Суо Нацуми
ля-ля-ля, фа-до-ля фа-до-ля. ми-ми-ми, фа-до-сольдиез фа-до-ля
Библиотека является одним из производителей информационных продуктов и услуг, основным и исторически первоначальным информационным институтом, обеспечивающим общественное использование социально значимой документной информации.
Ю. Н. Столяров, связывая с библиотечным обслуживанием реализацию социального предназначения библиотеки, определил стандартный спектр библиотечных услуг& Это: предоставление абоненту в пользование библиотечного фонда, справочно-поискового аппарата, библиотечных помещений, оборудование и мебели; помощь абонементу в разыскивании необходимых сведений о документах; поиск и доставка требуемых документов, информирование абонентам о пертинентных (соответствующих его потребности) документах и рекомендация их; обеспечение обобщения абонентов в области интересующих их источников между собой и со специалистами, воспитание библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения.
Библиотечная услуга – это конкретный результат библиотечного обслуживания (полезный эффект библиотечного труда), удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки.
Пользователь обращается в библиотеку с запросом, по которому он хотел бы:
• получить определенную книгу, журнал, газетную статью, нормативно-правовой документ, видеофильм и т. д.
• литература по интересующей его теме;
• конкретные фактические сведения;
• информацию о мероприятиях б-ки и возможности участия в них; 1
• консультацию по самостоятельной работе с литературой, поиску документов в СБА, оформлению списков литературы и т. д.

Свою информационную потребность читатель формирует в виде словесного запроса, который не всегда адекватно передает содержание потребности. Поэтому умение уточнить определенные читательские запросы, является обязательным компонентом профессиональной подготовки библиотекаря.
Предметом библиотечной услуги могут быть:
o документы или их копии;
o библиографическая информация (уточненное библиографическое описание, списки, указатели литературы);
o факт или подборка фактов;
o тематические подборки и дайджесты (фрагменты текстов самых различных документов, выявленные и скомпонованные в соответствии с содержанием и логикой читательско- го запроса);
o консультации, облегчающие читателям самостоятельный поиск информации, работу с традиционными и электронными документами и т. д.

Классификация информационных продуктов и услуг.
Разнообразие ассортимента НПУ актуализирует проблему их классификации, к рассмотрению которой мы переходим.
По данным частного анализа специальной литературы на статус существенных оснований классификации ИПУ могут претендовать: характер представляемой информации, целевое назначение, сфера ее применения, способ производства информации можно различать: Следующие виды НПУ:
• документальные (документы);
• библиографические;
• фактографические;
• аналитические; •
консультативные

Основу другого варианта многоаспектной классификации ИПУ, разработанной В. В. Брежневой и В. А. Минкиной составляют следующие фасеты:
• характер предоставляемых сведений;
• ресурсная база;
• особенности поиска информации и критерии ее отбора;
• основания для осуществления обслуживания;
• место и способ представления информации.
Фасетный метод может быть положен в основу многоаспектной характеристики реального ассортимента НПУ (конкретно информационной службы или сектора информационного рынка). 6 Различные варианты и формы предоставления научно обоснованных классификаций ИПУ (в виде иерархического ряда, матрицы, дескрипторной статьи) могут быть востребованы в ходе проведения библиотековедческих исследований для анализа практической деятельности, организации профессионального обучения и повышения квалификации библиотечного персонала в процессе разработки словарей предметных рубрик, рекламных проспектов и буклетов информационных продуктов и услуг библиотек.

Услуга уникальна, неповторима, что объясняется несколькими причинами:
• индивидуальным характером читательских запросов;
• различными возможностями СБА разных библиотек;
• различным профессиональным опытом сотрудников библиотеки, представляющих ус- лугу;
• эвристическим характером сложных библиографических и фактографических запросов, выполнение которых не поддается алгоритмизации.

К обязательным бесплатным услугам относятся:
• предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа;
• предоставление информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;
• консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;
• открытые просмотры литературы, тематические выставки в помещении библиотеки;
• предоставление читателей во временное пользование документов из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе.

Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют дополнительных не обеспечивающих государством материальных затрат, связанных с использованием копировально- множительной техники, компьютерных сетей, связи, обращение к коммерческим базам данных и т. д.
С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут быть разовые или представляемые на постоянной основе (выставки и указатели новых поступлений, ИРИ). С точки зрения основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными подготовляемые персоналом в ходе реализации библиотечной просветительной функции. И наконец, с точки зрения ресурсов, использованных для оказания услуг с привлечением совокупных информационных ресурсов обществ. Последние занимают все большее место неизмеримо расширяя возможности библиотеки и повышая их престиж
Таким образом, традиционно «библиотечными» могут быть признаны услуги, реализованные на базе документных фондов библиотек и их объединений (библиотечных сетей и систем).
Предоставление услуг, в свою очередь, требует создание специфических библиотечных (библиографических) продуктов: каталогов, картотек, БД, библиографических списков, указателей литературы, информационных бюллетеней и т. п. Тем самым обеспечивается эффективная эксплуатация библиотечных фондов.
Документные услуги – представление первичных и вторичных документов. Библиотека расширяет услуги за счет освоения информационных, образовательных и социально культурных технологий.
Подготовка фактографических продуктов в силу трудоемкости процессов их создания и актуализации имеет ограниченное распространение в библиотеках. Выполнение фактографических услуг в библиотеках (фактографических справок), осуществляемое по индивидуальным запросам, отражает преимущественно массовый потребительский спрос или профиль обслуживания.
Научно-аналитические продукты. (аналитические обзоры и справки, проблемные и итоговые доклады, реферативных переводов, отчетов о проведенных научных исследованиях и т. п.) Не смотря на ограниченную (библиотечную сферу) применения, эти материалы, наряду с публикациями в научных сборниках и в специальной периодике, являются уникальным источником информации, состоянии и перспективах развития библиотечной деятельности, накопленном опыте и его методическом осмыслении. Программа продукта и оригинальное лингвистическое обеспечение ведущие библиотеки России. Копировально-множительные услуги, издательско-полиграфические услуги, рекламные продукты и услуги, образовательные услуги (консультации, оформление библиографических записей, список литературы, проведение занятий по формированию библиографической, информационной культуры, навыков работы с литературой, методикой скорочтения.
При библиотеках создаются курсы-школы языков, эстетического развития, проводятся лекции, создаются клубы и объединения по интересам. Относительно новыми и перспективными направлениями образовательной деятельности библиотек становится: организация компьютерных классов, обучение основам компьютерной грамотности, участие в проектах и программах дистанционного обучения, непрерывного образования, переквалификации кадров. Внедрение новых информационных технологий в библиотечную практику, актуализировало значение образовательных услуг, связанных с обучением и повышением квалификации библиотечных специалистов (профессиональные консультации, курсы, семинары, индивидуальная и групповая стажировка и др.).
Досуговые услуги для студентов вместе с центром культуры и искусств (фестивали, конкурсы, игровые программы, тематические вечера, игры, викторины, литературно-музыкальные гостиные). Технология социально-досуговой деятельности, требует специальных знаний о ее методах, средствах, ресурсах и результатах; профессиональных умений разработки сценариев, режиссуры, организации действия, учета, мотивов творчества и особенностей зрительного восприятия. Подготовка и предоставление досуговых услуг требует от библиотечного персонала не только признания, но и специальной подготовки.
Таким образом, современная библиотека является многономенклатурной производственной и сервисной системой, представляющей своим пользователям широкий спектр информационных продуктов и услуг (информационных продуктов и услуг (библиотечных, библиографических, факсографических, копировально-множительных, рекламных и др.).


Тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг.

Наблюдается тенденция специализации объектов данных по отдельным отраслям и проблемам.
Постепенно поиск информации в удаленных БД становится основным видом информационных услуг.
Среди фирм, обеспечивающих доступ в БД, наметилась специализация в ходе которой выделились:
Информационные супермаркеты – службы предоставляющие доступ к большому количеству разнообразных по тематике БД (ДІАLOG);
специализированные службы, ориентированные на конкретные группы пользователей по профессиональным и иным интересам (LEXIS, NEXIS);
службы библиотечной ориентации, имеющие доступ к электронным каталогам, видеотекстовые службы (Viewtron);
службы выявляющие функции телекоммуникационного шлюза к разным информационно-поисковым системам и БД (Easement, Internet).

В группу потребительский свойств могут быть включены следующие характеристки информа- ционных продуктов и услуг:
• адресность информации;
• оперативность представляемой информации;
• временные затраты на подготовку и исследование информационного сообщения;
• возможность многоаспектного поиска информаций;
• надежность представленных данных;
• многоаспектность охвата темы, проблемы в пределах основной и сложных областей;
• знания и практическая деятельность;
• возможность машинной обработки и распространения информации;
• доступность;
• защищенность от несанкционированного доступа и воздействия;
• условия хранения и актуализации;
• эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др. Ее отличительные черты от аналогичных характеристик материальных объектов:
• ценность информации индивидуализиров.
• качество и количество информации не убывает по мере ее потребления;
• многоаспектность (избыточность) информации


Перечень информационных продуктов и услуг, предоставляемых библиотеками и службами информации

Ассортиментные группы Виды информационных продуктов и услуг
Информационные продукты и услуги,
предоставляемые в результате докумен-
тального обслуживания Адресные справки
Предоставление по временное пользование
(на абонементе или в читальном зале документов из фонда)
Предоставление в постоянное пользование (скачивание)
документов из полнотекстовых БД
Электронная доставка документов; МБА
Информационные продукты и услуги,
предоставляемые в результате
библиографического обслуживания Устные справки;
– на уточнение библиографического описания;
– тематические.
Библиографические пособия
(указатели, списки литературы; БД);
– тематические и проблемно-тематические;
– новых поступлений;
– библиографические, трудов, организаций
страноведческие, краеведческие
Тематические подборки
Библиографические и реферативные обзоры
Списки цитируемой литературы
ИРИ (Избиральное распространение информации)
Информационные продукты и услуги,
предоставляемые в результате
фактографического обслуживания Фактографические справки
Фактографические БД, справочники, досье,
(адресно-фирменные, биографические, ценовые)
Бизнес-справки
Пресс-клиппинг (дайджесты: новостные ленты
(бегущая строка); персональные газеты)
Комплексные информационные
мероприятия Выставки
Презентации
Ярмарки
Бизнес-семинары
Конференции
Круглые столы
Дни информации

@темы: гос, Билеты