Однако со второй половины ХХ в. стала выявляться ее теоретическая недостаточность.
Под влиянием информатизации общества, высоких технологий индустрии информации, компьюникации библиотек и других объективных факторов она, начиная с 60-х гг., постепенно стала вытесняться информационной концепцией. Информационная концепция, в отличие от документалистской, ставит во главу угла не документ, не носитель, а информацию. В соответствии со смещением акцента на информацию сущность библиотековедения сводится теперь к теоретическому отражению взаимодействия человека с информацией (в виде публикаций), опосредствуемого библиотекарем. Переход библиотековедения на новую парагму вовсе не означает отмирания документалистского подхода. Речь может идти лишь о снижении статуса и сужении области применения. Если ранее документалистская концепция выступала в качестве всеобщей исходной теории библиотековедения, то теперь она должна рассматриваться в качестве частной, дополнительной по отношению к информационной. Если ранее она распространялась на всю область библиотечного дела, то теперь она должна применяться лишь в тех случаях, когда при библиотековедческом анализе явлений библиотечного дела необходимо рассматривать информацию и форму ее объективации как нечто целое, синкретическое, т.е. как документ (публикацию). Такой подход необходим при анализе процессов комплектования, решении проблем организации библиотечных фондов и т.п.
Переход библиотековедения на информационную парадигму сопряжен со многими далеко идущими теоретическими и практическими последствиями. Согласно новой концепции библиотековедение должно рассматриваться как частный раздел фундаментальной науки информатики Библиотековедение - это институционально ограниченная областью библиотечного дела, преимущественно прикладная, социальная (не техническая) по своему основному содержанию научная дисциплина домена информационных наук. Предмет библиотековедения - обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. Главная научная задача библиотековедения - теоретическое воспроизведение указанного предмета в форме научного знания, т.е. законов, принципов, теорий, понятий и т.п. Иначе говоря, библиотековедение - это научная дисциплина, изучающая законы, принципы, теории, отражающие указанный предмет. Именно в этом заключается современное понимание сущности библиотековедения как научной дисциплины [11; 30].
Информационная интерпретация сущности библиотековедения требует переосмысления таких ключевых понятий, как библиотека, ее социальные функции и др. Библиотека - это специальное учреждение культуры, осуществляющее индивидуальное по форме реализации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной как в ее фонде публикаций (библиотечном фонде), так и доступных ей информационных сетях. Главная и единственная сущностная социальная функция библиотек - это информационная функция. Все прочие социальные функции являются вторичными и производными от нее. Библиотека изначально была информационным учреждением с точки зрения ее предназначения в обществе [1; 30].
В освоении информационной концепции отечественное библиотековедение заметно отстало от многих зарубежных стран. К примеру, в США библиотековедение уже давно именуется "библиотечно-информационной наукой". В этой связи актуальная задача современного библиотековедения заключается не в критике прошлой отечественной библиотечной теории и практики, разумеется, не лишенной ошибок, деформаций и научных драм, не в наукообразном манипулировании новомодными англицизмами, хотя ничто не препятствует использованию иностранной лексики, где это неизбежно, не в разработке явно бесперспективных направлений, а во фронтальном переходе библиотековедения на информационную парадигму, предполагающую глубокое переосмысление библиотечной теории, библиотечной практики, библиотечного образования на методологической основе общечеловеческих ценностей.