Суо Нацуми
ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
Основные положения и правила аннотирования и реферирования регламентированы ГОСТ 7.9 – 95 Реферат и аннотация. Общие требования.
Аннотирование – процесс АСПИ. Цель – получение обобщающей характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. Результат аннотирования – аннотация.
Аннотация – вторичный документ, краткая характеристика первичного документа (его части или группы документов) с точки зрения назначения, содержания, вида, формы и др.особенностей.
Аннотация сама по себе должна ответить на вопрос «о чем говорится в первичном документе?»

Функции аннотации:
1) Сигнальная – аннотация представляет информацию о документе и дает возможность установить основное содержание документа;
2) Ориентировочная – аннотация позволяет решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;
3) Поисковая – аннотация используется в информационно-поисковых, в т.ч. автоматизированных системах для поиска документов.

Виды аннотаций (многоаспектная классификация аннотаций)
1. По функциональному (целевому) назначению:
- справочные аннотации – сведения о документе без критической оценки аннотируемого документа и без рекомендаций по его использованию;
- рекомендательные аннотации – помимо сведений справочного характера дают оценку аннотируемого документа и рекомендации по его использованию. Главная цель – заинтересовать пользователя!
2. По характеру отражения содержания аннотируемых документов:
- общие аннотации – характеризуют документ в целом, всесторонне. Применяется при подготовке отраслевых, тематических библиографических пособий и универсальных пособий;
- специализированные (аналитические) аннотации – раскрывают лишь часть содержания документа. Существуют две разновидности: раскрывающие определенный аспект содержания документа (отдельный вопрос, проблему) и выделяющие какую-то часть произведения (раздел, главу, параграф, статью и пр.).
Применяется в тех случаях, когда аннотируемый документ относится к теме создаваемого библиографического указателя (или его раздела) частично.
3. По количеству аннотируемых документов:
- индивидуальные (монографические) аннотации – составлены на один первичный документ;
- групповые (сводные) аннотации – содержат характеристику нескольких первичных документов: произведений одного или разных авторов, одного вида документов или одного жанра. Позволяет объединить несколько близких по содержанию документов.
4. По объему:
- краткие аннотации – 100-150 печатных знаков (1-2 предложения);
- расширенные – детально характеризуют аннотируемый документ, его часть или несколько документов (500 печатных знаков и более).
5. По глубине свертывания:
- пояснительные – состоящие из нескольких слов или одного-двух предложений (раскрывают недостаточно информативное заглавие документа);
- описательные – содержат обобщенную характеристику аннотируемого документа, перечисление основных тем, отраженных в нем («о чем сообщается в документе?»);
- реферативные – не только указывают перечень основных тем аннотируемого документа, но и раскрывают их содержание. Отвечают на вопросы «о чем сообщается в первичном документе?» и «что именно по данному поводу сообщается?». Приближены к рефератам.
6. По исполнителю или составителю аннотации:
- авторские – составлены автором первичного документа;
- неавторские – составлены работником реферативной или иной информ.-библиогр.службы.
7. По степени формализации аннотирования:
- «интеллектуальные» - составлены человеком на основе его интуитивных представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации;
- формализованные – составлены на основе формализованных методик свертывания информации.
8. По способу подготовки:
- «ручные» - без использования средств автоматизации, например, ПК;
- аннотации, полученные автоматизированным способом.
9. По области применения:
- издательские (прикнижные) аннотации – специально подготавливаются издательством с целью хар-ки содержания и особенностей издания, указания отличительных достоинств издания вообще и для определенного круга читателей в особенности. Цель – повлиять на покупательский выбор, используя для этого само издание.
- библиографические аннотации – используются при производстве широкого круга информационных продуктов: библиогр.указателей, персональных и реферативных изданий и др. Назначение – информирование читателя о содержании аннотируемого документа и принятии решения о том, следует ли ему обращаться к первичному документу.

Процесс написания аннотаций предполагает осуществление трех этапов:
• оценки информационной значимости документа и выбора вида библиографической характеристики;
• анализа содержания с целью выявления наиболее существенных сведений;
• обобщения наиболее значимой информации для составления аннотации. Аннотация должна быть лаконичной , но в то же время достаточно конкретна, со ссылкой, в случае необходимости, на факты, имена , даты и т. п.

Структура текста справочной аннотации (после библиографического описания)

- Сведения об авторе
- Сведения о форме (жанре) первичного документа
- Предмет, объект или тема первичного документа
- Новизна, актуальность темы
- Характеристика содержания первичного документа
- Отличительные особенности данного издания или причины переиздания
- Характеристика справочного аппарата
- Целевое и читательское назначение
Справочная аннотация пишется обычно на научную литературу.

Структура текста рекомендательной аннотации (после БО)

- Сведения об авторе
- Краткая характеристика творчества
- Характеристика аннотируемого произведения
- Оценка анализируемой деятельности
- Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления
- Целевое и читательское назначение
Рекомендательная аннотация пишется обычно на научно-популярную литературу, художественную литературу, детскую литературу, литературу по искусству.
Оценка в рекомендательной аннотации может быть скрытой и открытой.
Определяющим качеством рекомендательной аннотации является по возможности максимально объективная, ориентируемая на конкретного потребителя, открытая оценка первоисточника.

Реферирование – процесс АСПИ, заключающийся в анализе первичного документа и извлечения из него наиболее важных в смысловом отношении сведений: основных положений, фактографических данных, результатов, выводов.
Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических заключений автора реферата.

Структура реферата:
1. Заголовочная часть (заглавие и БО);
2. Собственно реферативная часть (текст, таблицы, иллюстрации);
3. Справочный аппарат (дополнительная информация).
Реферативная часть состоит из обязательного справочного вступления (сведений об авторе), основного текста и заключения (авторского резюме + информации о малоинформативных разделах первичного документа, его приложениях).
Справочный аппарат состоит из сведений о количестве иллюстраций и таблиц в тексте первичного документа, указания количества притекстовой библиографии, ссылок и примечаний составителя, фамилии составителя или организации, составляющей реферат, фондовый номер первичного документа, индекс УДК, шифр реферата по рубрикатору.

Основными функциями реферата являются:
1. Информационная – реферат представляет информацию о документе и устраняет необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;
2. Поисковая – реферат используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документов и информации;
3. Справочная;
4. Коммуникативная;
5. Сигнальная – сообщает сведения о планируемых выпусках.
Реферат – своеобразная модель первичного документа, может заменять первичный документ.

Объектами реферирования являются научные статьи (теоретические, экспериментальные, методические, описательные и т. д.), главы из книг (монографий, сборников трудов и т. д.), патентные документы, депонированные рукописи, сборники трудов, диссертации. Не подлежат реферированию ГОСТы, технические условия, инструкции, прейскуранты, каталоги оборудования, справочные издания (энциклопедии, словари, справочники), художественная литература и т. д.

По целям реферирования различают информативный и индикативный рефераты.
Информативный реферат – расширенный, фактографический, реферат-конспект.
Отвечает на вопрос «что сказано в первичном документе?»
Индикативный реферат – указатель, реферат-резюме. Пишется в пассивном залоге!
Отвечает на вопросы «какая информация может быть найдена в первичном документе?», «с какой степенью полноты она изложена в нем?»

Процесс составления реферата предполагает последовательное осуществление шести этапов:
1.Ознакомительное чтение, предварительный анализ.
2.Внимательное чтение, углубленный анализ.
3.Определение вида реферата—расширенный или краткий, общий или специализированный.
4.Определение структуры реферата.
5.Синтез информации, компоновка текста в соответствии с требованиями к структуре и стилю реферата.
6.Оформление реферата в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95.
Одним из видов формализованной методики реферирования является экстрагирование – извлечение из первичного документа наиболее ценных в смысловом отношении фрагментов текста.
Для этого:
- определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав реферата. Аспекты содержания, выделяемые в ходе анализа первичного документа, - это относительно самостоятельные части текста, обладающие смысловым единством. Их выявлению способствует использование маркеров – характеристических слов или словосочетаний, однозначно определяющих тот или иной аспект содержания;
- с использованием маркеров и индикаторов из текста первичного документа выделяются имеющиеся в нем основные аспекты содержания. Индикаторы представляют собой устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание читателя на отдельных фрагментах текста;
- по заранее установленным правилам на основе выбранных из текста первичного документа аспектов содержания составляется, а затем редактируется реферат.

@темы: гос, Билеты